Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Надо сказать, что не только данный институт представляет большой интерес, весь курс этой учебной дисциплины и доктрина очень важны как с научной, так и с практической точек зрения. И остановка именно на этой теме не случайна. Ведь в последнее время остро вставал вопрос именно о нарушении нормального функционирования режима законности и правопорядка в государстве. Поэтому, принудительная сила государства и проявляется в таких формах, одной из которых и является административная ответственность. Также, негативная юридическая ответственность (в большинстве случаев административная выступает разновидностью) является фактором снижающим преступность. Ведь одной из целей наказания со времен Русской Правды считается: « Чтоб другим не повадно было».

Оглавление

Введение
Глава 1. Административная ответственность: понятие, признаки, сущность и структура
1.1. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности
1.2 Сущность административной ответственности и ее признаки
1.3. Законодательство об административной ответственности
1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Глава 2. Административное правонарушение (проступок) как основание административной ответственности
2.1. Понятие административного правонарушения
2.2. Признаки административного правонарушения
2.3. Юридический состав правонарушения
Глава 3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
3.1.Понятие должностного лица
3.2.Виды ответственности должностных лиц
3.3. Административная ответственность должностных лиц как разновидность административной ответственности
Глава 4. Административная ответственность физических лиц
4.1. Физические лица, подлежащие административной ответственности
4.2 Виды административных наказаний
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Признак общественной опасности  деяния не является неизменным, навсегда признанным обществом и закрепленным в праве. Времена меняются. Развитие общества и государства, научно-технический  прогресс и многое другое вносят существенные коррективы в критерии признания  деяния общественно опасным. Законодатель, «улавливая» изменения в обществе, общественном мнении, правосознании граждан, может отказать в признании общественной опасности, следовательно, наказуемости тех или иных деяний (например, спекуляции, мужеложства, бродяжничества) и, наоборот, установить, в частности, административную ответственность за новые общественно опасные деяния, которые таковыми ранее не являлись (например, налоговые, бюджетные, таможенные, воинские, миграционные правонарушения).

Правом определять наличие  или отсутствие общественной опасности  административного правонарушения (деяния) обладают в рамках «административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст.2.9 КоАП устанавливает, что при малозначительности, а значит, и отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного  правонарушения является противоправность. Государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно  опасным, устанавливает правовые запреты  на их совершение. Противоправность состоит  в том, что определенное лицо совершает  действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного  правовым актом.

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права  общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении  или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином  установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных  последствий. Для привлечения к  административной ответственности  обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, то есть создания угрозы тем или иным общественным отношениям.

Кроме того, необходимо иметь  в виду, что противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Таким образом, меры административного  наказания могут быть применены  лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как  административное правонарушение, и  оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением  является виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой  проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. В обществе действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно, стремящиеся  к определенным целям. Здесь ничто  не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает  его последствия.

При совершении административного  проступка вина может выражаться в форме, как умысла, так и неосторожности. Вина – это психическое отношение  правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному  действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического  или юридического лица) в той или  иной форме является необходимым  признаком административного правонарушения.

Вместе с тем КоАП в  ст.2.1 «Административное правонарушение»  дает новое довольно специфическое  определение вины юридического лица: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Важный признак административного  правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями  применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного  наказания влечет для него состояние  административной наказанности; в его  правовой статус включается элемент, характеризующий  новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более  сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций  и даже административного ареста.

 

    1. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения – это совокупность типичных основных признаков правонарушения, выделенных законодателем, необходимых и достаточных  для привлечения к юридической  ответственности.

Категория состава правонарушения более детально и полно разработана  в науке уголовного права применительно  к составу преступления. Однако она  имеет и общеправовое, общетеоретическое  значение, используется с определенной спецификой в различных отраслях права.

Понятия «правонарушение» и  «состав правонарушения» тесно  взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь  с различного рода вредными деяниями, люди первоначально фиксировали  в своем сознании, а затем и  в законе их непосредственно эмпирические признаки: черты субъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предмет посягательства, а также последствия совершенного антисоциального поведения. Тем самым постепенно выделялись элементы, составляющие содержание любого социально значимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело к появлению общетеоретической категории состава правонарушения.

Категории «правонарушение» и «состав правонарушения» одинаково  являются научными абстракциями, отражающими  реальное, жизненное правовое поведение  человека. Однако уровень и характер их абстрагирования различны. Если состав правонарушения фиксирует эмпирические признаки, присущие любому конкретному  правонарушению, то категория «правонарушение» отражает его социальную сущность, отношение к нему со стороны общества и государства в целом.

Понятие «правонарушение» позволяет  более глубоко познать данное социальное явление. Общество заинтересовано не только в нормативной фиксации опасных явлений, но и в познании их социальной природы. При этом следует  заметить, что именно познание социальной сущности противоправного поведения  не свободно от различного рода идеологических искажений.

Состав правонарушения – научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. 

Эти принципы достаточны потому, что для привлечения лица к  ответственности не требуется устанавливать  каких-то иных, дополнительных признаков.

К числу обязательных элементов  любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная  сторона правонарушения, субъект  правонарушения, субъективная сторона  правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Безобъектных правонарушений не существует. Правонарушитель своим действием или бездействием разрушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние и которой этим деянием причинён вред.14

В истории уголовного права  выделяют общий, родовой и непосредственный объекты правонарушения. 

Общий объект – это общественное отношения, охраняемые правом или иной отраслью. 

В составе общественных отношений  выделяют три элемента:

Участники (субъекты отношения);

Их взаимосвязь между  собой (взаимное поведение); 

Объект отношения (то, что  способно удовлетворять потребности  субъектов). 

Родовой объект – это группа однородных общественных отношений.  
Родовой объект правоотношения конкретизирует общий объект посягательства, позволяет выделить определённые группы общественных отношений из их общей массы. 

Общественные отношения  есть сложное явление социальной действительности, состоящее из различных  элементов. К ним относятся и  субъекты, выступающие сторонами  отношения, и объекты, по поводу которых  устанавливаются регулируемые правом связи, и деяния сторон, и сама правовая норма как форма реального  отношения. На них-то и направлено конкретное посягательство.

В этой связи наряду с  общим можно выделить и непосредственный объект правонарушения. 

Непосредственный объект – это конкретные блага, интересы, личность, её здоровье, честь, достоинство, имущество. 

Непосредственный объект правонарушения детализирует родовой  объект, указывая, что же из его элементов  стало предметом посягательства. Насколько многообразны отношения, настолько многообразны и непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй, экологическое состояние окружающей среды, жизнь, честь, достоинство, здоровье человека.

Объективная сторона правонарушения показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправное деяние, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Объективная сторона правонарушения – это характеристика самого деяния (действие или бездействие) и последствий этого деяния, т.е. причинённый преступлением ущерб, а также некоторые другие признаки: место, время, способ, средства, обстановка и др. характеризующие внешнюю сторону преступления.15  
  

Объективная сторона


       
   

 
       
 




 

 

 

  Деяние – это поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.16

Ø    Действие – есть акт активного общественно-опасного поведения, запрещённого законом;17

Ø    Бездействие – это акт запрещённого законом посильного общественно-опасного поведения.18

Так, в первом случае, примером являются такие преступления как  кража, убийство, разбой, умышленное уничтожение имущества и т.д. Обязанность действовать (а не вести себя пассивно) может вытекать непосредственно из закона (врач не оказал помощь больному, хотя обязан был оказать; лицо оставило в состоянии, опасном для жизни, другое лицо, хотя могло оказать помощь без риска для себя) и из профессиональных обязанностей (водитель при выезде из гаража не проверил техническое состояние машины; сторож обязан задержать постороннего человека, проникшего на объект, но не сделал этого.)

Необходимо отметить, что  действие или бездействие, это прежде всего волевой акт поведения человека, поэтому для определения ответственности за бездействие необходимо также установить реальную возможность совершения тем или иным лицом требуемых действий, т.е. вершить данное действие. Так, юридическая ответственность исключается, когда лицо бездействует под влиянием непреодолимой силы (действие стихийных сил природы), физического принуждения, отсутствия необходимой квалификации, производственного опыта.

Посягательство на охраняемые обществом и государством объекты  может осуществляться только в форме  волевого поступка (действия или бездействия). Мысли, чувства, рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления не могут квалифицироваться как  правонарушения, потому что право  не в состоянии предопределить и  контролировать их направленность, регулировать при помощи правовых установлений.

Информация о работе Административная ответственность