Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Введение.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой сис-темы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.

Файлы: 1 файл

бюджет деф. и гос долг.docx

— 98.96 Кб (Скачать)

Введение

 
 

     Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.

     Бюджет  состоит из расходов и доходов. Когда  расходы правительства превосходят  доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Существует несколько концептуальных подходов к бюджету, считающих каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен он вообще быть сбалансированным: ежегодно балансируемый, на циклической основе и функциональные финансы. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путем: (1) налогов, (2) дополнительной эмиссией денег или (3) выпуском и реализации государственных обязательств.

     Существуют  экономические последствия государственного долга: это, во-первых, при том что  правительство (1) должно только рефинансировать (а не погашать) долг, (2) имеет право  взимать налоги и (3) имеет право  создавать деньги, нет никакой опасности, что государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Более серьезные проблемы связанные с государственным долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Бюджетный  дефицит 
 

     1.1 Общее понятие о структуре бюджета

     В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.

     В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

     Исходя  из изложенного основные категории  государственных финансов могут быть представлены в виде следующей схемы:

           1.   Доходы и полученные официальные трансферты

           1.1.   Доходы

           1.1.1.  Текущие доходы

           1.1.1.1.  Налоговые поступления

           1.1.1.2.  Неналоговые поступления

           1.1.2.  Доходы от операций с капиталом

           1.2.   Полученные официальные трансферты

           1.2.1.  Текущие

           1.2.2.  Капитальные

           2.  Расходы и кредитования минус погашения

           2.1.  Расходы

           2.1.1.  Текущие

           2.1.2.  Капитальные

           2.2.  Кредитование минус погашение

           2.2.1.  Валовое кредитование других секторов

           2.2.2.  Погашение кредитов, представленных другим секторам

           3.  Дефицит или превышение доходов над расходами (п.1 – и.2)

                 4.  Финансирование дефицита (п.4.2 – п.4.1 + 4.4 – п. 4.3 + 4.5)

           4.1.  Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью

           4.2.  Поступления от продаж финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидность.

           4.3.  Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)

           4.4.  Принятие обязательств сектором государственного управления (государственное заимствование)

           4.5.  Изменение остатков наличных денежных средств (денежные массы и депозиты)

           5.  Государственный долг

     Рассмотренные положения являются исходными для  определения структуры бюджетов, основных категорий государственных финансов и формирования классификаций для всех уровней и подсекторов государственного управления.

     Бюджетные классификации представляют собой группировки  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемых для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающих сопоставимость бюджетов всех уровней по вертикали и всех регионов по горизонтали.

     Бюджетная классификация России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации включает:

     классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

     функциональную  классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

     экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

     классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

     классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

     классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     классификацию видов государственного внешнего долга  Российской Федерации и государственных  внешних активов Российской Федерации;

     ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

     В целях обеспечения сопоставимости отражения финансовых операций основные классификации являются едиными для бюджетов всех уровней и утверждаются федеральным законом. К ним относятся: классификация доходов бюджетов, функциональная и экономическая классификации расходов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. В регионах и на муниципальном уровне может производиться дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации без нарушения общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

     Ведомственные классификации бюджетов субъектов  Российской Федерации утверждаются их законодательными органами, а местных бюджетов — решениями соответствующих органов местного самоуправления. 
 
 
 

     1.2 Дефицит государственного бюджета 
 

     Доходы  и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления.

     Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

     Поскольку дефицит равен финансированию, он может быть также определен как разность между валовым заимствованием и погашением долга с добавлением уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Дефицит бюджетов органов государственного управления представляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов и сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов. Эта разница покрывается за счет финансирования.

     Величина  дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. В России в 1997 г. дефицит консолидированного бюджета (федерального и субъектов Федерации) составил 118,4 млрд. деноминированных рублей, или 4,4% ВВП, 14,7% расходов и 17,2% доходов. Дефицит федерального бюджета составил 86,5 млрд. руб., или 3,3% ВВП. В случае превышения доходов и полученных официальных трансфертов над расходами и чистым кредитованием может иметь место профицит бюджета. В 2001 г. в России профицит федерального бюджета составил 265 млрд. руб.

     Величина  дефицита определяется при утверждении  бюджета. При этом в России согласно Бюджетному кодексу размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.

     В ряде случаев возникает  необходимость в  альтернативных методах определения дефицита для оценки отдельных факторов, оказывающих воздействие на состояние экономики.

     Поступления и платежи органов государственного управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов всех уровней не учитываются их задолженность по неоплаченным обязательствам: неоплаченным государственным заказам, закупкам; задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в Пенсионный фонд; не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например, угольной промышленности и др. Неоплаченные государственные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения и не отражаются в официальном финансировании дефицита бюджета. Однако во многих случаях они равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этой связи необходимо производить альтернативный расчет дефицита государственных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных государственных обязательств.

     Аналогичные расчеты могут производиться  также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост спроса на денежные средства со стороны государственных органов и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость анализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию.

     Чтобы проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов остальных секторов экономики, операции кредитования могут рассматриваться по аналогии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. При этом определяется чистая финансовая позиция государственного бюджета — величина, характеризующая финансовые активы минус обязательства.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг