Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:41, курсовая работа
Целью работы является анализ коммерческой деятельности предприятия и определение направлений ее совершенствования.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
- на основе теоретических источников рассмотреть сущность и значение коммерческой деятельности в сфере розничной торговли;
- изучить методы и показатели оценки эффективности коммерческой деятельности;
- проанализировать состояние и организацию коммерческой деятельности на предприятии ООО «Строительный квартал»;
- разработать предложения по совершенствованию организации по формированию ассортимента и работы с покупателями ООО «Строительный квартал».
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и основные направления коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.2 Методы оценки коммерческой деятельности
1.3 Показатели оценки коммерческой деятельности
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ КВАРТАЛ»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация коммерческой работы
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Совершенствование организации по формированию ассортимента
3.2 Совершенствование организации работы с покупателями
3.3 Расчет эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К факторам прямого воздействия относят: государство, потребителей, поставщиков, конкурентов. К факторам косвенного воздействия относят: политику, экономику, социально - культурные, научно - технические и др.
Для более полной оценки следует провести SWOT - анализ, т.е. оценить «сильные стороны» компании и «слабые стороны» (недостатки). Среди «сильных сторон» указываются внутренние преимущества предприятия, которые делают его конкурентоспособным на рынке.
Необходимо обратить внимание, что «возможности» и «угрозы» среды, где компания осуществляет свою деятельность - это явно внешние факторы.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая - то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и других значимых аспектах.
Ниже приведен SWOT - анализ в таблице 2.4
Таблица 2.4 - SWOT - анализ ООО «Строительный квартал»
Возможности: |
Угрозы: |
1 |
2 |
потенциально позитивные внешние факторы |
потенциально негативные внешние факторы |
улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание |
выход на рынок новых конкурентов |
контроль за расходами |
рост налогов |
ухудшение позиций конкурентов |
изменение вкусов покупателей |
появление новых поставщиков с гибкими системами скидок |
интенсивность конкурентов |
рост уровня доходов предприятия | |
появление новых технологий |
Продолжение Таблицы 2.4
1 |
2 |
повышение общего состояния экономики, под воздействием которого формируется покупательский спрос и манера тратить деньги |
|
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
потенциально позитивные внутренние факторы |
потенциально негативные внутренние факторы |
Премирование работников, денежное поощрение хорошей работы |
наличие сильных конкурентов в городе |
Проведение акций | |
Удачное расположение | |
Налаженные связи с крупнейшими поставщиками | |
Система скидок |
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего - то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит фирму в неблагоприятное положение. Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование, как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Отсюда успешная реализация товаров, которая обеспечивает эффективность работы предприятия.
Выручка от реализации товаров из года в год растет высокими темпами. Качество продукции удовлетворительное. Ведется работа по обновлению ассортимента, а также по сокращению потерь и затрат, что позволяет фирме удерживать достойное место на рынке и повышать конкурентоспособность.
Таким образом, проанализировав основные показатели деятельности можно сделать вывод, что предприятие ведет политику, направленную на то, чтобы получить прибыль, укрепить свои позиции на завоеванном рынке, привлечь как можно больше покупателей и расширить ассортимент предлагаемой продукции. Выполнение плана и динамика оборота розничной торговли зависят от обеспеченности ресурсами, правильности их распределения и использования.
Показатели оборотных средств представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5 - Показатели динамики, состава, структуры оборотных средств ООО «Строительный квартал»
Показатели |
Стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
Структура оборотных средств 2012 год, % | ||||
2011г. |
2012 г. |
темп изменения, % |
2011г. |
2012 г. |
Откло-нение, (+,-) | |
Оборотные средства - всего, в том числе: |
999,00 |
1575,00 |
157,66 |
100,00 |
100,00 |
- |
запасы |
148,00 |
239,00 |
161,49 |
14,81 |
15,17 |
0,36 |
дебиторская задолженность |
750,00 |
749,00 |
99,87 |
75,08 |
47,56 |
-27,52 |
денежные средства |
36,00 |
534,00 |
1483,33 |
3,60 |
33,90 |
30,30 |
прочие |
65,00 |
53,00 |
81,54 |
6,51 |
3,37 |
-3,14 |
Таблица 2.5 характеризует состав и структуру оборотных средств, так наибольший вес в структуре в 2011 году представляет дебиторская задолженность 75%, наименьший вес - денежные средства - 3,60%. В 2012 году ситуация изменилась в сторону уменьшения дебиторской задолженности и увеличения денежных средств на 27,52% и 30,30%, что свидетельствует об изменении политики работы с дебиторами.
В рисунке 2.3 наглядно представлена структура оборотных средств.
Рисунок 2.3 - Структура оборотных средств за 2012 год
Выполнение плана и динамика оборота розничной торговли зависят от обеспеченности ресурсами, правильности их распределения и использования.
