Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа
Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».
Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы
Во-первых, административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации. Иные федеральные источники административного права не могут содержать нормы об административной ответственности.
До принятия первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, институт административной ответственности не имел собственного кодифицированного источника. Нормы об административной ответственности закреплялись в различных законах и подзаконных актах, вследствие чего наблюдалась неразбериха в условиях привлечения и освобождения от ответственности, и в процедуре привлечения к ответственности, и в подходах к статусу субъекта административного правонарушения.
Однако, когда произошло становление нового государственного режима, и естественно возникновение новых видов общественных отношений, изменились подходы к личности и степени важности ее участия в общественной (в частности, экономической) жизни, а так же появление норм об ответственности в других источниках административного права. Ныне действующий КоАП РФ упразднил существовавшее многообразие источников норм об административной ответственности на федеральном уровне, сформировав не только общую часть всего института, но и определив исчерпывающий перечень составов административных правонарушений федерального значения.
Во-вторых, Состав лиц, которые привлекаются к административной ответственности, существенно отличает административную ответственность от уголовной ответственности.
Отличие состоит в том, что в соответствии с нормами КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц. Так же широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Вот, например, в уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, рассматриваются в пределах их компетенции судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. 4
А дела об административных правонарушениях, которые предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. (если есть так же на статью)
Так же, дела об административных правонарушениях от имени органов рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица: руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица.
В-третьих, что касается мер административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. В настоящее время, мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.
В-четвертых, отличает от
уголовной ответственности порядок ее
установления. Уголовное законодательство
в качестве одного из основополагающих
принципов опирается на положение о невозможности
установления уголовного наказания иначе
как по основаниям и в порядке, предусмотренных
Уголовным кодексом РФ. В административном
законодательстве (также как административно-
В-пятых, Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, чем аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности.
В административном праве привлечение к ответственности возможно прямо на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). К уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.5
Так, в отличие от уголовной
ответственности
Отличие административной ответственности
от гражданско-правовой ответственности
состоит в том, что гражданско-правовая
ответственность связана с
От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности.
В данном разделе дипломной работы нас интересует вопрос о понятии административной ответственности, так мы медленно подошли к умозаключению о том, что административная ответственность является одним из видов юридической ответственности.
Данный вид ответственности
наиболее широко применяется в сфере
общественной жизнедеятельности по
причине широкого спектра отношений,
регулируемых административными нормами,
а также размеры процессуальных
процедур самого привлечения к
ответственности, обозначившейся вследствие
небольшой степени
Следует отметить, что административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права.
Административная
Основанием административной
ответственности является совершение
административного
Субъектами административной
ответственности могут быть физические
и юридические лица. Хотя вопрос
административной ответственности
юридических лиц еще
Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.
Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.
Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сравнения - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.
Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Однако следует иметь
в виду, что в сфере существования
административно-правовых отношений
применяется не только административная
ответственность. Здесь находят
свое применение меры многих видов
юридической ответственности. Действительно,
нарушение действующих норм административного
права может повлечь за собой
применение к нарушителю мер дисциплинарной
и материальной ответственности (например,
в сфере военно-служебных
Далее, хотелось бы обратить ваше внимание, какие точки зрения на определение административной ответственности существуют на сегодняшний день. Безусловно, этот вопрос является одним из дискуссионных и собирает в себе огромное количество высказываний по рассматриваемому вопросу.
Так, например, в словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти.
В данном определении анализируемое
понятие рассматривается как
один из видов юридической
Профессор А.Б. Агапов под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица.7