Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.
Задачи курсовой работы: рассмотрение сущности и основных особенностей административного надзора, определение полномочий органов административного надзора, рассмотрение понятия административной ответственности и ее структуры, рассмотрение административных наказаний.

Оглавление

Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Содержание административного надзора………4
1.1 Сущность и основные особенности административного надзора…………………………………………….……..4
1.2 Полномочия органов административного надзора .....11
Глава 2. Административная ответственность…………...16
2.1 Понятие административной ответственности, её струк тура.........................................................................................16
2.2Административные наказания: понятия и виды………22
Заключение…………………………………………..…….30
Библиографические список………………………….…..31

Файлы: 1 файл

Административный надзор. Понятие и виды..doc

— 147.50 Кб (Скачать)

2.  Специальные субъекты - физические лица: а) должностные лица (представители власти и руководители, выполняющие организационно-распорядительные    и    административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в иных организациях (несут ответственность как должностные лица);  в)  лица,  осуществляющие  предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (несут ответственность как должностные лица); г) члены совета директоров коммерческих   организаций;  д) многочисленный   ряд  других   различных специальных субъектов (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и приравненных к ним лиц), имеющих специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их обязательных   или   квалифицирующих   (усиливающих   ответственность) признаков: родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, пешеходы, пассажиры, свидетели, специалисты, переводчики, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, иммигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, частные детективы (охранники), председатели и члены избирательных комиссий, служащие биржи, должностные лица банков, кредитных организаций, отделений связи, государственных регистрационных и лицензионных органов, дисквалифицированные лица, руководители детских воспитательных учреждений и т.д.

3.    Специальные   субъекты – юридические   лица: различные коммерческие  и  некоммерческие организации,  особенные  признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы  или оказывающие услуги  населению,  биржи,  банки и иные кредитные организации, организации  — получатели бюджетных средств и т.д.

4.    Особые   субъекты – физические  лица:   а)   военнослужащие, призванные  на  военные  сборы  граждане,  сотрудники  органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административной юрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального  обеспечения  и  административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные не включенными в состав правонарушения   особыми   признаками   их   правового   статуса, влияющими  не  на  квалификацию  деяния,  а  на  материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица).

5.  Особые субъекты – юридические лица: организации-правопреемники реорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность (ч.4 ст. 2.10) КоАП.

Характерной для Кодекса  является новая тенденция к объединенному наименованию специальных субъектов административных правонарушений одним обобщающим термином, относящимся одновременно к гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и, соответственно, к должностным лицам последних — работодатель, землепользователь, пользователь воздушного пространства, эмитент, профессиональный участник рынка ценных бумаг, держатель реестра, перевозчик (при нарушении таможенных правил), рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель и т.д.

При всем многообразии в  круге субъектов административной ответственности Кодекс и региональное законодательство об административных правонарушениях субъектами последних чаще всего признают три вида лиц: граждан, должностных лиц и организации.

Граждане этой категорией субъектов, если законом специально не оговорено иное, охватываются для целей административного наказания: 1) собственно граждане Российской Федерации (включая должностных и приравненных к ним лиц, так сказать, в быту, т.е. совершивших административные правонарушения вне связи со своей служебной или предпринимательской деятельностью) и 2) иные физические лица, пребывающие на территории России: иностранные граждане и лица без гражданства ( при условии, что они не являются лицами должностными или приравненными к ним).

В указанном смысле граждане — это, прежде всего те физические лица, которые совершили административное правонарушение вне рамок своей профессиональной, предпринимательской или служебной деятельности (например, мелкое хулиганство, стрельба из оружия или безбилетный проезд). Именно такое понимание термина «граждане» (в смысле субъектов административной ответственности) устойчиво сохранял прежний КоАП РСФСР, признававший ответственность отдельных «не должностных» субъектов административных правонарушений только как ответственность специальных субъектов, не относящихся ни к гражданам, ни к должностным лицам, например, работников организаций торговли и общественного питания.

 

2.2  Административные  наказания: понятия и виды

 

Административные наказания  в соответствии со ст. 3.1. КоАП являются установленными государством мерами административной ответственности, применяемыми в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами4.

Кодекс в  ст. 3.2 закрепил следующие  восемь видов административных наказаний:

1)  предупреждение;

2) административный штраф;

3)  возмездное изъятие  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного правонарушения;

5)   лишение специального  права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение;

8) дисквалификация.

Процентное соотношение предусмотренных КоАП административных правонарушений выглядит на настоящий момент следующим образом: штраф — 78,7; конфискация — 12,3; предупреждение — 5,3; лишение специального права — 1,3; административный арест — 1,2; дисквалификация — 0,7; возмездное изъятие — 0,2; выдворение — 0,3.

Новый КоАП РФ в принципе сохраняет почти в неизмененном виде тот перечень мер административной ответственности, который был предусмотрен КоАП РСФСР. Новеллы здесь состоят в следующих моментах: а) исключении из этого перечня исправительных работ, являвшихся по существу тем же штрафом, но в рассрочку; б) введении дисквалификации; в) корректировке количественных характеристик отдельных административных наказаний (размеров штрафа, сроков лишения специального права и др.).

Административное наказание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административной ответственности (поскольку, без наказания нет и самой ответственности) и, во-вторых, административное наказание определяет вид ответственности (что она в данном случае административная, а не какая-либо иная).

Последнее обстоятельство имеет большое  значение не только для отграничения административной ответственности от ответственности гражданско-правовой, уголовной и налоговой. Если учесть, что новый КоАП уже не содержит прежнего правила о возможности установления в законодательстве помимо перечня КоАП иных административных наказаний, то следует признать, что некоторые сходные с административными наказаниями меры административного принуждения (аннулирование лицензий, принудительная ликвидация юридических лиц и др.) мерами административной ответственности не являются и на них по аналогии материально-правовые и процессуальные правила КоАП теперь не распространяются.

Административные наказания  применяются в качестве мер основных и дополнительных. Возмездное изъятие, конфискация и административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, другие административные наказания могут применяться в качестве только основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказания, например, ч.1 ст. 8.37 КоАП предусмотрены штраф с конфискацией или без таковой за нарушение правил охоты либо лишение права охоты5.

Административные наказания  следует делить далее на абсолютно определенные и относительно определенные. Примерами первого вида теперь служат штрафы за ряд правонарушений в области безопасности дорожного движения, поскольку их размеры выражены в сумме точной, т.е. абсолютно определенной.

Перейдем к рассмотрению административных взысканий в порядке, определенном Кодексом.

1. Предупреждение — административное  наказание, выносимое в письменной форме и выражающее официальное порицание физического или юридического лица (ст. 3.4).

По сравнению с другими  административными наказаниями  доза карательного воздействия в предупреждении минимальна, оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер. По этой причине законодатель счел неэффективным и потому нецелесообразным использование предупреждения в качестве административного наказания за ряд правонарушений, где оно ранее предусматривалось (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения; занятие проституцией; нарушения правил в области воинского учета и др.).

Кроме того, предупреждение как меру административного наказания  следует отличать и от одноименной  административно-правовой санкции, предусмотренной  в арсенале мер контроля над деятельностью отдельных некоммерческих организаций. Совершение общественными объединениями, религиозными организациями, политическими партиями нарушений законодательства влечет их письменное предупреждение по линии органов юстиции, однако такое предупреждение под режим правил КоАП не подпадает, т.к. административной ответственностью по действующему законодательству не является.

2. Административный штраф  как мера юридической ответственности широко применяется не только в административном праве, но и в других отраслях права: уголовном, гражданском, налоговом и т.д. Поэтому для отграничения от санкций иной отраслевой природы новый КоАП употребляет термин «административный штраф».

В системе административных наказаний  штраф — самая распространенная мера: лишь два состава административных правонарушений предусмотренных КоАП, не наказываются на сегодняшний день административным штрафом. Это наказание имущественного характера в денежной форме в доход государства (т.е. «денежное взыскание» — по определению ст. 3.5 КоАП). Поэтому степень его воздействия на нарушителя определяется размером штрафа в рублях.

Штраф — основное административное наказание, он широко применяется в сочетании с дополнительными мерами, особенно конфискацией (по многим административным правонарушениям в области связи и информации, предпринимательской деятельности, таможенного дела и др.).

Размер административного  штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ и превышать при его наложении на граждан — 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ. При этом за отдельные виды правонарушений (в сфере экологического, антимонопольного, валютного  и другого законодательства) законодатель предусматривает возможность повышения максимального предела штрафа: для должностных лиц — до 200 МРОТ, для юридических лиц — до 5000 МРОТ.

В санкциях статей Особенной  части КоАП преобладает установление административного штрафа, исчисляемого именно в зависимости от МРОТ. При этом в них обычно определена и так называемая «вилка» штрафа: его нижняя и верхняя планки, предусмотренные за то или иное конкретное правонарушение. В КоАП представлены разнообразные варианты таких штрафных «вилок» — около 50 для физических лиц (1-2 МРОТ, 1-5 МРОТ, 5-50 МРОТ и т.д.) и примерно 30 для юридических лиц (50-100 МРОТ, 100-200 МРОТ, 200-300 МРОТ и т.д.). Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого из стоимости предмета административного правонарушения (например, похищенного имущества при мелком хищении или товаров и транспортных средств   при нарушениях таможенных правил), КоАП ограничивает трехкратной стоимостью соответствующего предмета. Максимальный размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы незаконной валютной операции, Кодекс не конкретизирует соответствующей кратностью6.

3.    Возмездное   изъятие   орудия   совершения   или   предмета административного правонарушения является назначаемым судьей административным наказанием, состоящим в принудительном изъятии соответствующих предметов и их последующей реализацией, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (ст. 3.6). Данное административное наказание может устанавливаться и применяться в качестве основного и дополнительного. Среди санкций статей Особенной части КоАП это пока самое редкое наказание. Кодекс прибегает к нему лишь по трем  составам административных  правонарушений,  связанным с нарушениями правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему, их коллекционирования или экспонирования, а также перевозки и транспортирования.

Возмездное изъятие  следует отличать от конфискации как административного наказания и от реквизиции как меры административного принуждения, не являющейся административным наказанием. Реквизиция имущества, предусмотренная прежним и действующим гражданским законодательством (ст. 242 ГК РФ)7, а теперь и Конституцией (ст. 35), означает принудительное отчуждение или временное изъятие имущества только на возмездной основе, т.е. как и возмездное изъятие. Разница, однако, в том, что возмездное изъятие — мера административного наказания за правонарушение, в то время как основание для реквизиции не правонарушение, а государственная необходимость (например, условия режима военного положения).

Информация о работе Административная ответственность