Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.
Задачи курсовой работы: рассмотрение сущности и основных особенностей административного надзора, определение полномочий органов административного надзора, рассмотрение понятия административной ответственности и ее структуры, рассмотрение административных наказаний.
Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Содержание административного надзора………4
1.1 Сущность и основные особенности административного надзора…………………………………………….……..4
1.2 Полномочия органов административного надзора .....11
Глава 2. Административная ответственность…………...16
2.1 Понятие административной ответственности, её струк тура.........................................................................................16
2.2Административные наказания: понятия и виды………22
Заключение…………………………………………..…….30
Библиографические список………………………….…..31
Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Содержание административного надзора………4
Глава 2. Административная ответственность…………...16
2.1 Понятие административной ответственности,
её струк тура..........................
2.2Административные наказания:
Введение
Административный надзор определяет себя как разновидность государственного контроля. Сущность административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью над ведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.
Актуальность данной
темы определяется тем, что правовые
формы осуществления
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.
Задачи курсовой работы: рассмотрение сущности и основных особенностей административного надзора, определение полномочий органов административного надзора, рассмотрение понятия административной ответственности и ее структуры, рассмотрение административных наказаний.
Предметом исследования в курсовой работе выступает административная ответственность при осуществлении надзора, а объектом – административный надзор.
1.1 Сущность и основные особенности административного надзора
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный промышленный надзор), отдельные государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государственные инспекции (Государственная автомобильная инспекция и др.), федеральные службы (Федеральная дорожная служба России и др.).
Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти1.
Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Во-первых, различие между надведомственвым или внешним контролем и административным надзором состоит в том, что органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску,
Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося работника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.
В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:
а) он осуществляется в отношении неопределенного (не персонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил поведения (деятельности) в общественных местах;
б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например, надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;
в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
В-четвертых, административный надзор в контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет). Государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти-Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего относятся государственные комитеты (например, по охране окружающей среды, по печати) и некоторые министерства и службы (например, Министерство торговли, общего и профессионального образования, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности).
В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.
Организационно-
Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.
В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.
В-седьмых, административный
надзор, как правило, связан с применением административного принуждения,
причем надзорные органы используют административно-
Суммируя изложенное, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).
Некоторые органы исполнительной
власти можно назвать контрольно-
Деятельность органов
административного надзора
Указом Президента РФ
«О государственных надзорных орга
Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. установлено, что органами государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и Министерство внутренних дел РФ2.
Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Положением о нем надзирает за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами законодательства в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.
Министерство топлива и энергетики РФ, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г., обеспечивает государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа, угля, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии, качеством торфа.