Реформа бюджетных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Поводом для организации данного семинара послужил закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации

Файлы: 1 файл

Реформа бюджетных учреждений.docx

— 20.96 Кб (Скачать)

Реформа бюджетных учреждений: вопросы и проблемы

Поводом для организации данного семинара послужил закон «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Несмотря на нейтральное название, закон затрагивает интересы миллионов  россиян, так как предусматривает  радикальное изменение действующей  бюджетной системы страны, в частности, предлагается:

  • наделить бюджетные учреждения расширенным объемом прав и перевести их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
  • предоставить бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, а также расширить права по распоряжению закрепленным за учреждением движимым имуществом;
  • устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам таких учреждений.

Кроме того, предусматривается создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений — казенные учреждения. Их статус будет аналогичен статусу  бюджетных учреждений, действующих  сегодня. Есть и третий вид государственных (муниципальных) учреждений, так называемые автономные. Они избавляются от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получают право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство снимает с себя ответственность за дальнейшее существование таких учреждений.  

Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного  учреждений

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменятся основные финансовые механизмы функционирования школы. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, сейчас необходимо начинать подготовку к новым условиям хозяйствования и самое главное – определиться с выбором правовой формы образовательного учреждения.

Реформирование бюджетного сектора  российской экономики направлено в  первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи  с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные  средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому  гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.

Государственные (муниципальные) услуги – это "услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями".

Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

.

Переход на финансирование по государственному заказу

В частности, закон устанавливает  новые правила финансирования бюджетных  учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Можно констатировать, что не только образовательные учреждения, но и  в целом все учреждения бюджетной  сферы будут строить свою деятельность на основании новых правил, определяющих их статус, права по использованию  имущества и ведению приносящей доход деятельности, а также иные особенности правового положения. В этом смысле образовательные учреждения оказываются в одной лодке  с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и т. д.

Изменения, которые вносятся в Закон  РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), нельзя назвать кардинальными. Их основная задача – привести его в соответствие с новым гражданским и бюджетным  законодательством и учесть существующую практику.

Так, в ст. 11 Закона РФ "Об образовании" теперь четко прописано, кто может  быть учредителем образовательного учреждения (далее – ОУ):

  1. "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
  4. физические лица".

Далее в статье поясняется, что  функции и полномочия учредителя ОУ, созданного РФ, субъектом РФ или  муниципальным образованием (если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ) осуществляются соответственно уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, органом  исполнительной власти субъекта РФ или  органом местного самоуправления. В  случае реорганизации органов государственной  власти или органов местного самоуправления права учредителя переходят к  соответствующим правопреемникам.

Это положение точно отражает сложившуюся  на данный момент ситуацию: указанные  выше органы никогда не были учредителями, но исполняли их функции и полномочия.

Закон № 83-ФЗ также приводит в соответствие с бюджетным законодательством  терминологию Закона РФ "Об образовании" – теперь в нем идет речь не о  финансировании образовательных учреждений, а о финансовом обеспечении их деятельности.

Изменения в статусе  государственных и муниципальных  учреждений

Согласно Закону № 83-ФЗ регулирование  деятельности государственных и  муниципальных учреждений осуществляется ГК РФ и Законом № 7-ФЗ с учетом внесенных в них изменений.

В частности, ст. 120 ГК РФ устанавливает, что государственное или муниципальное  учреждение с момента вступления в силу Закона № 83-ФЗ может быть автономным, бюджетным или казенным, а ст. 9.1 Закона № 7-ФЗ определяет, что "государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  и муниципальным образованием".

Важно понимать, что указанные наименования учреждений – автономное, бюджетное  и казенное – являются лишь типами внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения).

Смена же типа учреждения реорганизацией не является. Все полученные лицензии и свидетельства о государственной  аккредитации сохраняют свое действие, и переоформлять документы не требуется.

Сравнительная характеристика учреждений различных типов

Различия между учреждениями новых типов можно представить в виде таблицы.

Критерии сравнения

Типы учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

1

2

3

4

1. Основные направления деятельности

Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных  законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ, органа местного самоуправления

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных  законодательством РФ полномочий органов  государственной власти, местного самоуправления

2. Сферы, в которых может быть  создано

В любых

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

3. Способ финансирования

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной  сметы

На основе финансирования государственного или муниципального задания

На основе финансирования государственного или муниципального задания

4. Способ доведения денежных средств

По бюджетной смете

Через субсидии ("одна строка")

Через субсидии ("одна строка")

5. Учет иных доходов в процессе  финансирования 

Иные доходы учитываются при  определении объема финансирования

Размер субсидии не зависит от иных доходов

Размер субсидии не зависит от иных доходов

6. Право на ведение приносящей  доход деятельности

Должно быть предусмотрено учредительными документами

Должно быть предусмотрено учредительными документами

Должно быть предусмотрено учредительными документами

7. Распределение доходов от приносящей  доход деятельности

Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

8. Распоряжение доходами от приносящей  доход деятельности

Не имеет права на свободное  распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

Имеет право свободно распоряжаться  доходами от приносящей доход деятельности

Имеет право свободно распоряжаться  доходами от приносящей доход деятельности

9. Выделяемые виды имущества

Не выделяются

Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем  или приобретенное за счет выделенных им средств

Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем  или приобретенное за счет выделенных им средств

10. Распоряжение имуществом

Распоряжается с согласия собственника

Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно

Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно

11. Ответственность учреждения перед  кредиторами

Отвечает денежными средствами

Отвечает всем имуществом, кроме  недвижимого и особо ценного  движимого имущества, переданного  учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

Отвечает всем имуществом, кроме  недвижимого и особо ценного  движимого имущества, переданного  учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

12. Субсидиарная ответственность учредителя

Есть 

Нет

Нет

13. Органы управления

Не меняются

Не меняются

В дополнение к имеющимся органам  добавляется наблюдательный совет

14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью"

Обычный порядок

С согласия учредителя

С согласия учредителя либо наблюдательного  совета

15. Заключение контрактов

От имени учредителя

От своего имени

От своего имени

16. Действие Федерального закона  от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд"

Распространяется 

Распространяется

Не распространяется

17. Возможность получать займы, кредиты

Не могут

Могут с учетом установленных законом  ограничений

Могут

18. Возможность создания иных юридических  лиц

Отсутствует

Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника


Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".


Информация о работе Реформа бюджетных учреждений