Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа
Введение.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой сис-темы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов других секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике. В случае если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование приводит к росту совокупного спроса в экономике.
В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса в российской практике распределение заимствований на внутренние и внешние проводится в зависимости от того, в какой валюте (российской или иностранной) выражены долговые обязательства Российской Федерации как заемщика. В большинстве случаев принципы разграничения заимствований у резидентов и нерезидентов и в российской, и в иностранной валюте совпадают. Однако могут иметь место расхождения, иногда довольно существенные. Так, например, нерезидентами была приобретена к середине 1998 г. примерно треть государственных краткосрочных облигаций, выпущенных как внутренние рублевые долговые обязательства. После 17 августа 1998 г. выяснилось, что нерезиденты в конечном итоге получили право конвертации доходов в твердую валюту и их репатриации. Стремление нерезидентов в период, предшествовавший кризису, избавиться от ГКО было одной из причин обострения финансового кризиса.
Различия в экономической значимости заимствования у отдельных категорий инвесторов предопределяют потребность в классификации операций финансирования по типу кредитора.
Характер влияния государственного заимствования на экономическое развитие зависит от того, какие сектора и подсектора экономики, объединяющие относительно однородные субъекты хозяйствования со сходными целями и моделями экономического поведения, кредитуют государство. Если заимствование производится у банков, то, по-видимому, это в меньшей мере отразится на сокращении расходов других секторов, чем, например, заимствование у домашних хозяйств или у предприятий. Практически операции внутреннего заимствования могут оказать только сокращающее или нулевое влияние на возможности расходов других секторов экономики. Вместе с тем поскольку государство само производит расходы, то расходование государством заемных средств не оказывает влияния на общий объем расходов в стране либо ведет к его росту. По-разному, как об этом уже говорилось, воздействуют на экономику внешнее и внутреннее заимствование. Поэтому внутреннее и внешнее финансирование разграничиваются. Во внутреннем финансировании выделяются средства, заимствуемые у органов кредитно-денежного регулирования, коммерческих банков, других органов государственного управления, предприятий и домашних хозяйств. Во внешнем — занимаемые у международных организаций экономического развития, иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. Для пересчета выраженных в иностранной валюте сумм заимствования и погашения основного долга в национальную валюту используются данные о фактической выручке или о затратах на операции в национальной валюте, а при их отсутствии — средний рыночный курс валюты на момент совершения операции.
В целях объединения источников финансирования в однородные группы используется классификация финансирования дефицитов бюджетов по типу кредитора. Схема классификации финансирования по типу кредитора выглядит следующим образом:
3. Внешнее финансирование
4. Изменения в объемах наличности, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью
Практическая
возможность использования
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что кредиты Банка России (являющегося органом кредитно-денежного регулирования), а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. На практике, однако, обстоятельства вынуждают прибегать к прямому кредитованию (в IV квартале 1998 г. — 25 млрд руб.). Что касается запрета на приобретение на первичном рынке государственных долговых обязательств, то оно довольно легко обходится с помощью операций на вторичном рынке. В начале 1998 г. Банк России и контролируемый им Сбербанк сконцентрировали около 2/3 ГКО и ОФЗ.
Последствия государственного заимствования для бюджета во многом определяются условиями государственного заимствования по видам долговых обязательств и срокам заимствования. Государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными, предусматривать разнообразные варианты использования процентных ставок и условий погашения. Государство заинтересовано в увеличении среднего срока обращения ценных бумаг и в снижении издержек по их обслуживанию. Таким образом, наряду с определением финансирования по типу кредитора возникает потребность в классификации операций финансирования по типу долгового обязательства.
При этом во внутреннем и внешнем финансировании разграничиваются долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды и изменения объемов наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью. Краткосрочные облигации, векселя и ссуды имеют срок обращения до одного года.
Для управления долговыми обязательствами с учетом условий заимствования в процессе составления и исполнения бюджетов в целях объединения различных видов долговых обязательств в однородные группы используется классификация финансирования по типу долгового обязательства. Схематично классификация финансирования по типу долгового обязательства выглядит следующим образом.
и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью
3. Внешнее финансирование
4. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов
и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью
Все виды обязательств в приведенной схеме отражают поступления за вычетом погашений. Для более подробного анализа наряду с сальдированными данными раздельно показываются погашения и поступления.
Данные о поступлениях от размещения каждого типа долгового обязательства должны соответствовать фактически полученным суммам, соответственно погашение долговых обязательств должно отражать фактические платежи, произведенные в счет погашения основной суммы долга. Процентные платежи отражаются не в финансировании, а в расходах как затраты по обслуживанию долга.
В России пока не налажено формирование информации о заимствовании по типу кредитора и по типу долгового обязательства и составляется смешанная классификация, не позволяющая выявить взаимосвязь государственного финансирования с другими финансовыми потоками. Эта смешанная классификация разделена на две части: классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета.
В
результате финансирования дефицита бюджета
образуются непогашенные обязательства.
Их объем определяется величиной взятых
за бюджетный период долговых обязательств
за вычетом погашения. Сумма непогашенных
обязательств образует государственный
долг. Общая величина государственного
долга характеризуется объемом непогашенных
обязательств на конец какого-либо периода,
включая неоплаченные долговые обязательства
предыдущих периодов.
2.
Государственный
долг
2.1
Сущность и основные
элементы государственного
долга
Государственный долг - это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Государственный долг образуется в результате осуществлении государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».
Долговые обязательства — это сложная категория, отличающаяся; во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств Российской Федерации (ст. 98 БК РФ) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий Российской Федерацией, договора поручителей Российской Федерации; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг Российской Федерации; соглашения и договора Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг