Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:28, курс лекций

Краткое описание

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это самостоятельная
экономическая наука, она изучает показатели хозяйственной деятельности предприятия в их динамике и развитии с целью выявления резервов.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы и конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оглавление

Раздел 1 Теория экономического анализа.
Тема 1 Предмет, задачи и приемы экономического анализа
1.1 Предмет, экономического анализа, его задачи
1.2 Приемы экономического анализа, их классификация
1.3 Прием цепных подстановок
Тема 2 Виды экономического анализа и его информационное обеспечение
2.1 Классификация видов экономического анализа
2.2 Текущий ( ретроспективный ) анализ
2.3 Требования предъявляемые к анализу
2.4 Источники информации для анализа
2.5 Система показателей в экономическом анализе
Раздел 2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности.
Тема 1 Анализ технико – организационного уровня производства.
Тема 2 Анализ производства и реализации продукции.
2.1 Значение и задачи анализа выполнения производственной программы.
2.2 Анализ выполнения плана по объему выпускаемой продукции.
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре.
2.4 Анализ качества выпущенной продукции.
2.5 Анализ ритмичности производства.
2.6 Анализ выполнения плана по объему реализации.
Тема 3 Анализ состояния и эффективности использования основных
средств
3.1 Значение и задачи анализа использования основных средств
3.2 Анализ состава, движения и состояния основных средств
3.3 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
3.4 Анализ использования основных средств
3.5 Анализ использования оборудования
Тема 4 Анализ выполнения плана материально – технического обеспечения.
4.1 Значение и задачи анализа выполнения материально – технического
обеспечения
4.2 Анализ выполнения плана снабжения
Тема 5 Анализ использования трудовых ресурсов
5.1 Значение анализа выполнения плана по труду
5.2 Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой
5.3 Анализ квалификационного состава рабочих
5.4 Анализ движения рабочей силы
5.5 Анализ выполнения плана по производительности труда
5.6 Анализ использования рабочего времени
5.7 Анализ использования фонда зарплаты.
Тема 6 Анализ затрат на производство
6.1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции
6.2 Анализ себестоимости товарной продукции
6.3 Анализ затрат на один рубль товарной продукции
6.4 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
6.5 Анализ прямых материальных затрат.
6.6 Анализ общепроизводственных расходов:
- анализ расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
- анализ цеховых расходов
6.7 Анализ общехозяйственных расходов

- 2 –

Тема 7 Анализ финансовых результатов
7.1 Значение и задачи анализа выполнения плана прибыли и рентабельности
7.2 Анализ выполнения плана по прибыли.
7.3 Анализ внереализационных результатов
7.4 Анализ рентабельности производственных фондов
7.5 Анализ рентабельности продукции
7.6 Критический объем продаж (мертвая точка , порог рентабельности)
Тема 8 Анализ финансового состояния
8.1 Понятие финансового состояния. Составление аналитического
« баланса – нетто»
8.2 Оценка состояния имущества предприятия
8.3 Анализ состояния запасов и затрат
8.4 Анализ состояния расчетов с дебиторами
8.5 Анализ движения собственного и заемного капитала
8.6 Оценка ликвидности баланса и активов предприятия
8.7 Оценка финансовой устойчивости предприятия
8.8 Оценка несостоятельности (банкротства предприятия)
8.9 Анализ деловой активности ( анализ оборачиваемости оборотных средств).
8.10 Анализ платежеспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

конспект АФХД.doc

— 853.00 Кб (Скачать)

-  прошлый год

              (5,7 + 4,3  -0,8 - 0,7 -1 )/ 150 * 100% = 5%

 

- отчетный год

             (6,1+ 4,5 - 0,9 - 0,9 -1,5) / 175 * 100% = 4,2%

 

     Удельный вес брака в себестоимости продукции и удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции снизился, следовательно, предприятие улучшило качество выпущенной продукции.

 

          2.5  Анализ ритмичности производства

 

       Под ритмичностью производства понимается равномерный выпуск продукции в течение всего анализируемого периода в строгом соответствии с планом.

 

- 14 -

 

 Неритмичная работы приводит к невыполнению плана по выпуску продукции, неполному использованию производственных мощностей, к сверхурочным работам в конце месяца, к увеличению брака.

Поэтому анализ ритмичности должен проводится тщательно, чтобы вскрыть причины нарушения плана выпуска продукции.

Причины неритмичности выпуска продукции:

- отсутствие достаточного задела незавершенного производства;

- перебои в снабжении;

- внеплановый простой оборудования;

- низкое качество сырья и материалов;

- нарушения технологического регламента.

Анализ ритмичности может проводится по дням, декадам, месяцам, по сменам и часам.

При анализе ритмичности выпуска продукции по декадам необходимо:

1  определить процент выполнения плана по каждой декаде;

2  выяснить причины недовыполнения и перевыполнения плановых заданий;

3  определить коэффициент ритмичности;

Коэффициент ритмичности определяется путем деления суммы процента выполнения плана по каждой декаде, но не более 100%, деленное на 300.

 

       Критм. ≤ 1, т.к. при его расчете перевыполнение плана не учитывается.

 

- определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности.

Максимальный выпуск продукции за декаду умножаем на три (при условии работы одинаково) минус фактический выпуск продукции за месяц.

При анализе ритмичности выпуска продукции по дням декады необходимо:

1  определить абсолютное отклонение за каждый день и выяснить причины этих отклонений.

2  определить коэффициент ритмичности

 

        Критм. = 1- сумма недовыполнения плана за каждый день/ план на декаду

 

- определить коэффициент частоты выполнения плана за анализируемый период.

Чисто дней в которые план выполнялся и перевыполнялся делить на чисто дней работы анализируемого периода.

 

 

 

       ЗАДАЧА  Провести анализ ритмичности выпуска продукции по декадам

 

Декады

Товарная продукция, тыс.руб.

План

Отчет

I

50000

35000

II

52500

52000

III

52500

69500

Итого за месяц

155000

156500


 

  1  Определяем процент выполнения плана по каждой декаде и отклонение от плана

 

            I дек. % вып пл. = 35000 / 50000 * 100% = 70%

В первой декаде план по выпуску продукции недовыполнен на 30% или на 15000 тыс.руб.

 

            II дек.% вып пл. = 52000 / 52500 * 100% = 99,1%

Во второй декаде план по выпуску продукции недовыполнен на 0,9% или на 500 тыс.руб.

 

            III дек.% вып. пл. = 69500 / 52500 * 100% = 132,4%

В третьей декаде план по выпуску продукции перевыполнен на 32,4% или на 17000 тыс.руб.

- 15 -

 

     2 Определяем причины недовыполнения плана во второй и первой декадах.

 

     3  Определяем коэффициент ритмичности

            Критм = (70 + 99,1 + 100) / 300 = 0,9

Предприятие работает не ритмично т.к. Критм < 1

 

    4  Определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности

            R = 69500 * 3-156500= 52000 тыс.руб.

 

 

        ЗАДАЧА  Провести анализ ритмичности по дням декады

 

Показатели

                                  Дни декады

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

План

100

100

100

100

105

105

105

105

105

105

1030

Отчет

80

85

85

90

105

105

105

140

135

150

1080

Отклонение

-20

-15

-15

-10

-

-

-

35

30

45

50


 

  1  Определяем отклонение за каждый день декады (смотри таблицу)

  2  Определяем коэффициент ритмичности

              Критм = 1- (20+15+15+10) / 1030 = 0,94

Предприятие работает неритмично

  3  Определяем коэффициент частоты

              Кчастоты = 6 / 10 = 0,6

  4  Определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности

              R =(150 * 10)-1080 = 420 тыс.руб.

 

          2.6  Анализ выполнения плана по объему реализации

 

     Реализованная продукция- это продукция, которая отгружена покупателю и оплачена им.

В объеме реализации надо учитывать товарную продукцию планового года ± остатки товарной продукции на начало и конец года.

↑РП = ↑ТПпл. год + ↓остатки ТП н.г – остатки ТП кон. года.

       ↓остатки ГП на складе

                      ↓остатки товаров отгруженных

 

 

При анализе выполнения плана по объему реализации необходимо:

      1 Определить процент выполнения плана по объему реализации;

 Для этого необходимо  сопоставить фактический объем реализации в ценах предприятия (без НДС) с плановым заданием. Причем если за отчетный период произошло изменение действующих оптовых цен, то плановый объем реализации нужно скорректировать на это изменение.

      2 Определить отклонение от плана и выявить факторы, которые повлияли на изменение объема реализации:

- изменение выпуска товарной продукции за анализируемый период.

   Увеличение выпуска  товарной продукции приводит  к увеличению объема реализации  при условии, что вся продукция произведенная сверх плана реализована в отчетном периоде.

- изменения остатков готовой продукции на складах предприятия (их уменьшение приводит к увеличению объема реализации)

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателем в срок.

   Поступление денег за ранее отгруженную продукцию приводит к увеличению объема реализации.

- ритмичность работы  предприятия;

- работа отдела сбыта, который должен своевременно и четко использовать транспортные средства, вести подготовку готовой продукции к отгрузке, изучать спрос потребителя;

- 16 -

 

- работа финансового отдела и бухгалтерии, которые должны следить за своевременностью оплаты счетов покупателей, за своевременностью предъявления документов в банк на отгруженную продукцию.

     3 Установить темп роста объема реализации по сравнению с прошлым годом.

     4 Анализ выполнения плана по реализации должен проводиться с анализом выполнения плана по кооперированным поставкам.

 

 

 

 

        ЗАДАЧА  Провести анализ выполнения плана по объему реализации

 

Показатели

План

Отчет

Выпуск товарной продукции, тыс. руб.

4348

4680

Остатки готовой продукции на складах:

   

- на начало периода

125

106

- на конец периода

24

48

Товарная продукцияотгруженная, но не оплаченная покупателем:

   

- на начало периода

-

88

- на конец периода

-

33

Объем реализации

4449

4793

 

 

  1 Определяем процент выполнения плана по объему реализации и отклонения от плана

 

            % выполнения плана РП = 4793/4449*100% = 107,7%

            ∆ РП = 4793-4449 = 344 тыс.руб.

План по объему реализации продукции перевыполнен на 7,7% или на 344 тыс.руб.

 

    2 Определяем влияние факторов на отклонения по объему реализации:

- изменение выпуска товарной продукции

            ∆ТП = 4680-4348 = 332 тыс.руб.

            % выполнения плана ТП = 332/4449*100% = 7,46%

За счет перевыполнения плана по выпуску ТП предприятие увеличило объем реализации на ту

величину

            ∆РП1 = 332 тыс.руб. или 7,5%

 

- изменение остатков ГП на складе

 

            ∆ ГП н.г. = ГП отч. – ГП пл.

            ∆ ГП н.г. = 106-125 = -19 тыс.руб.

            ∆ ГП к.г. = 48-24 = 24 тыс.руб.

            ∆ ГП = ∆ ГП к.г. - ∆ ГП н.г

            ∆ ГП = 24 – (- 19) = 43 тыс.руб.

За счет увеличения складских запасов предприятие уменьшило объем реализации.

            ∆РП2 = -43 тыс.руб.

            % = -43/4449*100% = -0,96%

 

- изменение товаров отгруженных, но не оплаченных в срок

 

            ∆ ТО =  ТО к.г. - ТО н.г

            ∆ ТО = 33-88 = -55 тыс.руб.

- 17 -

 

За счет поступления денег за продукцию ранее отгруженную предприятие увеличило объем реализации на 55 тыс. руб.

            ∆РП3 = 55 тыс.руб.

            % = 55/4449*100% = 1,23%

            Проверка:

            ∆РП = ∆РП1 + ∆РП2 + ∆РП3

            344 = 332-43+55

            344 = 344

План по объему реализации перевыполнен за счет увеличения выпуска товарной продукции и поступления денег за продукцию ранее отгруженную.

 

 

          Тема 3 Анализ состояния и эффективного использования основных

         средств

 

3.1  Значение и задачи анализа использования основных средств

 

        Выпуск продукции на предприятие зависит от ряда показателей и в том числе, в первую очередь от состояния основных фондов, а также от их использование.

    Основные фонды  предприятия по своему назначению  делится на 2 группы:

    1 Промышленно-производственные основные фонды:

  • здания;
  • сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • вычислительная техника и т.д

     Эти фонды участвуют  в процессе производства продукции

         2 Промышленно-непроизводственные фонды

 Эти фонды предназначены для обслуживания работников предприятия(оздоровительные лагеря, профилакторий, спортивные сооружения)

      При анализе использования  основных фондов определяют состав и состояние основных фондов, а также эффективность их использования.

 

 

3.2  Анализ состава, движения и состояния основных средств

 

    При анализе использования основных фондов нужно изучить состав и структуру основных фондов, определить удельный вес активной части основных фондов в общей их стоимости.

При анализе состава основных фондов определяют:

  • изменение стоимости основных фондов
  • изменение удельного веса по каждой группе видов основных фондов

Информация о работе Лекции по "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия"