Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:28, курс лекций

Краткое описание

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это самостоятельная
экономическая наука, она изучает показатели хозяйственной деятельности предприятия в их динамике и развитии с целью выявления резервов.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы и конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Раздел 1 Теория экономического анализа.
Тема 1 Предмет, задачи и приемы экономического анализа
1.1 Предмет, экономического анализа, его задачи
1.2 Приемы экономического анализа, их классификация
1.3 Прием цепных подстановок
Тема 2 Виды экономического анализа и его информационное обеспечение
2.1 Классификация видов экономического анализа
2.2 Текущий ( ретроспективный ) анализ
2.3 Требования предъявляемые к анализу
2.4 Источники информации для анализа
2.5 Система показателей в экономическом анализе
Раздел 2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности.
Тема 1 Анализ технико – организационного уровня производства.
Тема 2 Анализ производства и реализации продукции.
2.1 Значение и задачи анализа выполнения производственной программы.
2.2 Анализ выполнения плана по объему выпускаемой продукции.
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре.
2.4 Анализ качества выпущенной продукции.
2.5 Анализ ритмичности производства.
2.6 Анализ выполнения плана по объему реализации.
Тема 3 Анализ состояния и эффективности использования основных
средств
3.1 Значение и задачи анализа использования основных средств
3.2 Анализ состава, движения и состояния основных средств
3.3 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
3.4 Анализ использования основных средств
3.5 Анализ использования оборудования
Тема 4 Анализ выполнения плана материально – технического обеспечения.
4.1 Значение и задачи анализа выполнения материально – технического
обеспечения
4.2 Анализ выполнения плана снабжения
Тема 5 Анализ использования трудовых ресурсов
5.1 Значение анализа выполнения плана по труду
5.2 Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой
5.3 Анализ квалификационного состава рабочих
5.4 Анализ движения рабочей силы
5.5 Анализ выполнения плана по производительности труда
5.6 Анализ использования рабочего времени
5.7 Анализ использования фонда зарплаты.
Тема 6 Анализ затрат на производство
6.1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции
6.2 Анализ себестоимости товарной продукции
6.3 Анализ затрат на один рубль товарной продукции
6.4 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
6.5 Анализ прямых материальных затрат.
6.6 Анализ общепроизводственных расходов:
- анализ расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
- анализ цеховых расходов
6.7 Анализ общехозяйственных расходов

- 2 –

Тема 7 Анализ финансовых результатов
7.1 Значение и задачи анализа выполнения плана прибыли и рентабельности
7.2 Анализ выполнения плана по прибыли.
7.3 Анализ внереализационных результатов
7.4 Анализ рентабельности производственных фондов
7.5 Анализ рентабельности продукции
7.6 Критический объем продаж (мертвая точка , порог рентабельности)
Тема 8 Анализ финансового состояния
8.1 Понятие финансового состояния. Составление аналитического
« баланса – нетто»
8.2 Оценка состояния имущества предприятия
8.3 Анализ состояния запасов и затрат
8.4 Анализ состояния расчетов с дебиторами
8.5 Анализ движения собственного и заемного капитала
8.6 Оценка ликвидности баланса и активов предприятия
8.7 Оценка финансовой устойчивости предприятия
8.8 Оценка несостоятельности (банкротства предприятия)
8.9 Анализ деловой активности ( анализ оборачиваемости оборотных средств).
8.10 Анализ платежеспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

конспект АФХД.doc

— 853.00 Кб (Скачать)

При реализации более рентабельной продукции сумма прибыли увеличивается.

Чтобы определить влияние этого фактора нужно из плановой суммы прибыли пересчитанной на фактический объем реализации вычесть прибыль по плану и отклонение по прибыли от изменения объема реализации.

ΔП4=Ппл.* Vфак. – Ппл - ΔП1

                   Проверка

                   ΔП = ΔП1+ ΔП2 +ΔП3 +ΔП4

 

 

 

 

 

 

 

 

- 40 –

 

ЗАДАЧА  Провести анализ выполнение плана по прибыли

 

Показатели

По плану

По плану пересчитанному на фактический объем реализации

По отчету

1 Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

2 Выручка от реализации по оптовым ценам предприятия, тыс. руб.

3 Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

4010

5040

 

1030

4075

5160

 

1085

4008

5210

 

1202


 

1 Определяем выполнение плана по прибыли

            ΔП= Пф - Ппл

            ΔП = 1202 – 1030 = 172 тыс.руб.

            % = 172 / 1030 * 100% = 16,7%

План по прибыли перевыполнен на 172 тыс руб или 16,7%

 

2 Определяем влияние факторов на отклонение по прибыли:

- изменение  объема реализации

            ΔП1 = (Ппл.*  %перевып.(недовып.) реализ.ТП) / 100%

            % вып пл РН = ( Vф*Цпл/Vпл* Цпл)*100%

            % = 5160 / 5040 * 100% = 102,3%

            % перевып.= 102,3% - 100% = 2,3%

            ΔП1= 1030 * 2,3 / 100= 23,69 тыс.руб

За счет перевыполнения плана по объему реализации на 2,3% сумма прибыли увеличилась на 23,69 тыс.руб

 

- изменение полной себестоимости

            ΔС = Сфак.* Vфак.- Спл.* Vфак.

            ΔС = 4008 - 0 4075 = - 67 тыс. руб.

За счет снижения полной себестоимости, сумма прибыли увеличилась на 67 тыс. руб.

            ΔП2 = 67 тыс. руб

 

- изменение  оптовых цен на продукцию 

            ΔП3 = Цфак.* Vфак.- Цпл. * Vпл.

            ΔП3= 5210 – 5160 = 50 тыс. руб

За счет увеличения оптовых цен на продукцию сумма прибыли увеличилась на 50 тыс. руб.

 

- изменение  структуры реализованной продукции

            ΔП4 = Ппл.* Vфак. – Ппл - ΔП1

            ΔП4 = 1085- 1030 -23,69 = 32,32 тыс. руб.

За счет реализации более рентабельной продукции сумма прибыли увеличилась на 31,31 тыс. руб.

 

            Проверка:

            ΔП = ΔП1+ ΔП2 +ΔП3 +ΔП4

            ΔП = 23,69 + 67+50+31,31

            172=172

      Предприятие перевыполнило план по прибыли на 172 тыс. руб. за счет перевыполнения плана по объему реализации, снижения полной себестоимости товарной продукции, повышения оптовых цен на продукцию и за счет реализации более рентабельной продукции.

 

 

- 41 -

 

        7.3  Анализ внереализационных результатов

 

       Внереализационные  результаты - это результаты, которые не связанные с реализацией выработанной продукции. Они возникают в следствии различных причин, которые зависят и не зависят от предприятия.

В большинстве своем внереализационные результаты не планируются за исключением расходов по содержанию законсервированных производств.

Внереализационные результаты могут быть в виде доходов или расходов.

 Внереализационные доходы – это:

- доходы, полученные от  долевого участия в деятельности других предприятий;

- дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным  бумагам;

- доходы от сдачи имущества  в аренду;

- получены штрафы, пени, неустойки;

- прибыль прошлых лет  выявленная в отчетном году;

- положительные курсовые  разницы по валютным счетам и др.

 Внереализационнные  расходы - это:

  - выплаченные штрафы, пени, неустойки;

  - убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;

  -  убытки от хищений, виновники которых не установлены;

  - отрицательные курсовые разницы по валютным счетам.

 

При анализе внереализационных результатов необходимо:

1  Результаты по внериализационным операциям за отчетный год, сопоставить с данными за прошлый год;

2  Выяснить причины возникновения каждой суммы, место возникновения и конкретных виновников;

3  Особое внимание нужно обратить на изучение потерь вызванных бесхозяйственностью.

 Анализ внереализационных результатов помогает вскрыть недостатки на отдельных участках работы предприятия, а так же разработать мероприятия по устранению бесхозяйственности.

 

           7.4  Анализ рентабельности производственных фондов

         Рентабельность фондов характеризует эффективность их использования.

         Рентабельность фондов определяется путем отношения общей ( балансовой суммы прибыли) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Р=П/ПФ*100%

ПФ = Ф + О

При анализе рентабельности фондов необходимо:

1 Сопоставить уровень отчетности рентабельности с плановым заданием и уровнем прошлого года.

2 Определить отклонение от плана. Выяснить причины этих отклонений.

.Причины отклонений:

-  это причины, которые влияют на изменение прибыли, полученные от реализации продукции.

-  это причины, которые влияют на внереализационные результаты. Если внеареализационные расходы доходы больше чем расходы, то это будет способствовать увеличению общей суммы прибыли, а значит повышению уровня рентабельности.

 

 

- 42 –

 

 

 Что бы рассчитать влияние этого фактора, необходимо из фактической суммы прибыли вычесть сумму прибыли по плану и эту разность разделить на стоимость производственных фондов по плану.

            Δ Р1 = ( Пфак. – Ппл)./ ПФпл.* 100%

 

-  причины, которые влияют на изменение стоимости производственных фондов.

При анализе нужно изучить, не имеет ли предприятие излишнее не нужное ему оборудование и сверхнормативные запасы товаро - материальных ценностей.

Излишки основных средств и сверхнормативные запасы снижают уровень рентабельности.

Чтобы рассчитать влияние этого фактора необходимо из фактической рентабельности вычесть рентабельность рассчитанную по фактической прибыли и плановой стоимости производственных фондов.

Δ Р2 =  Рфак. – Пфак./ Ппл. * 100%

 

3 Наметить мероприятия по повышению рентабельности.

                  Проверка:

                  ΔР = ΔР1 + ΔР2

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА  Провести анализ рентабельности производственных фондов

 

Показатели

План

Отчет

1 Прибыль, тыс.руб.

2 Стоимость ПФ, тыс. руб.

1020

8140

1085

8320


 

1  Определяем уровень рентабельности производственных фондов

                     Р = П / ПФ * 100%

                     Рпл. = 1020 / 8140 * 100% = 12,5 %

                    Рфак. = 1085 / 8320 * 100% = 13,04%

 

2 Определяем отклонения от плана

                    ΔР = Рф – Рпл

                      ΔР = 13,04 – 12,5 = 0,54 %

Уровень рентабельности по сравнению с планом повысился на 0,54%

 

3 Определяем влияние факторов на отклонение по уровню рентабельности

     -  изменение общей суммы прибыли

                      ΔР1 = (Пфак. – Ппл.) / ПФпл.* 100%

                      ΔР1 = (1085-1020) / 8140 * 100% = 0,8%

За счет увеличения общей суммы прибыли, уровень рентабельности повысился на 0,8%

 

    - изменение стоимости производственных фондов

                        ΔР 2 = Р фак. – Пфак. /ПФ пл. * 100%

                        ΔР2= 13,04 – 1085/8140 *100% = - 0,26%

За счет увеличения стоимости производственных фондов уровень рентабельности снизился на 0,26%

 

 

- 43 –

                      Проверка

                       Δ Р= 0,8 – 0,26

                      0,54% = 0,54%

Уровень рентабельности повысился только за счет увеличения общей суммы прибыли.

 

 

             7.5  Анализ рентабельности продукции

 

          Чтобы наиболее  полно вскрыть имеющиеся у предприятия резервы производства необходимо провести анализ рентабельности по отдельным видам продукции.

Рентабельность продукции определяется отношением прибыли полученной от реализации продукции к ее полной себестоимости.

 

Рпр-ци. = П /С * 100%

          Рпр-ци. = (Ц – С) / С * 100 %

          Рентабельность продукции характеризует эффективность производства продукции

Анализ рентабельности продукции проводится в следующем порядке:

1 Сопоставляется уровень отчетности рентабельности с плановым заданием и уровнем прошлого года.

2 Определяем отклонение от плана

3 Выясняются причины отклонений:

    - изменение полной себестоимости

При снижении полной себестоимости продукции прибыль, а следовательно и рентабельность будут возрастать.

Чтобы рассчитать влияние этого фактора необходимо из уровня фактической рентабельности вычесть уровень рентабельности рассчитанной по фактической цене и плановой себестоимости.

ΔР1 = Рф –( Цф – С пл) / Спл * 100%

   - изменение оптовых цен на продукцию.

Повышение оптовых цен на продукцию приводит к увеличению суммы прибыли, а следовательно к повышению рентабельности.

Чтобы рассчитать влияние этого фактора необходимо из рентабельности рассчитанной по фактической цене и плановой себестоимости вычесть уровень плановой рентабельности.

ΔР2=( Ц ф – Спл) / Спл * 100 – Р пл

                  Проверка

                 ΔР = ΔР1 + ΔР2

4 Намечаются мероприятия по повышению уровня рентабельности продукции.

 

ЗАДАЧА  Проанализировать уровень рентабельности продукции

Показатели

План

Отчет

1 Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

2 Оптовая цена 1 т продукции, тыс. руб.

3 Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

9,6

11,4

1,8

9,4

11,6

2,2


 

1  Определяем уровень рентабельности продукции

           Рпл = 1,8/9,6 * 100% = 18,75 %

           Р фак. = 2,2 / 9,4* 100%  = 23,4 %

          ΔР = 23,4 – 18 ,75 = 4,75 %

Уровень рентабельности повысился на 4,65%

- 44 –

 

2  Определяем влияние факторов на отклонение по уровню рентабельности:

    - изменение полной себестоимости продукции

            ΔР1 = Рф – Цф – С пл / Спл * 100%

             ΔР1 = 23,4 – 11,6 – 9,6 / 9,9 *100% = 2,57 %

За счет снижения себестоимости 1 т продукции уровень рентабельности повысился на 2,57 %

 

    - изменение оптовой цены продукции

             ΔР2= Ц ф – Спл / Спл * 100 – Р пл

             ΔР2= 20,83 – 18,75 = 2,08%

За счет повышения оптовой цены на продукцию уровнь рентабельности повысился на 2,08 %

 

      Проверка

      ΔР = 2,57 + 2,08

      4,65% = 4,65%

Уровень рентабельности повысился за счет снижения себестоимости 1 т продукции и повышения оптовой цены на продукцию.

 

          7.6  Критический объем продаж (мертвая точка и порог рентабельности)

 

          Для прогнозирования величины прибыли необходимо учесть взаимосвязь динамики объема продаж, затрат на производство и прибыли.

На увеличение или уменьшение прибыли большое влияние оказывают изменение выручки от реализации продукции и изменения структуры затрат на производство ( себестоимости)

В ртп. = С переем + С пост + П ртп

Для изучения взаимосвязи между прибылью, затратами и выручкой необходимо рассчитать маржинальный доход.

Доход маржинальный – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.

Д марж = Вртп – С переем

Анализ взаимосвязи прибыли, затрат и выручки с учетом маржинального дохода позволяет:

-  определить критический объем продаж ( мертвая точка);

-  обосновать величину прибыли;

-  определить необходимый объем продаж на желаемую прибыль

Критический объем продаж – это та выручка от реализации продукции, при которой предприятие не имеет убытка, но еще не имеет прибыли. Птрп = 0

Критический объем продаж:

В ртп. кр = Спост / К марж – критический объем продаж

К марж = Д марж / В ртп

Прогнозируемый объем продаж:

В ртп. прогноз = (С пост + П ртп. прогноз)/ К марж

Чем больше доля постоянных затрат, тем больше выручки необходимо предприятию,чтобы получить желаемую прибыль

 

 

 

 

 

.- 45 –

 

ЗАДАЧА Определить: 1 критический объем продаж;

                                        2 необходимый объем продаж, обеспечивающий прогнозируемую прибыль.

 

Показатели

Сумма

1  Выручка от реализации  товарной продукции, тыс. руб.

2  Себестоимость свей  товарной продукции, тыс. руб.

в том числе:

-переменные расходы

- постоянные расходы

3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

4  Прогнозируемая прибыль, тыс. руб.

11000

10800

 

9300

1500

200

300

Информация о работе Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"