Анализ бюджетного государственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.
Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательными учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 143.12 Кб (Скачать)

1 Теоретические аспекты  эффективности деятельности государственных  бюджетных образовательных учреждений

 

1.1 Экономическая сущность развития государственных бюджетных образовательных учреждений

 

 

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.

Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательными учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов.

Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В РФ в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений. Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных учреждений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями.

Экономические и социальные задачи, стоящие перед нашим обществом, предполагают необходимость дальнейшего развития образования. Решение этих задач находит выражение в социальных программах, которые разрабатываются тесной увязке с экономической программой. В настоящее время приоритет в процессе обучения отдается средней школе, тем самым еще больше повышается ответственность за результаты деятельности этого звена народного образования.

Решение экономических вопросов развития образования и воспитания связано с выполнением двух социальных требований:

1) достижение определенного  образовательного потенциала населения;

2) улучшение качества  образования и воспитания, что  зависит от профессионального  мастерства педагогических кадров  и от условий обучения.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование является обязательным.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

В расходах школьных учреждений основную часть составляют затраты на оплату труда.

Практика обучения и воспитание подрастающего поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме ФЗ «Об образовании» можно выделить ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

 

 

1.2 Показатели социально-экономической  эффективности образования

 

 

Понятие эффективность в самом общем виде означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространен подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам. Повысить эффективность – значит добиться наибольших хозяйственных результатов при минимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Однако при этом необходимо учитывать, что качественное состояние эффективности постоянно наполняется новым содержанием под воздействием ускоряющегося научно-технического прогресса.

В экономической литературе предпринималось довольно много попыток оценить эффективность результата деятельности образовательных учреждений – образования. Одной из первых попыток был расчет «ценности населения» Англии и Уэльса, сделанный В. Петти в 1664 году. В исследованиях конца XIX – начала XX века Я.П. Янжула, А.И. Чупрова, К.Я. Воробьева, А.Е. Лосицкого прослеживалась связь между образовательным уровнем (грамотностью), профессионально-отраслевой структурой населения, трудовым стажем и заработком.

Образование создает несколько видов эффектов:

а) экономический – рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

б) ресурсный – высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и др.

в) технический – появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, «ноу-хау» и других нововведений.

г) социальный – повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда.

Показатель экономического эффекта определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период обучения.

Эффективность образовательных учреждений можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю эффективность рассматривают как педагогическую, или эффективность функционирования самой системы образования. Внешнюю эффективность часто рассматривают как экономическую, подразумевая отдачу, получаемую от использования образовательного фонда (человеческого капитала), представляющего собой в лице подготовленных специалистов конечный продукт образования.

В комплексную обобщающую критериальную оценку эффективности образовательных учреждений необходимо включать как величину затрат, количество и качество труда, так и результаты воспитательной работы, целеполагание, приучение к общественной деятельности, привитие моральных принципов и иные составляющие социального эффекта. Вычленить роль каждого фактора из общей оценки невозможно. Использование обобщающей критериальной оценки представляется нам более приемлемым.

Определение эффективности образовательных учреждений как социально-экономической характеристики дает возможность с определенной степенью достоверности использовать для ее оценки стоимостных показателей. Единая оценка социальных факторов в терминах экономической эффективности нужна для того, чтобы был возможен выбор оптимального решения с учетом его экономических и социальных последствий.

Поэтому социальная эффективность образовательных учреждений – обобщенная характеристика системы образовательных учреждений, определяющей ее движение в ценностно-целевом пространстве, а эффективность отдельного образовательного учреждения как элемента системы при этом определяется его вкладом в достижение цели.

Комплексную оценку социально-экономической эффективности образовательных учреждений можно осуществить на основе интегрального показателя, основанного на следующих критериях:

1. Качество подготовки обучаемых.

Под качеством подготовки специалистов понимается соответствие уровня и содержания знаний, получаемых в результате обучения, уровню и содержанию требований, предъявляемых к ним народным хозяйством в процессе их трудовой деятельности. Качество подготовки специалистов в образовательном учреждении должно определяться не только внутренним критерием (успеваемостью), но в большей степени внешним (по отношению к образовательному учреждению) критерием – требованиями рыночной экономики к содержанию и уровню подготовки высококвалифицированных специалистов. Сюда же составной частью входят и результаты достижения целей образования – образованность, уровни которой характеризуют и индивида, и общество, и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения.

2.Вклад в образовательные учреждения- этот критерий включает в себя характер и объем финансирования учебного заведения, число учащихся (студентов), преподавательский состав, материальные ресурсы и т.д.

3. Оценка отдачи от  инвестиций в образовательные  учреждения: характер и уровень  результатов, показанных образовательным учреждением.

4. Оценка преобразований  и изменений в учебном заведении  в процессе повышения уровня  всех членов коллектива, включая  интеллектуальное, нравственное, социальное, профессиональное и духовное  развитие, степень и формы участия  всех членов коллектива в управлении учебным заведением.

5. Оптимальность использования  ресурсов в образовательном учреждении, системе образовательных учреждений (разных уровней).

6. Рентабельность инвестирования  средств в образовательные учреждения.

7. Величина непосредственного  вклада работников образовательных  учреждений в производство и  повышение качества образовательных  услуг, в создание национального дохода страны.

8. Социализация выпускников образовательных учреждений. Этот критерий включает в себя анализ дополнительных заработков образованных работников, исследование их занятости и положения на рынках труда, успешность профессиональной деятельности после окончания обучения.

9. Величина прироста материальных  благ, обеспечиваемого повышением  образовательного уровня и квалификации  работников народного хозяйства.

10. Повышение эффективности  использования ресурсов в отраслях  народного хозяйства в результате  внедрения новых научно-технических  разработок, осуществленных специалистами  образовательных учреждений.

Система оценивания, опирающаяся на эти критерии интегральной оценки эффективности образовательных учреждений, способна улучшить деятельность учебных заведений, расширяя их доступность и улучшая результаты обучения, одновременно укрепляя принципы ответственного самоуправления и повышая уровень соответствия данного учреждения законодательным нормам.

 

 

1.3 Оценка эффективности  деятельности функционирования  ГОУ НПО ПУ №63 КК

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Динской механико-технологический техникум» (ГБПОУ КК ДМТТ) является базовым учебным заведением станицы Динской по подготовке квалифицированных рабочих кадров для сельского хозяйства и службы сервиса по девяти интегрированным профессиям федерального Перечня профессий начального профессионального образования: «Автомеханик»; «Машинист крана»; «Повар-кондитер»; «Мастер отделочных строительных работ»; «Сварщик»; «Продавец, контролер - кассир»; «Мастер растениеводства»; «Мастер общестроительных работ».

Динское ГБПОУ КК ДМТТ построено в октябре 1976 года краевой сельхозтехникой, которая обеспечивала техникум необходимым оборудованием,  направляла  учащихся  для  обучения  по  специальностям :  «Токарь-универсал», «Сварщик», «Машинист крана автомобильного». Первый выпуск состоялся в 1979 году в количестве 210 человек, а на сегодняшний день выпущено более 9000 высококвалифицированных рабочих. В настоящий момент в техникуме обучается 563 студента.

Для получения профессий и специальностей имеются все необходимые условия: оборудование и эстетически оформленные кабинеты по теоретическому обучению, оснащенные необходимым оборудованием лаборатории и мастерские, библиотека с технической и художественной литературой, обеспечивающая выход в интернет, спортивный зал и открытый стадион с полосой препятствий. Обучают учащихся высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения.

Доступность качественного среднего профессионального образования

для обучающихся обеспечивается выполнением государственных гарантий в

создании условий для обучения по направлениям:

Информация о работе Анализ бюджетного государственного образовательного учреждения