Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие и признаки административной ответственности
3. Основания административной ответственности
4. Цели и функции административной ответственности
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Новосибирский государственный аграрный университет.docx

— 21.23 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственно-правового  обеспечения управления

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

контрольная работа по правоведению

Новосибирск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Понятие и признаки  административной ответственности

3. Основания административной  ответственности

4. Цели и функции административной  ответственности

5. Заключение

6. Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Административно-правовые нормы  касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной  среды обитания.

Предметом административного  права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и  методы такого воздействия - важнейший  фактор строительства правового  государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов  применительно к организации  деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективность правового  регулирования общественных отношений  во многом зависит от того, насколько  содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И  в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и  соотношение основных составляющих права -- его институтов и отраслей.

 

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

Основные признаками административной ответственности можно свести к  следующему:

1. Она является составной  частью административного принуждения  как вида государственного принуждения  и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется  органами государственной власти  и, отчасти, местного самоуправления  в рамках внеслужебного подчинения  и т. п.);

2. Фактическим основанием  административной ответственности  является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дисциплинарный проступок, материальной -- причинение материального вреда, или гражданско-правовой деликт;

3. В отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме, административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

4. Субъектами административной  ответственности могут быть как  физические, так и юридические  лица, тогда как уголовной и  дисциплинарной -- только физические лица;

5. Процедура привлечения  к административной ответственности  более проста, оперативна и экономична  по сравнению с аналогичными  проявлениями иных видов юридической  ответственности, хотя и содержит  при этом все необходимые гарантии  законности его проведения и  осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным  и гражданским процессом);

6. Административное наказание  как мера административной ответственности  всегда назначается органом или  должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая регулируется в большинстве своем нормами административного права;

7. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных органов, а также судей -- и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания -- только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

8. Практическая реализация  административной ответственности  не влечет за собой судимости,  что существенно отличает ее  в этом плане от ответственности  уголовной и сближает с ответственностью  дисциплинарной, где так же, как  и при административной ответственности,  лицо считается подвергнутым  взысканию (наказанию) в течение  установленного срока (один год,  хотя методика его отсчета  все же разная).

 

2. Основания административной  ответственности

Основаниями административной ответственности следует считать  совокупность факторов, наличие которых  может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых принято выделять следующие:

нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих  административную ответственность  и регулирующих ее;

фактическое основание, каковым  является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными  санкциями (т.е. наличие административного  правонарушения);

3) процессуальное основание,  каковым является правоприменительный  акт компетентного субъекта о  назначении административного наказания  на конкретное лицо за конкретное  административное правонарушение.

Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: "Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок -- это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности". Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.

Фактическим основанием для  наступления административной ответственности  является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, -- административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).

Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, административное правонарушение -- это, во-первых, деяние, т. е. либо действие -- как активная форма  поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма поведения  лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, -- это осознанный волевой акт человеческого поведения, выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность. Противоправность как признак административного  правонарушения состоит в том, что  лицо совершает действие, запрещенное  нормой права, или, наоборот, -- не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия -- достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.

Административное правонарушение -- это всегда виновное деяние, т. е. виновность -- это обязательный признак административного правонарушения. Вина -- это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности. Это касается физических лиц как субъектов административных правонарушений. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

И последний обязательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который  означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением  только в том случае, если за его  совершение законодательством (нормами  КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.

3. Цели и функции административной  ответственности

Цель административной ответственности  опосредуется через функции, которые  она выполняет: превентивную (или  предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или  штрафной) и сигнализационную. Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, собственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя.

Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую функцию  административной ответственности, как  создание предпосылок ограничения  последствий вреда возможного правонарушения -- ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного  наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную  и профилактическую направленность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, административная ответственность - это вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность  обладает следующими признаками:

- она является составной  частью административного принуждения  как вида государственного принуждения  и обладает всеми его качествами;

- фактическим основанием  административной ответственности  является административное правонарушение;

- административная ответственность  урегулирована нормами именно  административного права, которые  содержат как исчерпывающие перечни  административных правонарушений, видов административных наказаний  и субъектов, правомочных их  налагать, так и детально регулируют  этот процесс и в своей совокупности  составляют нормативную основу  административной ответственности;

- субъектами административной  ответственности могут быть как  физические, так и юридические  лица;

- административное наказание  как мера административной ответственности  может назначаться широким кругом  уполномоченных на это субъектов  и др.

Основаниями административной ответственности служат наличие  норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее (нормативное основание); деяние (действие или бездействие) конкретного  лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного  правонарушения) - это фактическое  основание; и процессуальное основание - правоприменительный акт компетентного  субъекта о назначении административного  наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

Информация о работе Административная ответственность