Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить принципы формирования имиджа региона, выявить доминирующие тенденции, дать общую оценку имиджа Краснодарского края в международном пространстве.
Задачи работы:
* определить теоретические основы формирования имиджа региона;
* выявить имиджеобразующие элементы региона;
* проанализировать имидж Краснодарского края в средствах массовой
информации, выявить специфику образа рассматриваемого региона в
иностранных печатных и электронных изданиях;
* изучить и проанализировать комплекс мер, принимаемых
правительством Краснодарского края для подготовки к Олимпийским
Играм в Сочи, степень их влияния на имидж региона;
* выработать рекомендации по имиджевой политике региона, опираясь на опыт других федеральных образований и на опыт других стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ ключевых понятий и основы конструирования имиджа региона.
1.1. Анализ основных определений……………………………………………...6
1.2. Средства конструирования имиджа региона……………………………...13
1.3. Влияние крупных международных событий на имидж региона………...31
Выводы……………………………………………………………………...........36
2. Особенности имиджа региона в международном пространстве
2.1. Роль имиджа региона в международном имидже страны………………..37
2.2. Имидж региона в СМИ разного уровня: от региональной до международной прессы………………………………………………………….42
2.3. Влияние крупных международных событий на имидж региона (на примере подготовки к Олимпийским Играм в Сочи)…………………………60
Выводы…………………………………………………………………………...72
Заключение……………………………………………………………………….74
Библиографический список……………………………………………………..75

Файлы: 1 файл

Герасимова дипл раб факт.doc

— 362.50 Кб (Скачать)
fy">  Имиджевая политика является частью регионального маркетинга. Региональный маркетинг – это процесс планирования, координации и контроля прямых связей регионального управления… с его различными партнерами и целевыми группами. В данном случае регион рассматривается как «продукт», который предлагается «целевым группам». Регион как продукт потребления – это ресурсы территории, востребуемые ее потребителями12.   

  Основные целевые группы маркетинга региона – это его жители, представители бизнеса и туристы. Они – потребители региона. Ведущими субъектами регионального маркетинга выступают:

- органы  исполнительной и законодательной  власти области;

- региональные  представительства органов федеральной  власти;

- субъекты  региональной инфраструктуры поддержки  предпринимательства;

- специализированные PR-агентства;

- выставочные  центры;

- туристические  и гостиничные сети;

- учебные  и учебно-деловые центры;

- представители  региона за его пределами.  

  Цена региона как «товара» означает для разных групп потребителей разное. Для жителей территории - это прежде всего стоимость жизни, уровень доходов, пенсий, социальных льгот, а также стоимость конкретных товаров и услуг на территории. Для туристов это стоимость путевок, величина суточных карманных расходов. Для представителей бизнеса это стоимость оборудования и стройматериалов, налоговые льготы, правила раздела продукции и вывоза прибыли.  

  Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того, насколько удачно сознательно формируемый субъектом имидж определенной территории будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным качествам, а с другой – ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, переселенца).  

 Конкурентоспособность  региона определяется степенью  его «брендированности», бренд региона  является активнейшей категорией  рыночной экономики в целом.  Бренд ориентирован, преимущественно, на внешних по отношению к нему субъектов, и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. Наряду с «внешним эффектом» бренда правомерно говорить о «внутреннем влиянии» бренда, направленном на развитие цивилизованных социально-экономических отношений среди жителей региона, чувства единства, ответственности, патриотизма в отношении «малой родины».  

  Цель брендинга региона – обеспечение присутствия бренда региона в информационном пространстве, обеспечение узнаваемости бренда, сделать регион силой влияния, обеспечить приток финансовых ресурсов на территорию, трансляцию региональных решений инициатив вовне.   

  Сущность бренда региона. С учетом того, что при построении бренда региона используются принципы построения брендов в бизнесе, можно сделать вывод о том, что сущность бренда региона заключается в том, что он должен обеспечивать идентификацию субъекта федерации внутри страны и за ее пределами, причем идентифицировать в выгодном для субъекта свете. Бренд региона должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять идеологическую функцию, объединяя население региона для выполнения общих задач. Бренд регион по своей сути – это квинтэссенция миссии и стратегии развития региона.  

  Искусственность бренда региона. Бренд естественным путем не создается, он является продуктом сознательного и управляемого осмысления, продуктом искусственно организованной общественной рефлексии и проектирования. Искусственность бренда предполагает управление его созданием и продвижением, наличие заказчика, наличие квалифицированной группы разработчиков, наличие информационных и финансовых ресурсов, четко сформулированное техническое задание, программу создания и продвижения бренда, мониторинг эффективности бренда, механизм поддержания и развития.  

   Этапы создания бренда региона.  

        Следует выделить 2 основных этапа  создания бренда:

- поиск  и выделение отличий. Отличие – это сочетание множества деталей, каждая из которых может быть очень индивидуальной и, как правило, весьма незначительной. Главное в успешном брендинге – это создание своей собственной темы, идеи – миссии, цели.

- усиление  отличий. Состоит в возвеличивании мельчайших отличительных особенностей до тех пор, пока они не станут достаточно важными, чтобы произвести впечатление на умы других людей13.

     Учитывая  индивидуальные особенности своего имиджа, отдельные регионы могут  использовать различные технологии для своего развития. Исследователь Р. Туровский выделяет следующие типы таких технологий (в основном  используются  смешанные): 
- Возрожденческая – опора на исторические корни (Псков); 
-    Самовозвеличивающая - представление роли региона как более значимой (Саратов – столица Поволжья, Красноярск – центр Азии); 
-  Подражательная – ассоциации с известными зарубежными центрами (Москва – третий Рим, Нижний Новгород – русский Детройт, Иваново – русский Манчестер, Санкт-Петербург – Северная Венеция, Самара – русский Чикаго).2 
 Если говорить об имидже города как о составной части общего имиджа региона, то необходимо обратиться к понятию маркетинга города. «Информационный маркетинг города - совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о городе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения к городу». По оценкам специалистов, информационная прозрачность вместе с разумной экономической политикой, представляют собой региональный ресурс, который намного ценнее нефти, алмазов и прочего сырья. Основная цель, на которую направлен информационный маркетинг - использование этого важнейшего ресурса. В России пока ещё крайне мало примеров, когда региональные и муниципальные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации и поддержания благоприятного имиджа территории. Но на сегодняшний день ситуация такова,  что  без  информации  не  будет доверия.

      Барзилов  С. и Чернышев А. В своей статье «Маневры местной элиты: политика информации и манипуляции в регионах»1 формулируют следующие принципы  информационной  политики  на  местах: 
- сведение основной информации к описанию и комментированию деятельности первых лиц регионов, которые с экранов телевизоров и со страниц газет доносят до зрителей и читателей свое видение внутриполитических процессов, в том числе и в регионах; 
- блокирование и ограничение любой негативной информации о реальном положении в регионах или о политической репутации лидеров; 
- приукрашивание информации, тиражирование любых подробностей об успехах региона или местного лидера, получившего одобрительную оценку сверху. Холуйство в этом вопросе со стороны местной официальной прессы поистине беспредельно. На местах это называется методом «создания блистательных  обобщений»; 
- переключение общественного внимания с негативной на позитивную информацию (на профессиональном жаргоне это именуется «сбить со следа»).          

   Общественное мнение часто приучают связывать свои представления о происходящих в регионах процессах исключительно с праздниками. Они обычно сводятся к демонстрации солидарности власти и народа, социального согласия в обществе. При подготовке очередного праздника по обыкновению проводится  информационная  кампания. 
- демонстрация вездесущего и бдительного хозяина, своего рода всеобщей губернской «страшилки» по отношению к нерадивым руководителям. Это один из вариантов списать собственные промахи на счет нижестоящих начальников. Пресса играет в этом деле незаменимую роль: она своими комментариями и репортажами с мест «делит ответственность» по полной программе. 
            Эти формулировки вновь поднимают вопрос о свободе региональной прессы. Естественно, что информационная «политика запретов» не может отвечать задачам формирования объективного имиджа города.  
            Какой бы подход к формированию своего образа не был бы выбран регионом, он не оставит без внимания необходимость в информации. Средства массовой информации и на поле региональных войн (или союзов) останутся четвертой властью. Тем важнее и нужнее изучение их возможностей и их роли в создании  территориальных  имиджей. 
              Имидж города - один из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер наших взаимоотношений с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. И если мы в сегодняшнем информационно ориентированном мире откажемся или не научимся эффективно использовать социально-психологический региональный регулятор, который может служить и для привлечения инвестиции и для выравнивания экономического уровня регионов, и для взаимодействия с региональными властными структурами, и для сглаживания этнических противоречий, завтра другие используют имидж региона, возможно гораздо более результативно, но с прямо противоположными целями - ради корыстного обогащения, ради удовлетворения своих амбиций и прихотей ради ослабления и дискредитации конкретных регионов. И даже не надо дожидаться завтрашнего дня. Это уже происходит. Однако ситуацию еще можно переломить, если начать действовать и действовать эффективно, опираясь на опыт регионов с положительным имиджем. Проблемы развития российских регионов сегодня затрагиваются все чаще, поэтому есть надежда на качественные изменения в процессе формирования их имиджа, в частном случае – через СМИ. 
           На формирование позитивной репутации любого субъекта федерации и на становление того или иного имиджа оказывают влияние две наиболее фундаментальные группы факторов: абсолютные и относительные.

  1. Абсолютные факторы - это возможности самого региона, его внутренние характеристики такие, как географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, трудовой и образовательный потенциал, развитость инфраструктуры и коммуникаций. Абсолютные факторы, на наш взгляд, можно дифференцировать на географические, культурные, этнические, исторические.

     На  формирование имиджа Краснодарского края влияют его выгодные абсолютные факторы, независимо формирующие позитивную репутацию региона: например, это  географическое положение — южный  регион России; благоприятный климат — умеренно-континентальный, субтропический; природные ресурсы — более 60 видов полезных ископаемых, значительные запасы термальных и минеральных вод, свыше 1800 тысяч гектаров леса; экономический потенциал — агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный; население — свыше пяти миллионов человек и др.

     Но  даже столь благоприятные «естественные» факторы не будут максимально  эффективно использованы в интересах  политики региона без относительных  факторов, поскольку не смогут привлечь внимания большинства инвесторов, производителей и потенциальных заинтересованных лиц.

  1. Относительные факторы - имиджевая кампания, целью которой является привлечение дополнительного внимания к региону и закрепление позитивного интереса к нему со стороны общественности. Сюда относятся:
  • освещение успехов развития региональной экономики и социальной сферы в федеральных, региональных, отраслевых СМИ;
  • проведение специальных мероприятий (тематических форумов, конгрессов, конференций);
  • организация специальных PR-акций (выступления экспертов федерального уровня и лидеров общественного мнения по поводу ситуации в регионе и т.п.). 1

     Как уже говорилось выше, имидж региона  влияет на такой немаловажный фактор,  как инвестиционная привлекательность региона. Д.В.Афанасьев, кандидат социологических наук, доцент НОУ «Корпоративный университет «Северсталь» в своей работе «Информационно-коммуникационные аспекты инвестиционной привлекательности региона» выделяет следующие критерии для сравнительного анализа информационной составляющей инвестиционной привлекательности :

  1. Наличие продуманной целостной и опубликованной стратегии развития инвестиционной деятельности в регионе.
  2. Наличие специализированных интернет-ресурсов (сайтов), направленных на работу с потенциальными инвесторами, их структурирование и содержательное наполнение. Дополнительными критериями в этом плане являются:
  3. Наличие на сайтах информации об инвестиционных проектах:

      3.1. Наличие и информации об успешности  зарубежных компаний, работающих в регионе.

      3.2. Перечень инвестиционных проектов, проводимых в регионе и объем инвестиций, который готов привлечь регион. Это показатели текущего использования инвестиционного потенциала и его максимальной емкости.

      3.3. Перечень перспективных инвестиционных направлений, которые есть у региона. Чем больше сегментирована инвестиционная сфера (чем больше у нее различных инвестиционно привлекательных отраслей), тем больше, при прочих равных условиях, количество инвестиционных проектов, которые регион может реализовывать в перспективе. Это показатель, который демонстрирует, насколько значительным может быть дальнейшее увеличение инвестиционного максимума.

  1. Наличие информации о налоговых льготах для инвесторов.
  2. Как рекламируются и комментируются инвестиционные рейтинги региона, какое значение им придает сам регион.
  3. Информация, подтверждающая готовность администрации к диалогу с инвесторами, механизмы и развитость переговорных коммуникаций.
  4. Информация о формах работы с инвесторами. Мероприятия по привлечению внимания потенциальных инвесторов, состав (уровень) участников этих мероприятий и др.
  5. Прочие действия, предпринимаемые областью для повышения своей инвестиционной привлекательности.

      Для выявления успешного опыта регионов по привлечению инвестиций был проведен сбор информации  методом контент-анализа массива публикаций в федеральных печатных СМИ, а также содержания региональных Интернет-сайтов и страниц, посвященных теме привлечения инвестиций в регион.

      Таким образом был выявлен опыт информационных действий регионов-лидеров с точки зрения инвестиционной привлекательности.

      В регионах-лидерах существует продуманная  стратегия и приняты долгосрочные программы по привлечению инвестиций. В интернете содержится информация об этих стратегиях и программах, руководители регионов регулярно упоминают и развернуто комментируют политику, программы и стратегии в своих выступлениях, статьях  и интервью.

      Первый  поток образует информация о деятельности  организационно-координационных органов, чья деятельность напрямую нацелена на улучшение инвестиционной привлекательности регионов, создание благоприятного для инвесторов климата.

Информация о работе Имидж региона в международном пространстве (на примере инвестиционной привлекательности Краснодарского края)