Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Правонарушением может считаться  только такое деяние человека, когда  он при достижении поставленной цели контролирует свое поведение, выражает в нем свою волю. Поэтому и не являются правонарушением деяния человека, совершенные против его воли под  влиянием физического принуждения  или непреодолимой силы.  
Правонарушение может совершаться как активными действиями, так и противоправным бездействием человека, которое связано с невыполнением обязанностей, возложенных на него непосредственно нормативно-правовым актом, договором или актом применения права.

Своим волевым противоправным поведением правонарушитель причиняет  вред личным, коллективным, государственным  или общественным интересам. Этот вред может иметь как имущественный  характер (хищение, уничтожение имущества, упущенная выгода), так и неимущественный (причинение телесных повреждений, клевета, утрата возможности осуществить  право).

Следует отметить, что противоправное деяние не всегда приводит к причинению вредных последствий. Оно может  быть связано с созданием опасности  причинения того или иного непосредственного  вреда. К числу таких деяний можно  отнести многие экологические правонарушения, нарушения должностными лицами техники  безопасности, противопожарных правил и др. 

Для квалификации того или  иного противоправного поведения  как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь между  деянием правонарушителя и общественно  вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния.

Связи между различными явлениями  социальной действительности могут  быть как необходимыми, так и случайными. Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать его общественно  опасный характер и предполагать возможность наступления вредных  последствий.  
Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.

Правоприменитель, вынося решение  по делу, должен установить характер всех этих связей, всесторонне анализируя фактические обстоятельства правонарушения. Иногда эта деятельность представляет довольно сложную проблему.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное (способное отвечать за содеянное), вменяемое лицо, а также социальная организация, совершившее противоправное деяние.

В основе деликтоспособности лежит дееспособность. Поэтому неделиктоспособное лицо всегда и недееспособно. Отсюда – не являются субъектами правонарушения, а следовательно, не привлекаются к юридической ответственности малолетние и лица, признанные судом недееспособными (в гражданском праве) и невменяемыми (в уголовном праве). Вменяемость – психическое состояние лица, при котором он способен сознавать характер и общественную опасность совершаемых им юридических деяний, руководить ими. Критерий вменяемости (медико-юридический критерий) характеризует наличие (или отсутствие) в момент совершения общественно опасного деяния хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицо, признанное невменяемым, не подлежит уголовной ответственности, а подвергается принудительному лечению. Подлежит уголовной ответственности (согласно ст. 22 УК РФ) лицо вменяемое, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Кроме указанного критерия деликтоспособности в юриспруденции используется социально-юридический критерий: возраст лица либо статус юридического лица. В уголовном праве по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду отдельных преступлений (убийство, похищение человека, изнасилование и др.) – с 14 лет.19 В административном, трудовом и других отраслях права субъектами правонарушений, как правило, считаются лица, достигшие 16 лет. Гражданское законодательство устанавливает ответственность в полном объеме с 18 лет, а частично – с 14 лет. При гражданско-правовых проступках, если они совершаются малолетними или недееспособными лицами, имущественную ответственность несут родители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Субъектами правонарушений могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Причем в уголовном праве –  это индивиды, в гражданском праве  – как физические, так и юридические лица. Уголовное и административное право, в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания, признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).

Однако следует подчеркнуть, что законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки. Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций также является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединении и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Субъективная сторона  правонарушения. Став личностью и получив возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности, человек осознанно оценивает и направляет свою деятельность. В его социально значимых поступках проявляется индивидуальная воля, направленная на достижение тех или иных целей. При этом, преступая закон, нарушая его предписания, индивид должен осознавать, что своим поведением приносит вред государству или личности, пренебрегает общественными интересами, т.е. совершает виновное, противоправное деяние. В противном случае его действия можно приравнять к стихийным, разрушительным силам природы, которые, несмотря на значительный вред, нельзя оценивать с позиций права.

Таким образом, с субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется  наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы  вины: умысел и неосторожность. Причем умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный). Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желании их наступления.

Косвенный умысел заключается  в осознании правонарушителем общественно  опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении  общественно опасных последствий  и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.  
Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.  
Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.

Понятие умысла и неосторожности достаточно четко и полно раскрыто и охарактеризовано нормами уголовного права. Однако его правовое содержание носит универсальный характер и фигурирует при решении вопросов, связанных с гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственностью. Вместе с тем уголовная ответственность имеет свою специфику, поскольку «она может не только повлечь строгие меры наказания, но и, в отличие от других видов правовой ответственности, выражается в государственном осуждении виновного лица в форме обвинительного приговора, выносимого судом. Специфика правовой ответственности определяется спецификой вины». В статье 5 УК РФ закреплен принцип вины, согласно которому уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения базируется на признании лица виновным в совершении правонарушения, т. е. требуется наличие вины. Такое положение действует во всех отраслях права. Исключение составляет гражданское право. Здесь существуют некоторые отклонения от принципа виновной ответственности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности

 

3.1.Понятие должностного лица

  На протяжении многих лет не теряет своей актуальности проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо».

          Сначала необходимо дать общеправовое  определение понятия «должностное  лицо». При этом оно должно  быть широким по смыслу, с тем,  чтобы могло использоваться применительно  к любым видам правоотношений, то есть представлять собой  некоторую собирательную конструкцию  по содержанию.

Например, должностное лицо - это лицо, занимающее должность, предусмотренную  соответствующим правовым актом, отвечающее предъявляемым по ней требованиям, к знаниям, квалификации и стажу  работы, которое для осуществления  своей профессиональной служебной  деятельности наделено специальным  правовым статусом, предусматривающим: обладание конкретными правами  и обязанностями, необходимыми для  осуществления возложенных на лицо функций; наличие нормативно закрепленных структурно-функциональных связей лица как в структуре организации, где лицо состоит на службе, так  и вне ее; несение повышенной ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Подобное изложение понятия  «должностное лицо» обусловлено  тем, что оно тесно взаимосвязано  с двумя дефинициями: «должность»  и «правовой статус», являющимися, по своей сути, сложными категориями, имеющими структуру с входящими  в нее элементами. Далее, необходимо произвести полное и всестороннее описание понятия должностного лица применительно  к конкретной сфере деятельности (например, публичные и частные  должностные лица) и с учетом специфики  соответствующей отрасли права, уделяя при этом особое внимание описанию правового статуса данного должностного лица с полной и всесторонней характеристикой  составляющих его элементов. Для  этого нам необходимо принятие соответствующего законодательного акта, которым должен стать федеральный закон «О должностных  лицах в Российской Федерации».

Понятие должностного лица приводится как минимум в трех различных нормативных актах. Так, понятие должностного лица предусмотрено в статье 2.4 КоАП РФ, согласно которой под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Положениями данной статьи также установлено, что лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29–7.32 КоАП РФ, также несут административную ответственность как должностные лица.

 В примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Необходимость четкого определения  понятия «должностное лицо» связывают  главным образом с совершенствованием законодательства о государственной, в том числе гражданской, службе, имея в виду механизм юридической  ответственности в государственном  аппарате, поскольку именно должностные  лица выступают ее самостоятельными субъектами.

В рамках понятия "должностное  лицо" так же необходимо проведение внутреннего разграничения между  различными категориями должностных  лиц в соответствии с особенностями  их управленческой деятельности:

1) должностные лица государственных  органов, органов местного самоуправления (публичные должностные лица);

2) должностные лица организаций  и общественных объединений (частные  должностные лица).

В свою очередь, в зависимости  от характера выполняемых функций  и предоставленных полномочий, все  публичные должностные лица необходимо подразделять на две категории:

а) должностные лица, наделенные государственно-распорядительными  полномочиями (например, главы администрации);

б) должностные лица, наделенные государственно-охранительными полномочиями (например, судьи, прокуроры, работники  милиции).

На мой взгляд, в настоящее  время явно выражена необходимость  создания универсального понятия должностного лица в целях упорядочения правового  регулирования статуса должностного лица во всех тех отраслях, которые  непосредственно связаны с деятельностью  должностных лиц.

На основе анализа нормативного материала, а также научной литературы в сфере административной ответственности  следует сделать вывод, что к  настоящему времени наиболее полно  и точно соответствует своему содержанию понятие должностного лица, содержащееся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3.2.Виды ответственности должностных лиц

Необходимо рассмотреть  каждый из видов юридической ответственности, выделяемых на сегодняшний день юридической  наукой, применительно к должностным  лицам, находящимся на государственной  гражданской службе.

  Дисциплинарная ответственность, первый вид юридической ответственности,  согласно статье 57 Закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на любое должностное лицо за совершение дисциплинарного проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание. К дисциплинарному проступку законом отнесено неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.20 Отличительным признаком дисциплинарной ответственности является то, что ее меры применяются к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим государственным органом или должностным лицом, уполномоченным назначать государственного служащего на государственную должность, то есть представителем нанимателя.

Информация о работе Административная ответственность