Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Оно является одним из самых  распространенных видов административного  наказания: так как КоАП содержит около 70 норм, в которых предусматривает  данный вид наказания. Предупреждение применяется к виновным лицам, совершившим  незначительные правонарушения, лишь в качестве основного наказания.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) – это взимание денежных средств за совершение административного  правонарушения, накладывается как  на физическое, так и на юридическое  лицо. Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф  достаточно эффективен, распространен  примерно как предупреждение и может  применяться только в качестве основного  административного наказания. Штраф  предусматривается практически  всеми статьями в особенной части  КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф, налагаемый на граждан и исчисляемый  исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, а на должностных лиц - 50 МРОТ.

Возмездное изъятие назначается  только судьей, при этом возмездное изъятие может устанавливаться  и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация предмета административного  правонарушения (орудия совершения) назначается  только судом. Конфискация орудий совершения и предметов административного  правонарушения как мера наказания  предусмотрена более чем в 50 статьях  особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного  наказания.

Изъятие из незаконного владения у лица, совершившего административное правонарушение, предмета административного  правонарушения (орудия совершения), подлежат обращению в собственность государства  или уничтожению нельзя считать  конфискацией.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как  вид административного наказания, не уточняется содержание специальных  прав, которых может быть лишен  гражданин. Сейчас законодательством  реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, только в отношении права  охоты и права управления транспортными  средствами. 

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение  специального права назначается  только судьей.

Административный арест  заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это  один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, представляющих повышенную опасность  для граждан и общества в целом, граничащую с опасностью, свойственной для преступлений.

Административный арест  устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или  режима в зоне проведения контртеррористической  операции - до 30 суток. Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест  назначается судьей. Однако к четырем  категориям лиц административный арест  не может быть применен, это: беременные женщины; женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним (лицам, не достигшим 18 лет); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства заключается  в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан  и лиц через Государственную  границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ). Данное наказание применяется только к апатридам (лицам без гражданства) и иностранным гражданам. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России.

Подобное наказание предусмотрено  КоАП РФ за нарушение режима Государственной  границы РФ (ч. 2 ст. 18.1); нарушение  режима в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4); нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства  режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8); нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства  правил привлечения и использования  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10); нарушение  иммиграционных правил (ст. 18.11). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое  наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием - административным штрафом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация состоит  в лишении физического лица права  входить в совет директоров (наблюдательный совет), занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством  РФ. Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев до трех лет. Административное наказание в  виде дисквалификации назначается  только судьей.

Дисквалификация применяется  за нарушение административно-правовых запретов и распространяется только на субъекты, обладающие особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям. Дисквалификация как административное наказание может быть назначена, согласно КоАП РФ:

  • лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • членам совета директоров;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • арбитражным управляющим.

Дисквалификация применяется  и устанавливается только как  основной вид наказания при совершение следующих видов административных правонарушений:

  1. нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);
  2. преднамеренное или фиктивное банкротство (ст. 14.12);
  3. неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
  4. ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
  5. заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст. 14.22);
  6. предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25).

Административная ответственность  обладает своей собственную нормативно – правовой основой, отличной от нормативно-правовых основ других видов ответственности, и ее нормы образуют самостоятельный  институт административного права. Административная ответственность  устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Для сравнения: другие виды ответственности устанавливаются:

  • уголовная - только законами;
  • дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников;
  • материальная - гражданским законодательством, и законодательством о труде, в отдельным случаях, нормами административного права.

Основанием же административно - правовой ответственности является совершение административного правонарушения.

Для сравнения: у других видов  ответственности основаниями являются:

  • уголовная - совершение преступления;
  • дисциплинарная - совершение дисциплинарного проступка;
  • материальная - гражданско-правовой деликт или причинение материального ущерба (вреда).

Административное право  выполняет различные функции  в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др. В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: a) ee основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом. Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности, по нормам уголовной ответственности.

Под нарушением дисциплины по нормам трудового права понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором  и правилами внутреннего трудового  распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями. Таких обязанности  закрепляются в большинстве случаев  нормами административного права, a их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, влекущее дисциплинарный проступок, но часто дисциплинарный проступок трактуется шире. Tак, федеральные государственные служащие попадают под дисциплинарную ответственность не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, но и за превышение своих должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушение трудовой дисциплины, закреплены в ст. 192 ТК. Также законодательством и уставами о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Tак, взысканиями, которые могут быть применены к государственным служащим, являются: выговор, понижение в должности, замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы; к главам администраций субъектов Российской Федерации замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от должности. Известны также случаи, когда проступок признается дисциплинарным, хотя лицо, его совершившее, не связано с тем или иным коллективом трудовыми, служебными отношениями. К ним относятся учащиеся учебных заведений, лица, проживающие в общежитиях. Администрация соответствующих учреждений вправе налагать дисциплинарные взыскания на лиц, виновных в нарушении установленных для них правил и обязанностей. Дисциплинарная ответственность указанных субъектов всецело регламентируется административным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог всего исследования, нам бы хотелось отметить, прежде всего, его полезность. Тема административной ответственности раскрыта и основные положения нами обозначены. Этот институт административного права невозможно оставить без внимания при изучении такой учебной дисциплины как административное право. Административная ответственность занимает одно из центральных мест в отрасли и по праву, может считаться одним из базовых вопросов. В этом институте проявляется вся сущность и находят отражения все принципы административного права, причем все это легко прослеживается. При изучении этого вопроса пришлось преодолевать и некоторые трудности, связанные с теоретической базой, но это позволило лучше понять сущность освещаемого вопроса. Заявленная высокая социальная значимость административной ответственность в рамках проводимого исследования была подтверждена.

В последние годы в России было принято множество законов и  других нормативных актов по организации  и деятельности органов исполнительной власти. Процессуальные нормы общего характера содержатся по существу в  Кодексе об административных правонарушениях  РФ, в котором административная процедура  лишь частично урегулирована. Рассмотрение органами исполнительной власти заявлений  граждан по их индивидуальным делам, не носящим характера административных правонарушений, и в особенности  нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования.

Во многих развитых зарубежных странах  порядок работы административных учреждений уже давно регулируется комплексными правовыми актами. В этом отношении  выделяются в особенности Соединенные  Штаты Америки. Здесь административная процедура урегулирована полностью. Подробно регламентированы все виды административной деятельности: нормотворчество, а также исполнительная, правоприменительная, правоохранительная деятельность - то, что американцы называют административной юстицией.

В США, Великобритании, Франции и  многих других развитых странах суды стали главными творцами административного  и административно-процессуального  права. Часто они имели дело с  недостаточным, а нередко с противоречивым и неясным законодательным регулированием административной деятельности и поэтому  стали дополнять, уточнять и прояснять  действующее законодательство.

Административное право в развитых странах приобрело современную  цивилизованную форму главным образом  вследствие решающего участия в  административном процессе судов. Уберите  контроль судов над администрацией, и мы получим не административное право, а административный произвол. В правовом государстве политический процесс, включая административный, если возникает спор о праве, заканчивается в суде. Одна угроза отмены судом незаконного решения администрации заставляет ее в большинстве случае действовать в рамках закона.

Информация о работе Административная ответственность