Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

Под административной ответственностью следует понимать результат неправомерного поведения, который выражается в применении к виновному, уполномоченными на то субъектами, юр. санкций в установленном законом порядке.
Основные черты административной ответственности состоят в том, что ее основанием выступает административное правонарушение (проступок). Привлечение к административной ответственности — обязанность государственных органов, которые являются субъектами исполнительной власти. Их перечень дается в разделе III КоАП. Субъектами административной юрисдикции являются также районные (городские) суды (судьи).

Файлы: 1 файл

ад ответственность и ад правонарушение.docx

— 19.44 Кб (Скачать)

Глава 14 Административная ответственность

§ 1. Понятие и  основные черты административной ответственности

Под административной ответственностью следует понимать результат неправомерного поведения, который выражается в применении к виновному, уполномоченными на то субъектами, юр. санкций в установленном законом порядке.

Основные черты административной ответственности состоят в том, что ее основанием выступает административное правонарушение (проступок). Привлечение к административной ответственности — обязанность государственных органов, которые являются субъектами исполнительной власти. Их перечень дается в разделе III КоАП. Субъектами административной юрисдикции являются также районные (городские) суды (судьи). К виновным в совершении правонарушения применяются административные взыскания. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, в которых приводится полный перечень административных проступков, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять. Субъектами правонарушений могут быть физические лица — граждане и должностные лица, а за некоторые правонарушения — государственные служащие.

§ 4. Общие правила  и сроки привлечения к административной ответственности

Общие правила наложения  взыскания за административные правонарушения, закрепленные в главе 4 КоАП.

Во-первых, соблюдение общих  правил при применении административных взысканий заключается в неуклонном выполнении принципов верховенства права и законности. Взыскание  за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным  актом, предусматривающим ответственность  за совершенное правонарушение, в  точном соответствии с КоАП и другими актами об административных правонарушениях.

Во-вторых, возмездное изъятие  и конфискация предмета как дополнительные взыскания могут налагаться лишь в случаях, если их применение прямо  предусмотрено законом. Не допускается  неприменение дополнительного взыскания, если санкция статьи предусматривает  обязательность его наложения вместе с основным взысканием.

В-третьих, взыскание налагается в точно определенных законом пределах. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера.

В-четвертых, при наложении  административного взыскания следует  придерживаться всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Имеются в виду требования относительно наличия состава  проступка, отсутствия обстоятельств, исключающих административную ответственность, подведомственности дел, сроков давности, недопустимости применения некоторых  видов взысканий к определенным категориям граждан (военнослужащим, работникам органов внутренних дел и др.).

С целью индивидуализации ответственности закон (ч. 2 ст. 33 КоАП) требует от органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, при наложении взыскания учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Некоторые обстоятельства, свидетельствующие о характере  проступка, повышают административную ответственность за его совершение, т. е. признаются квалифицирующими. Таким  обстоятельством является, например, повторное совершение правонарушения. В некоторых случаях только грубое нарушение правил влечет за собой  административную ответственность (ст. 108 КоАП).

Иногда правонарушением  признается только злостное действие. Чаще всего это бездействие —  нарушение порядка (ч. 1 ст. 194 КоАП), злостное неповиновение (ст. 185), злостное уклонение (ст. 185-4). О злостности свидетельствует невыполнение определенных обязанностей, распоряжений, требований после неоднократного, настойчивого их повторения.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение, перечислены  соответственно в ст. 34 и ст. 35 КоАП.

Смягчающими ответственность  обстоятельствами признаются:

1) чистосердечное раскаяние  виновного; 

2) предотвращение виновным  вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба  или устранение причиненного  вреда; 

3) совершение правонарушения  под влиянием сильного душевного  волнения либо при стечении  тяжелых личных обстоятельств; 

4) совершение правонарушения  несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения  беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте  до одного года.

Этот перечень не исчерпывающий, открытый. Орган (должностное лицо), который рассматривает дело, может  признать смягчающими и обстоятельства, не предусмотренные законом (например, безупречную трудовую деятельность, преклонный возраст, наличие у нарушителя иждивенцев и т.д.).

В отличие от смягчающих в ст. 35 КоАП приведен полный (исчерпывающий) перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение. К таким обстоятельствам относятся:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его; 

2) повторное в течение  года совершение однородного  правонарушения, за которое лицо  уже подвергалось административному  взысканию; совершение правонарушения  лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего  в правонарушение;

4) совершение правонарушения  группой лиц; 

5) совершение правонарушения  в условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных  обстоятельствах; 

6) совершение правонарушения  в состоянии опьянения. В зависимости  от характера административного  правонарушения орган (должностное  лицо), налагающий взыскание, может  не признать это обстоятельство  отягчающим (например, для ответственности  за нарушение правил пользования  электроэнергией не имеет значения, в каком состоянии совершено  правонарушение).

При наложении взыскания  обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, учитываются лишь при условии, что они находятся  за пределами состава правонарушения, т. е. не являются его составной частью. Так, совершение мелкого хулиганства  в состоянии опьянения отягчает ответственность нарушителя, а управление транспортным средством в состоянии  опьянения не отягчает, ибо этот признак непосредственного входит в состав правонарушения.

§ 3. Административное правонарушение, его состав

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое  законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КоАП).

Административное правонарушение (проступок) характеризуется рядом  признаков. Это прежде всего деяние, поведение, поступок человека, действие либо бездействие, а также акт внешнего выражения отношения лица к реальной действительности, другим людям, обществу, государству. Закону неподвластны убеждения, мысли людей, если они не нашли внешнего выражения.

Деяния признаются административным правонарушением при наличии таких признаков: общественная вредность, противоправность, вина и административная наказуемость.

Общественная  вредность действия либо бездействия означает, что оно причиняет или создает угрозу причинения вреда объектам административно-правовой охраны.

Противоправность означает, что действие либо бездействие прямо запрещено административно-правовыми нормами. Признак противоправности указывает также на недопустимость применения аналогии закона, что содействует укреплению законности, исключает возможность привлечения к административной ответственности за деяния, не предусмотренные законом об административных правонарушениях.

Административное  правонарушение (проступок) может быть только виновным деянием.

Вина состоит в психическом отношении лица к деянию и его вредным последствиям, может быть умышленной или неосторожной. Степень вины учитывается при наложении административного взыскания, при освобождении от административной ответственности либо передаче материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива.

Состав административного  правонарушения — это установленная законом совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным проступком. Состав административного правонарушения образуют признаки, характеризующие объект, объективную и субъективную стороны, субъекта правонарушения.

Объект административного  правонарушения — это то, на что оно посягает. Административный проступок причиняет вред либо создает угрозу его причинения общественным отношениям, которые и образуют объекты проступка.

Мотив и цель совершения административного правонарушения — факультативные признаки субъективной стороны состава проступка. Под мотивом понимается осознанное лицом внутреннее побуждение, которым оно руководствуется при совершении правонарушения. Цель — это следствие, результат, которого хочет достичь лицо, совершая административное правонарушение.

Субъектом административного  правонарушения признается физическое лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста, с которого наступает административная ответственность(16 лет).


Информация о работе Административная ответственность