Формирование учетной политики бюджетного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:53, доклад

Краткое описание

В последнее время одним из самых актуальных вопросов стал вопрос: как формировать учетную политику государственного (муниципального) учреждения в свете последних изменений в законодательстве, касающихся ведения бухгалтерского и налогового учета.

Файлы: 1 файл

Формирование учетной политики бюджетного учреждения.docx

— 16.90 Кб (Скачать)

   Формирование  учетной политики бюджетного учреждения.

   В последнее время одним из самых  актуальных вопросов стал вопрос: как  формировать учетную политику государственного (муниципального) учреждения в свете  последних изменений в законодательстве, касающихся ведения бухгалтерского и налогового учета.

   Приказом  Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 г. N 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для  органов государственной власти (государственных органов), органов  местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных  (муниципальных) учреждений и Инструкция его применению (далее - Инструкция N 157н).

   С вступлением в силу указанных  документов Инструкция №148н утратит  свою силу, а «бюджетники» будут  руководствоваться уже новыми правилами  ведения бюджетного учета. Можно заметить, что в отличие от Инструкции №148н, Инструкция №157н прямо обязывает бюджетные учреждения формировать и утверждать свою учетную политику. 
    Так, в пункте 6 Инструкции N 157н сказано, что бюджетные учреждения в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также самой Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

   В соответствии со статьей 7 Закона N 129-ФЗ ответственность за формирование учетной  политики учреждения несет главный  бухгалтер, а утверждается она приказом руководителя бюджетного учреждения.

   Новая Инструкция по применению Единого плана  счетов в учетной политике бюджетного учреждения регулирует следующие положения.

   1. Основные принципы ведения бухгалтерского  учета, например, обязательность  применения метода двойной записи, метода начисления, полноты, своевременности  и достоверности отражения информации, допущения непрерывности деятельности  учреждения.

   2. Основные требования к формированию  и применению первичных документов  и регистров бухгалтерского учета. 

   3. Правила признания, оценки, группировки  учреждениями объектов учета  (имущества, расчетов, финансовых  результатов).

   4. Обязательные положения по формированию  учреждением учетной политики  бюджетного учреждения.

   Так, Инструкцией предусмотрено, что  казенное, бюджетное или автономное учреждение в целях организации  бухгалтерского учета формирует  учетную политику бюджетного учреждения, которая отражает особенности организации  и ведения бухучета, исходя из его  структуры и отраслевых особенностей основного вида деятельности (основных услуг).

   В учетной политике учреждения отражается:

  • рабочий план счетов;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, не установленные законодательством РФ;
  • порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

   Учетная политика учреждения не должна выходить за рамки национальных стандартов. При ее формировании бухгалтеру необходимо соблюдать следующие правила.

   1. Недопустимо устанавливать в  учетной политике учреждения  положения, противоречащие требованиям  действующих учетных стандартов, законодательства РФ.

   2. Требования, определенные в федеральных  учетных стандартах обязательны для исполнения, даже если они кажутся неудобными. Недопустимо отменять такие требования учетной политикой.

   3. Не рекомендуется фиксировать  в учетной политике фамилии  сотрудников, отвечающих за отдельные учетные операции, поскольку кадровый состав в течение года может меняться. Такие назначения осуществляются посредством отдельных распоряжений руководителя учреждения.

   4. Не следует отражать в учетной  политике числовые показатели, касающиеся расходования материальных запасов (нормы, сроки эксплуатации, даты перехода на зимнюю и летнюю нормы расхода топлива и т. п.). Такие показатели могут изменяться, поэтому более разумно утверждать их распоряжениями руководителя, и ссылку на это зафиксировать в учетной политике.

   5. Не следует переписывать в  учетную политику учреждения  положения Инструкции по ведению  Единого плана счетов. Для решения  текущих вопросов учета такие  действия бессмысленны и могут  свидетельствовать о формальном  подходе к формированию учетной  политики

   В рамках Учетной политики субъект  учета утверждает локальным актом  Рабочий план счетов, содержащий применяемые  счета бухгалтерского учета для  ведения синтетического и аналитического учета.

   Аналитические коды в номере счета Рабочего плана  счетов отражаются:

   в 1-17 разрядах - аналитический код  по классификационному признаку поступлений  и выбытий;

   в 18 разряде - код вида финансового  обеспечения (деятельности);

   в 24-26 разрядах - аналитический код  вида поступлений, выбытий объекта  учета.

   При этом в зависимости от типа учреждения могут применяться как единые бюджетные, так и специализированные классификаторы для отражения поступлений  и выбытий в 1-17 разрядах и 24-26 разрядах номера счета бухгалтерского учета.

   Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.

   Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его  наличие предусмотрено действующим  законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной  политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются  конкретные решения. 

Информация о работе Формирование учетной политики бюджетного учреждения