Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:15, курсовая работа
Введение.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой сис-темы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Экономическое содержание государственных финансов неоднородно; в их составе выделяют отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Сложность
объекта требует выработки
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия. Внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг — это «долг самим себе» (заимствования государства у субъектов рынка и физических лиц). И тот и другой виды долгов — объективная реальность общественных отношений.
В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора важна при анализе влияния государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов, Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).
Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора имеет следующий вид:
-внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);
-внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которыми располагают кредиторы:
-внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);
-внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга),
В категорию «государственный долг» включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, «безденежного» выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг — это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а его изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
Величина государственного долга в национальной части внешнем задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг — это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти.
Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:
а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг;
б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.
К основным различиям этих двух групп обязательств относится то, что первые из них; во-первых; имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.
Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1993 г.) определил разделение госдолга на две основные части (в основном по валютному кредитованию) — на внешний и внутренний долг, в связи с чем валютные заимствования и возникающие с связи с этим обязательства относятся к внешнему долгу, а рублевые заимствования — к внутреннему долгу.
Примитивизм
данного подхода соответствовал
(в ограниченной мере) условиям первых
лет реформирования. Процесс реформирования
и развитие финансовых рынков с расширением
проведения валютных операций потребовали
поиска новых решений (как в аналитических,
так и в практических целях для решения
проблем классификации госдолга). Проблема
особенно осложняется тем, что в
настоящих условиях
по ряду позиций внешний
и внутренний долги
представляют довольно
гармоничный симбиоз,
в частности, связанный даже с техническими
проблемами, когда мы имеем практику сальдирования
отдельных показателей (особенно по обслуживанию
госдолга).
2.2 Система
управления государственным
долгом
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что было обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания (в отличие от долга СССР). Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Современная концепция управления государственным долгом России должна базироваться на эффективных финансово-экономиче-ских теориях, передовом мировом опыте, адаптированных к реалиям современной России и процессам глобализации мировой экономики. Ключевое значение в управлении государственным долгом имеют доверие к проводимой финансовой политике, более гибкий подход к решению долговых проблем, чем к изменению налогообложения или определению инфляционных ориентиров.
Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:
а) управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
б) кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований.
Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.
Нормальный режим связан; во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием бездефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений "долг - ВВП"; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.
Кризисное управление госдолгом связано с функционированием экономики на грани дефолта (это наблюдалось в конце 1998 г.). Проблема долга возникает не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда, когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться, оказывая давление на функционирование государства, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. В этом случае возникает необходимость решения следующих проблем:
-общая оценка эффективности политики заимствований государством средств, особенно в связи с нарастанием напряженности в обслуживании долга;
-определение предельно допустимых размеров государственного долга с учетом особенностей данного этапа развития экономики и предела размеров долга в связи с этими особенностями;
-анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
-определение направлений и мер по стабилизации размеров государственного долга;
-оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны с учетом общих трудностей реформационного процесса.
В
последние годы делаются позитивные
попытки регулирования
Государственный долг представляет собой сложное экономико-фи-нансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:
-стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;
-уменьшение государственного внутреннего и внешнего долга;
-реструктуризацию задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету;
-реструктуризацию внешнего долга страны;
-контроль за заимствованиями субъектов Федерации;
-сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;
-снижение стоимости обслуживания государственного долга.
Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внутренними и внешними займами.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг