Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Материальная ответственность, второй  вид юридической ответственности. Наступает за дисциплинарный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб органам государственной  власти. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения виновного  гражданского служащего к дисциплинарной ответственности за действия или  бездействие, которыми причинен ущерб  государственному органу. Поскольку Законом № 79-ФЗ не определены основание и порядок привлечения гражданских служащих к материальной ответственности, то действуют положения статьи 73 Закона 79-ФЗ. В ней говорится о том, что федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Поэтому материальная ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях в соответствии с разделом XI Трудового кодекса РФ.

 Гражданский служащий  обязан возместить государственному  органу причиненный прямой действительный  ущерб. Под прямым действительным  ущербом понимается реальное  уменьшение наличного имущества  государственного органа или  ухудшение состояния указанного  имущества, а также необходимость  произвести затраты либо излишние  выплаты на приобретение, восстановление  имущества либо на возмещение  ущерба, причиненного гражданским  служащим третьим лицам.        Материальная ответственность исключается  в случаях возникновения ущерба  вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или необходимой  обороны либо неисполнения представителем  нанимателя обязанности по обеспечению  надлежащих условий для хранения  имущества, вверенного гражданскому  служащему. 

Трудовым законодательством (ст. 241 ТК РФ) установлено, что правонарушители несут ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (месячного денежного содержания гражданского служащего).21 Полная материальная ответственность, когда причиненный ущерб возмещается гражданским служащим в полном размере, наступает в случаях и порядке, предусмотренных статьей 243 ТК РФ.

  Взыскание с виновного гражданского служащего суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка (месячного денежного содержания), производится по распоряжению представителя нанимателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя размера причиненного гражданским служащим ущерба. Если месячный срок истек или гражданский служащий не согласен добровольно возместить причиненный государственному органу ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию, превышает средний месячный заработок (месячное денежное содержание) гражданского служащего, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Административная ответственность, третий вид юридической ответственности, традиционно является одним из наиболее детально урегулированных видов  юридической ответственности. Правонарушения (административные проступки), за которые  применяется данный вид ответственности, затрагивают интересы публичного порядка, поэтому лицо, совершившее административный проступок, несет ответственность  непосредственно перед государством.

  Общая норма об административной ответственности должностных лиц, как упоминалось выше, содержится в статье 2.4 КоАП РФ. Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ).

 Уголовная ответственность,  четвертый вид юридической ответственности,  гражданских служащих наступает  в результате совершения ими  деяний, связанных с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением  своих должностных обязанностей  и содержащих признаки состава  преступлений, предусмотренных соответствующими  статьями Уголовного кодекса  РФ. В уголовном законодательстве  система этих преступлений включает:

 а) преступления против  государственной власти, интересов  государственной службы и службы  в органах местного самоуправления (должностные преступления) (глава 30 УК РФ);

 б) специальные должностные  преступления в сферах: соблюдения  Конституционных прав и свобод  человека и гражданина; государственного  регулирования экономической деятельности;

 в) преступления, совершаемые  с использованием служебного  положения; 

 г) преступления, совершаемые  отдельными категориями гражданских  служащих.

 Понимание должностными лицами всей полноты юридической ответственности, знание и неукоснительное соблюдение требований законодательства, в том числе в сфере осуществления закупок для государственных нужд, а также порядка прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации является безусловным обстоятельством, позволяющим избежать различного рода ответственности и достойно представлять интересы государства при осуществлении своей профессиональной служебной деятельности.

 

3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности

            Наконец то мы с вами медленно  подошли к теме данной курсовой  работы, рассмотрев все важные  вопросы, касающиеся административной  ответственности в целом. Итак, Административная ответственность  должностных лиц, играет  важную  роль в обеспечении дисциплины  и законности в управлении, главной  задачей которого является обеспечение  согласованной, упорядоченной деятельности  всех частей, составляющих нашу  общественную организацию.

Основанием для привлечения  к административной ответственности  должностных лиц является  совершение ими административных правонарушений, связанных с неисполнением или  ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП)

Административная ответственность  должностных лиц является разновидностью и составной частью института  административной ответственности, в  силу чего ей присущи признаки последней, единое с ней основание наступления. Однако наряду с этим она отличается свойственными только ей специфическими чертами, особым содержанием элементов  состава должностного административного  правонарушения, явившихся следствием наличия специального субъекта правонарушения - должностного лица, обладающего особым правовым положением (статусом).

Административная ответственность  должностных лиц является сложным, многоплановым явлением, сущность которого определена социальным характером его  происхождения и раскрывается через  взаимоотношения личности и общества.

Административная ответственность  должностных лиц представляет собой  связь между двумя субъектами, где одна сторона (ответственная) - должностное  лицо - обязывается в силу своего правового статуса строить свое поведение в процессе осуществления  служебной деятельности в соответствии с ожидаемой моделью, содержащейся в нормах права, охраняемых административными  санкциями, а другая сторона - орган  административной юрисдикции - контролирует, оценивает такое поведение и  его результаты, и в случае их отрицательной оценки и наличия вины вправе применить соответствующее административное наказание, предусмотренное нормами административного права.

При этом одной из основных функций административной ответственности  должностных лиц, показывающих ее социальную ценность как средства обеспечивающего  соблюдение дисциплины и законности должностными лицами при осуществлении  своей служебной деятельности, является стимулирующая. С этой позиции административная ответственность должностных лиц  представляет собой систему мер морального, материального и психического воздействия уполномоченных на то государственных органов (субъектов административной юрисдикции) на сознание, волю должностного лица в целях достижения в соответствии с требованиями, закрепленными в нормах административного права, должного поведения, соответствующего интересам общества.

Признаками, составляющими  содержание административной ответственности  должностных лиц и отражающими  ее специфику как вида института  административной ответственности, являются:

- субъект - должностное  лицо, характеризующееся наличием  специального правового статуса;

- основание - должностное  административное правонарушение;

- обособленная совокупность  правовых норм, регулирующих административную  ответственность должностных лиц;

- ограниченный перечень  мер административной ответственности,  применяемых к должностным лицам.

Как институт отрасли административного  права административная ответственность  должностного лица представляет собой  урегулированные нормами административного  права общественные отношения, возникающие  по поводу применения субъектами административной юрисдикции в установленном процессуальном порядке административных наказаний  к должностному лицу, совершившему административное правонарушение в  связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

  Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.  Под должностным лицом в Кодексе об административных правонарушениях РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Подчеркнем, что совершение административного правонарушения в связи выполнением организационно – распорядительных или административно  – хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность  как должностные лица (если законом  не установлено иное). Должностным  лицам назначаются такие административные наказания как: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, дисквалификация рассмотрим эти наказания более подробно.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического, в частности должностного, лица или  юридического лица. Предупреждение выносится  в письменной форме.

Административный штраф  – денежное взыскание и может  выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2)стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

3) сумме неуплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной  операции.

Размер административного  штрафа не может превышать мене одной  десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, назначаемого должностным лицам и исчисляемого должностным лицам и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, в общих случаях не может превышать пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Однако КоАП установил  целый ряд правонарушений, за совершение которых верхний предел административного  штрафа, назначаемого должностным лицам, может быть существенно больше. Так, за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ о естественных монополиях,  о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма административный штраф, назначаемый должностным лицам, не может превышать двухсот минимальных размеров оплаты труда. Говоря о величине административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ, минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей.

 Конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения является принудительное  безвозмездное обращение в федеральную  собственность или собственность  субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Информация о работе Административная ответственность