Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

 По своей сущности  административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее  административное правонарушение.

 Цель этого воздействия  состоит в воспитании виновного  в духе уважения к закону  и правопорядку, а также в предупреждении  совершения новых правонарушений  как лицами, привлеченными к административной  ответственности, так и другими  гражданами.

 Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения,  одним из видов которых являются  административные наказания. Именно  эти последние, в отличие от  мер предупреждения, пресечения  и процессуальных мер обеспечения  производства по делу, применяются  в результате привлечения к  административной ответственности.

 Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает  установление административной ответственности  только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных право нарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.11

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных  законах и вносящие изменения  или дополнения в действующий  Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься  в данный Кодекс.

Административная ответственность  за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства  населенных пунктов, общественного  порядка и т.п.), т.е. находящиеся  вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена  законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.  Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все  они, реализуя свои полномочия, назначают  правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые  судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Так  же расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к  их ведению назначения, помимо административного  ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных  прав, конфискации, возмездного изъятия  ряда предметов, дисквалификации, административного  перемещения иностранных граждан  и лиц без гражданства за пределы  Российской Федерации. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении  не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми  отношениями. Данное обстоятельство позволяет  отличить административную ответственность  от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный  персонал, как правило, в порядке  подчиненности вышестоящим органом  или должностным лицом.

 Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.

 В свою очередь административную  ответственность характеризует  особый процессуальный порядок  ее реализации. Своей относительной  простотой, оперативностью и экономичностью  он отличается от уголовного  и гражданского судопроизводства. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов  (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. По  этому обстоятельству административная  ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Нельзя не заострить внимание на важной черте административной ответственности. Она состоит в том, что её можно  рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально - деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации административной ответственности  материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и  взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

 

1.3. Законодательство об административной ответственности

В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного  кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство об административной ответственности – система норм права, закрепленных в КоАП и законах  субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания  административной ответственности, условия  и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к  административной ответственности12.

Система законодательства об административных правонарушениях  состоит:

1. КоАП;

2. законы субъектов РФ  об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1. общих положений и  принципов законодательства об  административных правонарушениях;

2. перечня видов административных  наказаний и правил их применения;

3. административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной  ответственности за нарушение  правил и норм, предусмотренных  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

4. порядка производства  по делам об административных  правонарушениях, в том числе  установление мер обеспечения  производства по делам об административных  правонарушениях;

5. порядка исполнения  постановлений о назначении административных  наказаний13.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

– защита личности;

– охрана прав и свобод человека и гражданина;

– охрана здоровья граждан;

– охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– защита общественной нравственности;

– охрана окружающей среды;

– охрана установленного порядка осуществления государственной

– власти;

– защита общественного порядка и общественной безопасности;

– защита собственности;

– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

– защита общества и государства;

– предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности  различается:

– во времени;

– в пространстве;

– по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности  во времени:

1. лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности  на основании закона, действовавшего  во времени совершения административного  правонарушения;

2. закон, смягчающий или  отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий  положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную  силу, т.е.распространяется и на лицо которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3. закон, устанавливающий  или отягчающий административную  ответственность за административное  правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной  силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности  в пространстве.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного  правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности  по кругу лиц может быть:

1. общего действия (распространяется  на все субъекты);

2. специального действия.

При этом выделяются виды специальных  субъектов:

– несовершеннолетние;

– должностные лица;

– военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

– иностранные граждане и лица без гражданства;

– юридические лица Российской Федерации;

– индивидуальные предприниматели;

– иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее при 
влеченные к административной ответственности).  

 

1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Правонарушение – это  деяние всегда виновное, т.е. умышленное или неосторожное.

В теории права существуют основания исключения юридической  ответственности и освобождения от юридической ответственности  за совершенное правонарушение. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже – объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

Обстоятельства, исключающие  административную ответственность, –  установленные законодательством  юридические факты, схожие с административными  правонарушениями, но при которых  отношения ответственности не возникают.

Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:

1. Возраст, по достижении  которого наступает административная  ответственность, – 16 лет на  момент совершения административного  правонарушения.

2. Крайняя необходимость  – противоправное деяние, совершенное  для устранения опасности, непосредственно  угрожающей личности и правам  данного лица или других лиц,  а также охраняемым законом  интересам общества или государства,  если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

3. Невменяемость – состояние,  при котором лицо не могло  сознавать фактический характер  и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить  ими вследствие хронического  расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики.

Информация о работе Административная ответственность