Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить принципы формирования имиджа региона, выявить доминирующие тенденции, дать общую оценку имиджа Краснодарского края в международном пространстве.
Задачи работы:
* определить теоретические основы формирования имиджа региона;
* выявить имиджеобразующие элементы региона;
* проанализировать имидж Краснодарского края в средствах массовой
информации, выявить специфику образа рассматриваемого региона в
иностранных печатных и электронных изданиях;
* изучить и проанализировать комплекс мер, принимаемых
правительством Краснодарского края для подготовки к Олимпийским
Играм в Сочи, степень их влияния на имидж региона;
* выработать рекомендации по имиджевой политике региона, опираясь на опыт других федеральных образований и на опыт других стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ ключевых понятий и основы конструирования имиджа региона.
1.1. Анализ основных определений……………………………………………...6
1.2. Средства конструирования имиджа региона……………………………...13
1.3. Влияние крупных международных событий на имидж региона………...31
Выводы……………………………………………………………………...........36
2. Особенности имиджа региона в международном пространстве
2.1. Роль имиджа региона в международном имидже страны………………..37
2.2. Имидж региона в СМИ разного уровня: от региональной до международной прессы………………………………………………………….42
2.3. Влияние крупных международных событий на имидж региона (на примере подготовки к Олимпийским Играм в Сочи)…………………………60
Выводы…………………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….74
Библиографический список……………………………………………………..75

Файлы: 1 файл

Герасимова дипл раб факт.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

     На имидж же региона влияют как внешние, так и внутренние его факторы. Имидж региона создаётся в значительной мере усилиями СМИ, поэтому проблема формирования имиджа страны и регионов средствами массовой информации, несомненно, актуальна. Главная роль в этом процессе принадлежит региональной прессе. Но чтобы полностью проследить формирование имиджа Краснодарского края этого недостаточно. Имидж - это система и необходимо рассмотреть все элементы этой системы.

Позиционирование  региона как товара

     Краснодарский край - это, прежде всего земли, предприятия, курорты. К ним можно привлечь инвесторов для дальнейшего развития края. При этом учитываются ценности, запросы целевой аудитории, чтобы  можно было откорректировать отдельные стороны имиджа. Краснодарский край позиционирует себя как динамично развивающийся регион России; как край, занимающий ведущее место в рациональном использовании собственных капиталовложений, в привлечении к сотрудничеству зарубежных партнеров в инвестиционных программах; край, который достиг успехов в наращивании мощностей в аграрном, промышленном, транспортном секторах, в строительстве.

     Особое  влияние на имидж Краснодарского края окажут Олимпийские игры 2014. Зимние Олимпийские игры в Сочи оставят бесценное наследие не только для Краснодарского края и страны, но и для всего Олимпийского движения. Игры послужат стимулом для экономического развития региона и будут способствовать позитивным изменениям в российском обществе: больше внимания будет уделяться вопросам защиты окружающей среды и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в активную социальную жизнь. Благодаря Олимпийским играм в Сочи вырастет популярность зимних видов спорта среди россиян.

     Поддержка заявки Сочи (а также агитация за город-курорт) российским президентом Владимиром Путиным сыграла огромную роль. За несколько дней до этого на встрече с российскими спортсменами Путин заявил: «Хороших заявок много, сильная только одна - Сочи. Мы включились в гонку не для того, чтобы согреться, а для того, чтобы победить19». По словам российского президента, если Россия получит право проведения Олимпиады, то она справится с задачей организации соревнований на самом высоком уровне.

     Завоевав  право провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, Россия подтвердила, что является центром морального влияния на мировые дела, считает президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. "Россия хорошо потрудилась и заслуженно получила право принять Олимпиаду. Это решение Международного Олимпийского комитета показало - мы сильны не только спортивными достижениями, но и сильны экономически, сильны организационно, сильны как центр морального влияния на мировые дела, пользующийся авторитетом среди большинства из 204 стран-членов современного Олимпийского движения", - подчеркнул он20. Здесь подкрепляется сложившийся положительный стереотип о том, что Россия - мощное государство, имеющая большое влияние в мировом пространстве.

     Выбор Сочи в качестве столицы зимней Олимпиады-2014 - наглядное подтверждение авторитета России на мировой арене. Завоевав право провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, Россия подтвердила, что является центром морального влияния на мировые дела.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Имидж региона  в СМИ разного  уровня: от региональной  до международной  прессы.

     При формировании имиджа, как правило, приоритет отдается форме, а не содержанию. Поэтому отбираются самые привлекательные стороны в деятельности корпорации, а если их мало, то они могут конструироваться искусственно. Имидж призван распространить информацию о деловой репутации, объеме продаж, относительной доли рынка, инновациях, разнообразии товаров, благоприятной для покупателей ценовой политике. С помощью современных СМИ постоянно осуществляется коррекция имиджа.

     Немаловажное  значение с точки зрения разработки, популяризации и внедрения символов, имиджей, репутации, миссии и т. д. организации имеют средства массовой информации, особенно электронные, которые не только сообщают о последних событиях в мире и стране, но и задают общий настрой жизни, ценностно-смысловую ориентацию людей, нравственный и психологический тонус. Более того, можно сказать, что СМИ на сегодняшний день — самое эффективное постоянно, ежедневно, ежечасно, ежеминутно применяемое оружие. Не случайно их называют четвертой властью, а современное общество — медиократическим, так как в нем реальная власть принадлежит масс-медиа, т. е. СМИ.

     Имидж региона создаётся в значительной мере усилиями СМИ: правительственными, оппозиционными, независимыми, местными, федеральными, зарубежными, поэтому  проблема формирования имиджа страны и регионов средствами массовой информации, несомненно, актуальна. Главная роль в этом процессе принадлежит региональной прессе. Близость к жизни региона, его проблемам, аудитории позволяет местным СМИ быть более доходчивыми в донесении информации.  Поскольку средства массовой информации взаимодействуют, с массовым, неспециализированным сознанием населения, то они сами достраивают имидж, придавая ему те или иные черты (нормативные, идеологические, а то и просто искусственные) через подачу и отбор информации.

     На  формирование позитивной репутации любого субъекта федерации и на становление того или иного имиджа оказывают влияние две наиболее фундаментальные группы факторов: внутренние и внешние.

  • 1. Внутренние факторы - это возможности самого региона, его внутренние характеристики такие, как географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, трудовой и образовательный потенциал, развитость инфраструктуры и коммуникаций. Внутренние факторы можно разделить на географические, культурные, этнические, исторические.

     На  формирование имиджа Краснодарского края влияют его выгодные внутренние факторы, независимо формирующие позитивную репутацию региона: например, это  географическое положение-южный регион России; благоприятный климат-умеренно-континентальный, субтропический; природные ресурсы-более 60 видов полезных ископаемых, значительные запасы минеральных вод, свыше 1800 тысяч гектаров леса; экономический потенциал-агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный; население - свыше пяти миллионов человек и др.

Но даже столь благоприятные «естественные» факторы не будут максимально  эффективно использованы в интересах  политики региона без внешних  факторов, поскольку не смогут привлечь внимания большинства инвесторов, производителей и потенциальных заинтересованных лиц.

  • 2. Внешние факторы - имиджевая кампания, целью которой является привлечение дополнительного внимания к региону и закрепление позитивного интереса к нему со стороны общественности. Сюда относятся:
  • - освещение успехов развития региональной экономики и социальной сферы в федеральных, региональных, отраслевых СМИ;
  • - проведение специальных мероприятий (тематических форумов, конгрессов, конференций);
  • - организация специальных PR-акций (выступления экспертов федерального уровня и лидеров общественного мнения по поводу ситуации в регионе и т.п.).

      Каков же имидж Краснодарского края в средствах  массовой информации? Обратимся, для  начала, к региональным СМИ.

     Информационный  портал «ЮГА.ru» провел в рамках программы  «Гордость Кубани» онлайн-голосование, призванное определить настоящие символы Краснодарского края. Из предлагаемых вариантов ответов журналистами были исключены политические лидеры и представители бизнеса. Мнения пользователей сайта распределились следующим образом21.  

      В категории «Житница России»: поля (86% ответов), хлеб (46% ответов), виноградники (43% ответов), подсолнухи (32% ответов);

     «Природа  Кубани»: Черное море (74% ответов), горы (50% ответов); река Кубань, источники минеральных вод (по 31% ответов в каждом случае);

     «Курорты»: Сочи (80% ответов), поселок Красная Поляна (47% ответов), Анапа, Геленджик (по 45% ответов), Горячий Ключ (27% ответов);

     «События»: ежегодный экономический форум в Сочи (48% ответов); фестиваль Кинотавр в г. Сочи и фестиваль КВН в Сочи (по 32% ответов в обоих случаях);

     «Искусство»: Кубанский казачий хор (65% ответов), Юрий Григорович (32% ответов), Григорий Пономаренко (30% ответов), Виктор Захарченко (29% ответов);

     «Историческое наследие»: Екатерина Вторая (48% ответов), дольмены (47% ответов), казачьи традиции (35% ответов), Екатерининский собор (33% ответов).

     Некоторые посетители сайта также предложили свои варианты ответов:

     В категории «Житница России» - овощи  и фрукты, кукуруза, раки, сельское хозяйство  в целом, кукуруза, яблоки; «Природа Кубани» - Черноморское побережье, Утриш, Лагонаки, Гуамское ущелье, Азишская пещера, Кизилташский лиман, Должанская коса; «Курорты» - Голубицкая; «События» - ежегодный байк-фестиваль в Тамани, фестиваль вина, праздник труда; «Искусство» - Анна Нетребко, Миша Галустьян, художники Паршков, Блохины, Воржев и др.; «Историческое наследие» - Свято-Троицкий храм, летчик Вячеслав Ткачев, супруги Кирлиан, братья Аведовы, Ф. А. Коваленко, М. Ю. Лермонтов.

     Анализ  ответов позволяет сделать вывод, что Кубань в представлении населения - это образ края двух морей, удивительных по красоте гор, бескрайних хлебных полей, строптивых горных рек, уникальных археологических и природных памятников; края лучших российских курортов; казачьей земли-кормилицы.

     Средства  массовой информации данные символы используют, чтобы подчеркнуть превосходство Краснодарского края перед другими регионами: Кубань производит лучшие продукты, выращивает лучшие овощи и фрукты, имеет лучшие курорты, места отдыха, проводит лучшие форумы, лучшие кадры и т. д. Причем такая оценка звучит из уст первых руководителей страны и края: «Рад приветствовать вас на лучшем туристическом форуме» (Александр Починок)22, «Вы - лучшие» (Александр Ткачев о журналистах). 

     Рассмотрим, какие же еще образы Краснодарского края используются в СМИ.

     Образ 1. «Край привлекательный для инвесторов»

     Это наиболее актуальный и продуктивный образ Кубани на современном этапе. В связи с изменением экономических  отношений в стране Краснодарский  край активно позиционируется как  территория, выгодная для вложения инвестиций и новых проектов. С целью получения инвестиций в СМИ широко освещается информация о крае, его специфике, промышленном, курортном, аграрном потенциале. Помимо статей ознакомительного характера публикуются материалы, в которых потенциальные инвесторы, размышляющие  о целесообразности вложений в развитие края, могут найти компетентные ответы на такие вопросы, как: 

- лидируют  ли компании края в своей  отрасли? 

- сохранится  ли спрос на товары и услуги, предоставляемые краем в течение следующих нескольких лет?

- кто  главные конкуренты края и  насколько он способен соперничать  с ними?

- каковы  сильные и слабые стороны руководителей  края? Каковы их реальные достижения? Какие долгосрочные и краткосрочные  задачи они преследуют? Осознают ли свою ответственность перед инвесторами?  

      Акцент  в публикациях делается на аргументы  в пользу безопасности ведения бизнеса  на кубанской земле. «Инвесторам  не грозит опасность», «Власть обслуживает  бизнес» и др.  - звучат заголовки публикаций в местных газетах. Кубань представлена, как край где присутствует понимание, что власть не должна довлеть над бизнесом и ее обязанностью является создание равных условий для добросовестной конкуренции в экономике. В качестве примеров приводятся очерки об успешном развертывании на кубанской земле предприятий крупнейших международных компаний, таких как  «КЛААС», «Кнауф», «Бондюэль», «Нестле»).

     Имидж края рассчитан и на иностранных  инвесторов и на российских. Например, в газете «Кубань Сегодня» в материале о форуме «Кубань-2009» «Опыт региональных администраций в привлечении инвестиций» сказано: «Краснодарский край стал одним из первых российских регионов, который решился так громко заявить о себе российским и иностранным инвесторам... Опыт Краснодарского края говорит о том, что ключ к решению социальных и экономических проблем один - привлечение инвестиций». В этом же номере в материале «Успех форума - успех Кубани» сообщается о высоком экономическом потенциале Юга России и о том, что бизнес выбрал Кубань, как регион со стабильной политической ситуацией, гарантиями безопасности и неприкосновенностью собственности.

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края)