В отчетном году наметилась тенденция к увеличению оборотных средств, самой мобильной части ресурсов, за счет растущей дебиторской задолженности. Формирование крупных сумм на запасы предприятия.
В конце года предприятие подводит итоги своей работы. И это касается не только бухгалтерской отчетности. Также оценивается рентабельность деятельности предприятия - насколько оно улучшило финансовое положение, упрочило свой статус на рынке. Если этого не произошло, то надо определить причину. И продумать над повышением эффективности работы предприятия. Оценка эффективности деятельности предприятия начинается с анализа общих показателей: прибыли и рентабельности, без изучения которых невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности коммерческой деятельности, усиления материальной заинтересованности работников предприятия в достижении высоких конечных результатов при наименьших затратах труда и средств.
Изучив конечные результаты деятельности за 2011 - 2012 годы можно сделать вывод, что за 2012 год предприятие оптимизировало затраты, увеличило объем деятельности, а следственно и доходы, увеличило ресурсную базу и получило положительный финансовый результат.
Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость компании от внешних займов и представляет собой отношение заемного капитала к собственному капиталу и равен 7,75.
Чем выше это соотношение, тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия, и тем выше потенциальная опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Считается, что данный показатель в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение компании в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процента на заемный капитал при прочих равных условиях компания не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов.
Таким образом, подводя итоги деятельности ООО «Строительный квартал» за 2012 год, можно сделать вывод, что предприятие обладает достаточно эффективной структурой работающих активов, способно обеспечить достаточный уровень доходности, может в дальнейшем повышать объем деятельности и тем самым получать положительный финансовый результат, который является основным показателем эффективной коммерческой работы магазина.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
3.1 Совершенствование организации по формированию ассортимента
В основе товарной политики предприятия лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой - положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.
Отсутствие детально проработанной товарной политики может привести к неустойчивости структуры ассортимента из - за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью изделий. Принимаемые в таких случаях оперативные маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Напротив, хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации, исходящие из внутренней и внешней среды предприятия.
Существует распространенное мнение, что полнота ассортимента торгового предприятия должна быть максимальной. Это объясняется тем, что в отличие от производственных предприятий, розничные предприятия должны стремиться постоянно расширять свой ассортимент. Однако при работе с показателем полноты ассортимента следует иметь в виду, что бесконечное его увеличение невозможно в силу объективных причин. Может случиться так, что на определенном этапе увеличение полноты станет невыгодно для предприятия, так как ввод каждого дополнительного наименования продукции или ассортиментной группы требует определенных затрат, а прибыль от таких действий может и не поступать. Поэтому при работе с рассматриваемым показателем необходим рациональный подход к их изменению.
Полнота ассортимента должна соответствовать принятой ассортиментной политике. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы.
Рекомендуется формировать сопоставимый ассортимент исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности групп покупателей, диапазона цен. Он позволяет предприятию создавать прочный имидж и обеспечивать стабильные отношения с поставщиками. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сделать предприятие, уязвимым по отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам. Поэтому следует говорить о формировании ассортимента оптимальной полноты с учетом всех существующих факторов.
Для характеристики ассортимента отдельных предприятий торговли и определения результативности ассортиментной политики нами были проанализированы структура ассортимента, его широта и частично глубина.
В результате анализа выявили, что наибольшим спросом пользуются кровельные материалы, а именно металлочерепица Монтерей, в виду своих характеристик и доступной среды.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика служат свидетельством грамотной ассортиментной политики. Как мы установили, что полнота ассортимента на нашем предприятии зависит не от торговой площади магазина, объемов товарооборота, а от четко спланированной работы всего коллектива.
Доверием у поставщиков товаров пользуется как фирма принимающая товар крупными партиями, своевременно производящая расчеты, имеющая высокую степень надежности (высокие темпы товарооборота и т.д.).
Для повышения уровня обслуживания уделяется особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности поставки. Устойчивость ассортимента - ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности наиболее интересным показателем является степень обновления товарного ассортимента.
Руководством постоянно проводится мониторинг ассортимента и предпочтений клиентов, с целью оперативного реагирования на изменившиеся тенденции: вводят в ассортимент товары с улучшенными потребительскими свойствами и снимают с продажи морально устаревшие позиции.
Для повышения эффективности хозяйственных связей необходимо акцентировать внимание на долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и особенно выполнение договорных обязательств, которые в свою очередь приведут к повышению имиджа организации как надежной и добросовестной фирмы.
ООО «Строительный квартал» является официальным дилером продаваемых товаров, что является дополнительным конкурентным преимуществом в виде высокой информированности специалистов о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах.
Информация о работе Совершенствование организации по формированию ассортимента