Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе мы рассмотрим институт административной ответственности: ее понятие, основание, формы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы определим, что понимается под административной ответственностью, каковы ее признаки; во второй – общие положения об административной ответственности физических лиц, о необходимых условиях данного вида ответственности; в третьей главе рассмотрим вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Оглавление

Введение
1. Общее понятие об административной ответственности и её признаки
1.1. Понятие административной ответственности
1.2. Признаки административной ответственности
2. Общие положения об административной ответственности физических лиц
3. Административная ответственность юридических лиц
3.1. Дискуссионность ответственности юридического лица
3.2. Виды административной ответственности юридических лиц
3.3. Состав административного правонарушения, совершенного
юридическим лицом, и основания привлечения его к
ответственности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Административная ответственность2.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1. Общее понятие об административной ответственности и её признаки

  1.1. Понятие административной ответственности

  1.2. Признаки административной ответственности

2. Общие положения об административной ответственности физических лиц

3. Административная ответственность юридических лиц

 3.1. Дискуссионность ответственности юридического лица

3.2. Виды административной ответственности юридических       лиц

3.3. Состав административного правонарушения, совершенного

      юридическим лицом, и основания привлечения его к

      ответственности

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Административная ответственность  является одним из самых распространенных и часто применяемых видов  юридической ответственности, а  благодаря своим процедурным установлениям - формой немедленного или оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами. Актуальность административной ответственности обусловлена тем, что по сути она представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и т.д.), и от  правового регулирование данного института во многом зависит соблюдение общественного порядка.

В курсовой работе мы рассмотрим институт административной ответственности: ее понятие, основание, формы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы определим, что  понимается под административной ответственностью, каковы ее признаки; во второй – общие положения об административной ответственности физических лиц, о необходимых условиях данного вида ответственности; в третьей главе рассмотрим вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц.

При написании настоящей курсовой работы были использованы как нормативно-правовые акты, так и научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

     ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ

 

1.1. Понятие административной  ответственности

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее – КоАП)   является главным источником в области регулирования производства по делам об административных правонарушениях, так как:

во-первых, это самый большой по объему акт, регулирующий административную ответственность;

во-вторых,  он регулирует общие  вопросы ответственности (систему  взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях  и др.);

в-третьих, во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП РФ (ст. 289 Таможенного кодекса РФ, например).

Начиная с 1990 года, число источников нормативной основы административной ответственности стало резко увеличиваться. Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Земельный, Водный, Лесной кодексы.

 Статья 72 Конституции  РФ относит административное  и административно-процессуальное  законодательство к предметам  совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ).

На основе этих положений Конституции РФ и строится сегодня система законодательства об административной ответственности. Но прежде чем приступить к рассмотрению административной ответственности, определим, что такое юридическая ответственность вообще.

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.1 Основные функции юридической ответственности – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.2

Административная ответственность  – это особый вид юридической  ответственности, которая наступает  за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, финансового, трудового и т.д.), поэтому круг нормативных актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен.

На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ - их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с названным Кодексом.

Так, в Общей части  Кодекса определяются общие положения  и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной ее части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры нового Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий1.

В КоАП РФ четко проведены  общие разграничительные линии компетенции РФ и субъектов РФ в области правотворчества об административных правонарушениях.

Так, к ведению Российской Федерации Кодекс относит установление общих положений и принципов  законодательства об административных правонарушениях, определение перечня видов административных наказаний и правил их применения, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, определение порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и определение порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Соответственно к компетенции  субъектов РФ относится установление административной ответственности  за нарушения законов субъектов  РФ.

При этом субъекты РФ должны руководствоваться общими положениями и принципами, установленными федеральным Кодексом, в том числе положениями, касающимися понятия административного правонарушения, форм вины физического и юридического лица, перечня видов административных наказаний, порядка наложения административных взысканий и т.д.

В то же время Кодекс содержит некоторые ограничения, установленные  для субъектов РФ в случае принятия ими законов об административной ответственности. Например, согласно Кодексу, в качестве мер административных наказаний субъекты РФ смогут устанавливать лишь предупреждение и административный штраф. Эти виды административных наказаний, а также возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация предусматриваются в отношении нарушений федеральных норм и правил, установленных настоящим Кодексом.

Особенность Кодекса  состоит и в том, что его  нормы устанавливают административную ответственность не только физических, но и юридических лиц. При этом положения Общей части Кодекса  равным образом распространяются и на тех, и на других.

Кодекс содержит общие  правила наложения административных наказаний. В любом случае при  назначении наказания физическому  лицу учитываются характер нарушения, личность виновного, его имущественное  положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении наказания юридическому лицу учитываются также характер нарушения, его имущественное и финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с Кодексом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и  то же административное правонарушение.1

В Кодексе изменены положения, касающиеся давности привлечения к  административной ответственности. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, законодательства РФ о налогах и сборах, о защите прав потребителей и законодательства РФ о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться  со дня обнаружения административного  правонарушения. За административное правонарушение, влекущее применении административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

1.2. Признаки административной ответственности

Административная ответственность  – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственности обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, и индивидуальными, присущими только ей особенностями.

В целом основные признаки административной ответственности следующие:

  1. Основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  2. Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;
  3. Субъектами административной ответственности могут быть  как физические, так и юридические лица;
  4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
  5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом;
  6. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судьями, органами исполнительной власти и т.д.;
  7. Применение административной ответственности не влечет судимости.1 

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

  1. Нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;
  2. Фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное правонарушение);
  3. Процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной административной ответственности  необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание определить взыскание за административное правонарушение.2

КоАП РФ предусматривает  обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение административного правонарушения. 

Итак, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;  

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

 Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об  административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или  в законах субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях (ст. 4.2 КоАП РФ).

 Согласно ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность,  признаются:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его;

Информация о работе Административная ответственность