Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу.
Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84
Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию представлена дипломная работа выполненная по теме Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат».
Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия.
Целью исследования явилась объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
Проблема анализа и управления себестоимостью стоит перед многими предприятиями, в том числе и перед рыбоперерабатывающими. В Приморском крае одним из крупнейших перерабатывающих предприятий является ОАО «Владивостокский рыбокомбинат». Рыбокомбинат выпускает около 250 наименований продукции. На предприятии функционируют десять цехов, но объектом анализа в дипломной работе в основном выступал консервный цех.
Особенность рыбоперерабатывающих предприятий заключается в том, что они являются материалоемкими и большую часть в себестоимости занимает материальные затраты (о чем свидетельствуют данные на странице 2).
Несмотря на увеличение объема выпуска консервной продукции с 2001 г. по 2002 г. в два раза, затраты на производство увеличились только на 53%, что является положительной тенденцией. Анализ себестоимости консервной продукции показал следующее, в целом за 2002 г. рыбокомбинат уменьшил себестоимость консервной продукции на один миллион рублей по сравнению с 2001 г. или на 5,94%. Сокращение себестоимости произошло в результате снижения себестоимости единицы продукции в 2002 году. Рыбокомбинат в 2002 году сумел снизить себестоимость не только за счет внешнего (независимого) фактора цен на ресурсы, но и за счет более экономной, налаженной работы на предприятии, то есть внутренних факторов. В частности за счет снижения отходов, повышения производительности труда.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующйе факторы:
использование более дешевого сырья и материалов в производстве;
рост заработной платы и отчислений соответственно (средняя заработная в 2002 году 4020 руб., изменение за три года составило 2580 руб.);
переоценка амортизационных фондов в связи с приобретением оборудования;
увеличение доли кредитов и процентных ставок;
подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;
повышение расходов связанных с реализацией продукции.
При анализе себестоимости на 1 тубу консервной продукции был проведен анализ по статьям затрат. Он позволил более детально изучить процесс формирования себестоимости единицы по каждому виду консервной продукции, а также представить систему ценообразования на предприятии. (см табл. 2)
Из проведенного анализа по статьям затрат вытекает, что самую большую часть в затратах по консервной продукции занимает рыбное сырье около 40%, затем затраты на жестяную банку около 25-38%. и сумма накладных расходов 15-20%. Получается, что расходы по этим трем статьям лежат в основе формирования себестоимости единицы продукции. В целях экономии издержек и снижении себестоимости консервной продукции было бы уместно закупать консервную банку и складировать. Увеличение запасов жестяной банки связано с тем, что ее отпускная цена до недавнего времени росла в среднем на 20 копеек в год, однако, в текущем месяце цена поднялась на 1 руб. Это грозит резким увеличением себестоимости консервной продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции позволил установить следующее сумма затрат на рубль товарной продукции выросла за год на 12,19 копеек в 2002 г. Это рост с позиции себестоимости является существенным и произошел он за счет снижения отпускных цен на консервную продукцию на 20%.
Изменение отпускной цены привело к снижению выручки рыбокомбината в общей сумме -7 115 123,80 рублей. Известно, что с каждым годом цены на рынке постоянно растут и это обусловлено многими причинами. Но почему отпускные цены на консервную продукцию снизились за год? Это связано с тем, что руководство испытывало трудности с реализацией консервной продукции и намерено снизила отпускные цены.
В настоящее время предприятие испытывает ряд проблем и первая из них - неполное использование производственных мощностей, что отрицательно сказывается на рентабельности. Производственные мощности рыбокомбината по консервному цеху среднем загружены в настоящее время менее чем на 30%, а по отдельным видам продукции и того меньше.
Для осуществления запланированного выпуска консервной продукции на 2003 год предприятие планирует приобрести кредит по 20% годовых, что повысит себестоимость консервной продукции на 1 руб за банку. За счет реализации продукции в первом полугодие планируется погасить сумму кредита.
Следует отметить, что прибыль, заложенная рыбокомбинатом в отпускной цене на каждую консервную банку, составляет всего 10%. С этой «прибыли» необходимо произвести вычеты. Рентабельность консервной продукции в конечном итоге составит примерно 5%.
В работе также был проведен факторный анализ себестоимости консервной продукции в перспективе. Рыбокомбинат за счет запланированного увеличения объема выпуска продукции в 2003 г. увеличит затраты на производство и тем самым производственную себестоимость продукции. Ожидается увеличение себестоимости единицы продукции, которое произойдет под влиянием роста цен на жестяную банку и на рыбное сырье. Анализ показал, что под влиянием четырех основных факторов (объем продукции, структура продукции, ресурсоемкость и цен на ресурсы) предприятие увеличит производственную себестоимость в первом полугодии 2003 года в размере: 42 066 635,44 рублей.
Задача приобретения дешевого сырья является ключевой проблемой предприятия. Она решается двумя способами.
Первое, приобретение собственного рыбодобывающего флота, что являться дорогим вариантом и требует капитальных инвестиций. Рыбокомбинат имеет инвестиционный проект по приобретению флота, а также другие программы развития. Несмотря на наличие таких планов все это остается на бумаге. Одной из причин этого является отсутствие инвестиций в рыбную отрасль и поддержка государства. Предприятию для реализации программы приходится рассчитывать только на собственные силы. При этом следует заметить, что если даже добиться 100% загрузки мощностей комбината, то трудности со сбытом готовой продукции не позволят получить достаточного объема свободных средств, для вложения их в обновление оборудования.
Второй способ приобретения дешевого сырья заключается в поиске поставщиков-добытчиков, минуя цепь посредников. Следует заметить, что, если в Японии только 15% рыбы продается посредниками (остальная непосредственно производителями), то в России от 30 до 70% рыбы реализуется через посредников, что существенно сказывается на себестоимости продукции.
В 2002 году рыбокомбинат использовал более дешевое сырье, чем в 2001 году (особенно по сельди), что привело к снижению себестоимости единицы продукции и тем самым сокращению производственных затрат. Но в настоящее время цены на рыбную продукцию постоянно растут из-за износа основных средств рыбодобывающих предприятий, больших затрат на обеспечение оборудования ловли и его обслуживание, снижения общего вылова рыбы, которое связано с ограниченностью квот и падением рыбных запасов морей, инфляции, удорожания электроэнергии, стоимости нефти. Все эти и другие факторы отрицательно влияют на себестоимость рыбной продукции и бьют по карману, доступности и достатку обеспечения рыбой населения.
В этой связи, отсутствие собственных добывающих судов и, следовательно, дешевого сырья, делает положение Владивостокского комбината невыгодным на рынке. Предприятие теряет конкурентоспособность От решения данного вопроса зависит его благополучное состояние в будущем.
Доклад закончен, благодарю за внимание.
91
[1] Подпункт «э» п. 2 разд. 1 Положения.
[2] Подпункт «э» п. 2 разд. 1 Положения.
[3]3 Максимова В.Ф. Микроэкономика / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 1999. – с.30.