Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:30, шпаргалка
Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности.
Понятие качества потребителем
а) определяет соответствие цена-спрос
б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;
Вот почему
наряду с рассмотренными престижными
наградами за качество во многих странах
мира существуют свои
награды за качество.
Премии Правительства
Российской Федерации в области
качества учреждены постановлением
Правительства от 12 апреля 1996 г. № 423.
Премии присуждаются ежегодно на конкурсной
основе организациями за достижение значительных
результатов в области качества продукции
и услуг, обеспечение их безопасности,
внедрение высокоэффективных методов
менеджмента качества.
Организации-лауреаты премии получают
призы и дипломы Правительства Российской
Федерации, а также право использовать
символику премии в своих рекламных материалах.
Церемония награждения победителей проходит
в Зале наград Дома Правительства Российской
Федерации.
Определение порядка проведения конкурса,
экспертизы материалов, определение дипломантов
конкурса и подготовку предложений по
присуждению премий осуществляет Совет
по присуждению премий Правительства
Российской Федерации в области качества,
образованный Министерством промышленности
и торговли Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации (в редакции от 4 февраля 2009 г.
№ 88).
Совет формируется из числа руководителей
федеральных органов исполнительной власти,
ведущих ученых и специалистов в области
менеджмента качества, представителей
общественных объединений (приказ Минпромторга
России от 28 апреля 2009 г. № 326).
Совет по присуждению премий Правительства
Российской Федерации в области качества
возглавляет Министр промышленности и
торговли Российской Федерации В.Б. Христенко.
Заместителями председателя Совета по
присуждению премий Правительства Российской
Федерации в области качества являются
заместитель Министра промышленности
и торговли Российской Федерации В.Ю. Саламатов
и Руководитель Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
Г.И. Элькин.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 проведение
конкурса на соискание премий Правительства
Российской Федерации в области качества
возложено на Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии.
Совет имеет Секретариат, который формируется
Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии.
Сообщение об открытии очередного конкурса
на соискание премий Правительства Российской
Федерации в области качества публикуется
в начале конкурсного года в средствах
массовой информации.
Подробная информация о Премиях Правительства
Российской Федерации в области качества здесь
47. Экономические категории качества. Значение определения затрат на качество, традиционный и современный подходы к стоимости качества. Модель «всеобщего блага для общества».
Качество - совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить (обусловленные или предлагаемые) потребности.
Качество является количественной характеристикой потребительной стоимости, внешней формой, в которой она проявится.
Качество объективно.
Качество измеряется
системой показателей являющихся количественной
характеристикой свойств
Качество измеряется:
а) по характеризуемым свойствам качества продукции. Сюда относятся назначение объекта, наземность, технологичность, эргономичность, транспортабельность и пр.;
б) по стадиям жизненного цикла (прогнозируемые, проектные, строительные, эксплуатационные характеристики);
в) по единицам измерения (натуральные и стоимостные, общие и удельные, нормируемые и ненормируемые и т.п.).
Для измерения уровня качества используют понятие уровня качества.
Уровень качества - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Затраты на обеспечение качества - совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.
С определённой позиции, все затраты на создание какого-либо объекта можно представить как сумму затрат на достижение наземных аспектов качества (долговечность, прочность, эстетичность).
В зависимости от спроса на рынке на те или иные составляющие качества формируется модель объекта с максимально эффективными затратами.
В мировой практике
существует бонификация (способ оплаты,
связанный в основном с премированием
за качество поставляемых товаров или
выполняемых работ по заранее оговорённым
правилам).
48. Экономика качества. Охарактеризуйте модель PAF (предупреждение, оценка, дефекты), используемую для учета затрат на качество.
Модель PAF. В модели PAF (prevention, appraisal, failure - предупреждение, оценка, отказ) затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные), и затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству (рис. 9.4).
Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, - на внутренние отказы и внешние отказы. