Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:28, курс лекций

Краткое описание

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это самостоятельная
экономическая наука, она изучает показатели хозяйственной деятельности предприятия в их динамике и развитии с целью выявления резервов.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы и конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Раздел 1 Теория экономического анализа.
Тема 1 Предмет, задачи и приемы экономического анализа
1.1 Предмет, экономического анализа, его задачи
1.2 Приемы экономического анализа, их классификация
1.3 Прием цепных подстановок
Тема 2 Виды экономического анализа и его информационное обеспечение
2.1 Классификация видов экономического анализа
2.2 Текущий ( ретроспективный ) анализ
2.3 Требования предъявляемые к анализу
2.4 Источники информации для анализа
2.5 Система показателей в экономическом анализе
Раздел 2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности.
Тема 1 Анализ технико – организационного уровня производства.
Тема 2 Анализ производства и реализации продукции.
2.1 Значение и задачи анализа выполнения производственной программы.
2.2 Анализ выполнения плана по объему выпускаемой продукции.
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре.
2.4 Анализ качества выпущенной продукции.
2.5 Анализ ритмичности производства.
2.6 Анализ выполнения плана по объему реализации.
Тема 3 Анализ состояния и эффективности использования основных
средств
3.1 Значение и задачи анализа использования основных средств
3.2 Анализ состава, движения и состояния основных средств
3.3 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
3.4 Анализ использования основных средств
3.5 Анализ использования оборудования
Тема 4 Анализ выполнения плана материально – технического обеспечения.
4.1 Значение и задачи анализа выполнения материально – технического
обеспечения
4.2 Анализ выполнения плана снабжения
Тема 5 Анализ использования трудовых ресурсов
5.1 Значение анализа выполнения плана по труду
5.2 Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой
5.3 Анализ квалификационного состава рабочих
5.4 Анализ движения рабочей силы
5.5 Анализ выполнения плана по производительности труда
5.6 Анализ использования рабочего времени
5.7 Анализ использования фонда зарплаты.
Тема 6 Анализ затрат на производство
6.1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции
6.2 Анализ себестоимости товарной продукции
6.3 Анализ затрат на один рубль товарной продукции
6.4 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
6.5 Анализ прямых материальных затрат.
6.6 Анализ общепроизводственных расходов:
- анализ расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
- анализ цеховых расходов
6.7 Анализ общехозяйственных расходов

- 2 –

Тема 7 Анализ финансовых результатов
7.1 Значение и задачи анализа выполнения плана прибыли и рентабельности
7.2 Анализ выполнения плана по прибыли.
7.3 Анализ внереализационных результатов
7.4 Анализ рентабельности производственных фондов
7.5 Анализ рентабельности продукции
7.6 Критический объем продаж (мертвая точка , порог рентабельности)
Тема 8 Анализ финансового состояния
8.1 Понятие финансового состояния. Составление аналитического
« баланса – нетто»
8.2 Оценка состояния имущества предприятия
8.3 Анализ состояния запасов и затрат
8.4 Анализ состояния расчетов с дебиторами
8.5 Анализ движения собственного и заемного капитала
8.6 Оценка ликвидности баланса и активов предприятия
8.7 Оценка финансовой устойчивости предприятия
8.8 Оценка несостоятельности (банкротства предприятия)
8.9 Анализ деловой активности ( анализ оборачиваемости оборотных средств).
8.10 Анализ платежеспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

конспект АФХД.doc

— 853.00 Кб (Скачать)

- по результатам анализа наметить мероприятия по сокращению или ликвидации имеющихся недостатков и закреплению положительных результатов.

 

 

2.2  Анализ выполнения плана по объему выпускаемой продукции

 

       Объем выпускаемой продукции на предприятие характеризуют показатели:

-  валовая продукция;

-  товарная продукция

 Валовая продукция- объем конечного результата промышленно-производственной деятельности предприятия за отчетный период. Учитывается в сопоставимых ценах предприятия (неизменных)

Товарная продукция- продукция, которая прошла все стадии обработки, приняла форму товара и готова к реализации. Учитывается в действующих оптовых ценах.

 

      При анализе выполнения плана по объему выпуска продукции необходимо определить:

1 процент выполнения плана по валовой и товарной продукции в целом по предприятию и по каждому цеху;

2  выяснить причины недовыполнения или перевыполнения установленных плановых заданий:

-  перебои в снабжении;

-  работа оборудования;

-  недостаток рабочей силы;

-  повышение уровня производительности труда.

- 10 -

 

 

3  показатели выпуска продукции за анализируемый период нужно сопоставить с аналогичными показателями за предшествующий период и определить темпы роста;

4 выяснить причины, которые повлияли на несоответствие процента выполнения плана по валовой и товарной продукции.

     Несоответствие процента выполнения плана по валовой и товарной продукции может быть вызвано:

- изменением остатков незавершенного производства. На предприятие с длительным производственным циклом изменение остатков незавершенного производства включаются в состав валовой продукции;

- изменение действующих оптовых цен на продукцию. Т.к. выполнение плана по валовой продукции исчисляется с сопоставимых ценах, а товарной продукции в действующих ценах.

- после анализа необходимо разработать мероприятия по улучшению работы предприятия по выпуску продукции.

 

      ЗАДАЧА Провести анализ выполнения плана по выпуску продукции

 

Показатели

План

Отчет

Валовая продукция, тыс.руб.

5000

5260

Товарная продукция, тыс.руб.

4950

5100


 

    1 Определяем процент выполнения плана по валовой и товарной продукции и отклонение

    от плана:

      - по валовой продукции

% вып. пл.по ВП = ВП отч / ВПпл * 100%

     % = 5260/5000*100%=105,2%

∆ВП = ВП отч - ВПпл

     ∆ВП=5260-5000=260 тыс.руб.

      План по выпуску валовой продукции перевыполнен на 5,2% или 260 тыс.руб.

       - по товарной продукции

 

% вып.пл.по ТП = ТП отч / ТПпл * 100%

      % = 5100/4950*100%=103%

∆ТП = 5100-4950=150 тыс.руб.

       План по выпуску товарной продукции перевыполнен на 3% или на 150 тыс.руб.

 

     2  Выясняем причины несоответствия процента выполнения плана по валовой и товарной  

    продукции

                          ВП            >     ТП

105,2%     >      103%

    Этот разрыв может быть вызван:

    - увеличением остатков незавершенного производства на конец анализируемого периода по                     сравнению с тем что было на начало;

    - снижение действующих оптовых цен на продукцию.

 

            2.3  Анализ выполнения плана по номенклатуре

 

     Номенклатура- перечень различных видов продукции производимой на предприятие.

    Выпуск продукции по номенклатуре имеет важное значение в условиях специализации и кооперирования. Невыполнение плана одним предприятием ведет к невыполнению плана другим предприятием.

 

 

- 11 -

 

   Если предприятие не выполнило план хоты бы по одному виду продукции, то план по номенклатуре считается не выполненным, хотя в стоимостном выражении он может быть выполнен или перевыполнен. продукция

   В выполнение плана по номенклатуре засчитывается продукция предусмотренная плановым заданием.

    Не засчитывается объем продукции выработанный сверх плана, объем выпуска незапланированной продукции, хотя в выполнение плана по объему эта продукция засчитывается.

      При анализ выполнения плана по номенклатуре необходимо:

1 определить процент выполнения плана по каждому виду производимой продукции;

2 выяснить причины недовыполнения плана по одним видам продукции и перевыполнения

   по другим:

  - перебои в снабжении;

  - работа оборудования;

  - применение несовершенной технологии;

  - низкий уровень организации производства и труда.

3  определяем средний процент выполнения плана по номенклатуре

    Средний процент выполнения плана по номенклатуре определяется путем деления суммы фактического выпуска каждого вида продукции, но не более плана по всему объему запланированной товарной продукции.

 

Ср. % вып.пл. по номенклатуре = ТП в зачет / ТП пл * 100%

 

Ср. % вып.пл.по номенклатуре ≤ 100%

 

   Полученный средний процент выполнения плана по номенклатуре должен быть не более 100% т.к. перевыполнение плана по одним видам продукции не перекрывает недовыполнение плана по другим и продукция не запланированная в выполнение плана не включается.

   Если план перевыполнен по производству недефицитной продукции, которая не пользуется спросом у потребителя и по этой продукции на складах предприятия имеются сверх нормативные остатки, то в анализе это оценивается как недостаток в работе.

   Особое внимание нужно обратить на те виды продукции для которых установлены сроки годности, по истечению которых продукция теряет полностью или частично свои товарные свойства.

 

ЗАДАЧА  Провести анализ выполнения плана по номенклатуре

 

Показатели

План

Отчет

Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, тыс.руб., в том числе по продуктам

4950

5100

- А

3000

3100

- Б

1000

980

- В

950

1000

- Г

-

20


 

   1  Определяем процент выполнения плана по каждому виду продукции и отклонение от плана

            % вып. пл. по продукту «А» = 3100 /3000 * 100% = 103,3%.

План по выпуску продукции « А» перевыполнен на 3,3% или на 100 тыс.руб.

 

            % вып. пл. по продукту «Б» = 980 / 1000 * 100% = 98%

План по выпуску продукции Б недовыполнен на 2% или на 20 тыс.руб.

 

- 12 -

 

            % вып. пл. по продукту «В» = 1000 /950 * 100% = 105,26%

План по выпуску продукции « В» перевыполнен на 5,26% или на 50 тыс.руб.

    2  Выясняем причины недовыполнения плана по продукции « Б» и перевыполнения по      продукции «А и В».

 

   3  Определяем средний процент выполнения плана по номенклатуре

Ср. %  вып. пл. по номенклатуре = (3000+980+950) / (3000+1000+950) * 100% = 99,59%

 

План по номенклатуре не выполнен, так как предприятие не выполнило план по выпуску продукции « Б».  План по объему выпускаемой продукции считается не выполненным, хотя в стоимостном выражении он перевыполнен на 3%  ( % выполнения плана по товарнай продукции = 103%)

 

     2.4  Анализ качества выпускаемой продукции

 

    Качество продукции- совокупность свойств определяющих степень ее пригодности по назначению.

Качество продукции характеризуется следующими показателями:

- технико-эксплуатационные показатели;

- надежность и долговечность;

- сортность.

При анализе качества продукции необходимо:

- рассчитать удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме выпущенной продукции.

- рассчитать удельный вес забракованной продукции в общем объеме выпущенной продукции.

-  рассчитать удельный вес сумм полученных покупателями по рекламации в общем объеме           реализации.

- рассчитать удельный вес брака в себестоимости продукции (расходы по исправлению брака + себестоимость неисправимого брака / на себестоимость выпущенной продукции)

 - рассчитать удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимость продукции (себестоимость неисправимого брака + расходы по исправлению -     стоимость окончательного брака по цене возможного использования – сумма удержаний с виновного лица – сумма, полученная от поставщиков за некачественные поставки сырья и все деленное на себестоимость выпущенной продукции)

     Коэффициент сортности. Определяется как отношение планового (фактического) объема выпуска продукции в стоимостном выражении на этот же объем продукции по цене верхнего предела сортности.

Рассчитанные показатели за анализируемый период нужно сопоставить с аналогичными данными за прошлый период, а если эти показатели планируются, то и с плановыми данными.

При анализе нужно выяснить причины, которые влияют на качество продукции.

В заключение анализа необходимо составить план мероприятий  на повышение качества продукции.

 

 

        ЗАДАЧА   Проанализировать качество выпущенной продукции

 

Сорт продукции

Выпуск продукции, т.

Оптовая цена 1т. Продукции, тыс.руб.

Стоимость выпущенной продукции, тыс.руб.

План

Отчет

 

План

Отчет

Высший

50

54

20

1000

1080

Первый

40

38

15

600

570

Итого

90

92

-

1600

1650


 

     1 Определяем удельный вес, каждого сорта:

- 13 -

 

-  высший сорт

            Уд. вес по пл..= 50/90*100% = 55,6%

            Уд. вес по отч.= 54/92*100% = 58,7%

            (58,7-55,6)/55,6*100% = 5,6%

Удельный вес выпуска продукции высшего сорта по сравнению с плановым заданием повысился на 5,6%

-  первый сорт

            Уд. вес по пл.= 40 / 90 * 100% = 44,4%

            Уд. вес. по отч.= 38 /92 * 100% = 41,3%

            (41,3 - 44,4) / 44,4 * 100% = -6,9%

Удельный вес продукции первого сорта по сравнению с плановым заданием снизился на 6,9%

 

     2 Определяем коэффициент сортности:

            Ксортности пл. = 1600 /90 * 20 = 0,888

            Ксортности отч. = 1650 /92 * 20 = 0,896

            (0,896-0,888) / 0,888 * 100% = 0,9%

    Предприятие улучшило качество продукции по сравнению с плановым заданием на 0,9%

 

 

        ЗАДАЧА  Проанализировать качество продукции

 

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Себестоимость окончательного брака

5,7

6,1

Затраты на исправление брака

4,3

4,5

Себестоимость брака по цене возможного использования

0,8

0,9

Сумма удержаний с виновного лица

0,7

0,9

Сумма полученных претензий от поставщиков за некачественные поставки сырья и материалы

1,0

1,5

Себестоимость выпущенной продукции

150

175


 

   1 Определяем удельный вес брака в себестоимости продукции:

- прошлый год

(Себестоимость окончательного  брака + Затраты на исправление брака)/ Себестоимость выпущенной продукции

            (5, 7+ 4,3 )/ 150 * 100% = 6,7%

- отчетный год

            (6,1 + 4,5 )/ 175 * 100% = 6,1%

     2 Определяем удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции:

Информация о работе Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"