Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Среди наказаний должностных  лиц особо следует выделить такое  административное наказание, как дисквалификация. Она заключается в лишении  физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством  РФ.

 Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно  распорядительные или административно – хозяйственный функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается  судьей в зависимости от совершенного должностным лицом правонарушения на срок от шести месяцев до трех лет. 

Учитывая серьезность  этого наказания, перечислим составы  административных правонарушений должностных  лиц,  за совершение которых назначается  дисквалификация. Она предусмотрена  за совершение таких административных правонарушений, как:   Нарушение  законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч.2 ст. 5.27 КоАП); Рассмотрим правонарушения, наиболее часто совершаемые руководителями организаций, и предусмотренные за это административные наказания.

 Имеется немало административных  правонарушений должностных лиц,  посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП). Для руководителей здесь интересны нарушения некоторых избирательных прав граждан и нарушения в сфере трудовых отношений.

 Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока для поведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума  влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.7 КоАП). Что касается нарушений в сфере трудовых отношений, то здесь прежде всего вновь упомянуть предусмотренное ст. 5.27 нарушение законодательства о труде и об охране труда.  Согласно ч. 1 данной статьи это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток22. В соответствии с ч. 2 ст.5.27 подобное деяние, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет, как отмечалось выше, дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 Ряд правонарушений  должностных лиц, в частности  руководителей организаций, посягают  на здоровье и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения (гл.6 КоАП).

 Так, нарушение законодательства  в области санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, выразившееся  в нарушении действующих правил  и гигиенических нормативов, невыполнение  санитарно-гигиенических и противоэпидемических  мероприятий, влечет предупреждение  или наложение административного  штрафа на должностных лиц  в размере от  ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.6.3КоАП). Нередко руководители организаций допускают правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП) Рассмотрим основные из них: Например, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере оплаты труда (ст.7.1 КоАП).

Также очень много административных правонарушений должностных лиц, и  в частности руководителей организаций, предусмотрено в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП), а также в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП). Рассмотрим некоторые из них.

  Осуществление предпринимательской  деятельности без специального  разрешения (лицензии), если такое  разрешение или такая  лицензия  влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц  в размере от сорока   до  пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 14.1 КоАП).

             Одним из признаков административной  ответственности должностных лиц,  как и всего института административной  ответственности в целом, является  то, что она, в отличие от  иных мер государственного принуждения  реализуется в специфических,  присущих ей процессуальных формах. То есть применение мер административной  ответственности к должностным  лицам осуществляется в строго  регламентированном законом порядке,  регулирующем производство по  делам об административных правонарушениях.

 

 

 

Глава 4. Административная ответственность  физических лиц

4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства), достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста, при достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административно - правовое нарушение на территории Новосибирской  области, подлежат административной ответственности  на общих основаниях.

Административной ответственности  подлежит физическое лицо, которое  совершило в день, следующий за днём достижения им возраста шестнадцати  лет административное правонарушение.

Особенности административной ответственности граждан Российской Федерации и иных физических лиц, относящихся к категории специальных  субъектов административной ответственности, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом oт административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего нa территории Новосибирской области административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административное наказание  это установленная государством мера ответственности зa совершение административного правонарушения и применяется в целяx предупреждения совершения новыx правонарушений кaк самим правонарушителем, тaк и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Таким образом, термин Административную ответственность можно определить кaк административноe принуждение в видe применения административного наказания к лицу, совершившему административноe правонарушение.

КоАП внес существенные новеллы  в законодательную регламентацию  административного наказания: во-первых, термин "административное взыскание" заменил термином "административное наказание", что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуждения; во-вторых, конкретизировал  воспитательные свойства карательной  санкции, сконцентрировав ее потенциальные  возможности на решении задач  предупреждения административных правонарушений.

Административное наказание  является одним из основополагающих институтов административного права, применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического  или юридического лица, за которое  установлена административная ответственность.

4.2 Виды административных  наказаний

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего  относится установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения. Все виды административных наказаний предусмотренные в РФ устанавливаются только КоАП РФ. Перечень этих административных наказаний, установленных КоАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушениях, не может, быть расширен.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они  образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. Могут быть устанавлины, и применены следующие виды административных наказаний за совершение административных правонарушений:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. aдминистрaтивнoe выдвoрениe за пределы PФ инoстрaннoгo гражданина или апатрида (лица без гражданства);
  8. дисквалификация.

В отношении физических лиц  могут применяться все эти  виды административных наказаний.

Административные наказания  в виде возмездного изъятия предмета административного правонарушения (орудия совершения) или, конфискации  предмета административного правонарушения (орудия совершения) или лишения  специального права предоставленного физическому лицу, или административного  ареста, или административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, апатрида (лица без гражданства), или дисквалификации устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Шесть из восьми предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний могут  назначаться только судом так как находится в юрисдикции судей. К видам наказания, которые может назначать только суд, относятся такие, как:

  1. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  2. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  3. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  4. административный арест;
  5. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  6. дисквалификация.

Эти наказания назначаются  только судом по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном же порядке КоАП РФ разрешает применять только наказания  в виде предупреждение или штрафа и как исключение в отдельных  случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или апатрида (лица без гражданства) может устанавливаться и применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного наказания. За административное правонарушение может быть назначено как одно административное наказание - основное, так и два, основное и дополнительное. Рассмотрим подробнее виды административных наказаний.

Предупреждение – это  мера административного наказания  выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ), выражаемая в официальном  порицании физического или юридического лица.

Информация о работе Административная ответственность