Учет НМА в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы. Я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы является актуальной, т.к. в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов учета нематериальных активов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы учета НМА в бюджетных учреждениях…..5
1.1. Понятие, оценка НМА в бюджетных учреждениях………...………5
Документарное оформление движение НМА в бюджетных учреждениях и их синтетический учет……………………………………….….7
1.3. Амортизация нематериальных активов в бюджетных учреждениях………………………………………………………..…………….13
2. Практические основы учета НМА в бюджетных учреждениях….18
2.1. Краткая характеристика РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум»…………………………………………........18
2.2. Синтетический учет НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме»………………………………………….…..20
3. Мероприятия по совершенствованию учета НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме»……………………………26
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………….31
Приложение…………………………………………

Файлы: 1 файл

НМА.docx

— 67.75 Кб (Скачать)

Министерство науки и  образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный политехнический

университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, кредита  и денежного обращения.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу: «Бюджетный учет и отчетность»

на тему: «Учет НМА в бюджетных учреждениях (на примере РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный

техникум»)»

 

 

Выполнила: студентка V курса

очной формы обучения

специальности

080105 «Финансы и кредит»  (2)

_____

 

Научный руководитель:

 

 

Чебоксары

2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Теоретические основы учета НМА в бюджетных учреждениях…..5

1.1. Понятие, оценка НМА в бюджетных учреждениях………...………5

    1. Документарное оформление движение НМА в бюджетных учреждениях и их синтетический учет……………………………………….….7

1.3. Амортизация нематериальных активов в бюджетных учреждениях………………………………………………………..…………….13

2. Практические основы учета НМА в бюджетных учреждениях….18

2.1. Краткая характеристика РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум»…………………………………………........18

2.2. Синтетический учет НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме»………………………………………….…..20

3.  Мероприятия по совершенствованию учета НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме»……………………………26

Заключение……………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………….31

Приложение……………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы. Я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы является актуальной, т.к. в  современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов учета нематериальных активов.

Объектом исследования в данной работе являются нематериальные активы. К ним относят права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.; из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, организационные расходы и цена фирмы (деловая репутация). 

Целью моей работы является изучение учета нематериальных активов в бюджетных учреждениях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить понятие, оценку НМА в бюджетных учреждениях;
  2. ознакомиться с документарным оформлением движения НМА в бюджетных учреждениях и их синтетическим учетом;
  3. изучить начисление амортизации на нематериальные активы в бюджетных учреждениях;
  4. ознакомиться с краткой характеристикой РГОУ СПО «Чебоксарского машиностроительного техникума»;
  5. изучить ведение синтетического учета НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме»;
  6. разработать мероприятия по совершенствованию учета НМА в РГОУ СПО «Чебоксарском машиностроительном техникуме».

В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники под редакцией Соловьева Г.Н., Тумасяна Р.З.,  Николаева Г.А, федеральные законы, а также научные статьи   в периодических изданиях «Практический бухгалтерский учет»,   «Актуальные вопросы бюджетного учета и налогообложения» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы учета НМА в бюджетных учреждениях
    1. Понятие, оценка НМА в бюджетных учреждениях

 

 

К нематериальным активам относятся объекты, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

1. у объекта отсутствует  материально-вещественная структура;

2. имеется возможность  идентификации объекта от другого  имущества;

3. объект используется  в производстве продукции, при  выполнении работ или оказании  услуг либо для управленческих  нужд учреждения;

4. срок полезного использования  объекта, превышает 12 месяцев;

5. не предполагается последующая  перепродажа данного имущества;

6. наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  самого актива и исключительного  права у учреждения на результаты  интеллектуальной деятельности  или права учреждения на результаты  научно-технической деятельности, охраняемые  в режиме коммерческой тайны,  включая потенциально патентоспособные  технические решения и секреты  производства (ноу-хау).

Для отражения нематериальных активов в бюджетном учете  предназначен счет 00 102 01 000 «Нематериальные  активы».

Не относятся к нематериальным активам:

1.  не давшие положительного  результата научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы;

2. незаконченные и не  оформленные в установленном  законодательством порядке научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы;

3. материальные объекты  (материальные носители), в которых  выражены произведения науки,  литературы, искусства.

Если бюджетное учреждение производит периодические платежи (включая авторские вознаграждения) за предоставленное ему право  пользования нематериальными активами, которые исчисляются и уплачиваются в порядке и сроки, установленные договором, то эти платежи будут отражаться в учреждении как расходы текущего периода.

Объекты нематериальных активов  отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость  нематериальных активов определяется как стоимость фактических затрат на их приобретение (изготовление), с  учетом сумм налога на добавленную  стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют нематериальные активы, приобретенные (изготовленные) в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае НДС, уплаченный поставщикам  и подрядчикам, если иное не предусмотрено  налоговым законодательством Российской Федерации, может быть предъявлен к  вычету.

Стоимость приобретения (изготовления) нематериальных активов включает в  себя:

1. суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  уступки (приобретения) прав правообладателю  (продавцу);

2. суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением объектов нематериальных  активов;

3. таможенные пошлины,  регистрационные сборы, патентные  пошлины и иные аналогичные  платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных)  прав правообладателя;

4.  вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации, через  которую приобретены объекты  нематериальных активов, в соответствии  с условиями договора;

5.  иные расходы, непосредственно  связанные с приобретением объектов  нематериальных активов и доведением  их до состояния, пригодного  к использованию в установленных  целях;

6. расходы по изготовлению (материалы, оплата труда и  начисления на оплату труда,  услуги сторонних организаций  и так далее).

Если нематериальные активы были получены учреждением на безвозмездной  основе, то их первоначальная стоимость  определяется исходя из рыночной стоимости  этих объектов на дату принятия к учету.

Все расходы учреждения, связанные с формированием первоначальной стоимости объектов нематериальных активов при их поступлении, предварительно собираются на счете 0 106 02 320 «Увеличение  капитальных вложений в нематериальные активы».

Изменение первоначальной стоимости  объектов нематериальных активов производится лишь в случаях модернизации, частичной  ликвидации и переоценки объектов нематериальных активов. Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов нематериальных активов в сроки и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Переоценка производится путем пересчета их балансовой стоимости  по состоянию на начало отчетного  года и сумм амортизации, начисленной  за все время использования объектов на установленный коэффициент.

Каждому объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который  используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.

 

    1. Документарное оформление движение НМА в бюджетных учреждениях и их синтетический учет

 

  Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию  и перемещению объектов нематериальных активов ведется в Журнале  операций по выбытию и перемещению  нефинансовых активов.

Поступление нематериальных активов, внутреннее перемещение оформляются  следующими первичными документами:

  1. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  2. Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
  3. Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);
  4. Требование-накладная (ф. 0315006).

Поступление нематериальных активов оформляется следующими бухгалтерскими записями:

  1. принятие к бюджетному учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме суме произведенных затрат отражается по дебету счета 010201320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и кредиту счета 010602420 "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы";
  2. принятие к бюджетному учету нематериальных активов по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении (в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией), изготовлении хозяйственным способом, а также стоимости работ по их модернизации отражается по дебету счета 010201320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и кредиту счета 010602420 "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы";
  3. внутреннее перемещение объектов нематериальных активов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету счета 010201320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и кредиту счета 010201320 "Увеличение стоимости нематериальных активов;
  4. оприходование излишков нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости по дебету счета 010201320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" и кредиту счета 040101180 "Прочие доходы";
  5. безвозмездно полученные НМА и ранее начисленная по ним амортизация отражаются следующими проводками:

- в рамках движения  объектов между учреждениями, подведомственными  одному главному распорядителю  (распорядителю) бюджетных средств:

Дебет счета 1 (2) 102 01 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

Кредит счета 1 (2) 304 04 320 "Внутриведомственные  расчеты по приобретению нематериальных активов",

Дебет счета 1 (2) 304 04 320 "Внутриведомственные  расчеты по приобретению нематериальных активов"

Кредит счета 1 (2) 104 09 420 "Уменьшение стоимости нематериальных активов  за счет амортизации";

- в рамках движения  объектов между учреждениями, подведомственными  разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня  бюджета, между учреждениями, подведомственными  одному главному распорядителю  (распорядителю) бюджетных средств  в рамках приносящей доход  деятельности, а также при получении  объектов от государственных  и муниципальных организаций,  от иных организаций, за исключением  государственных и муниципальных,  и от физических лиц:

Информация о работе Учет НМА в бюджетных учреждениях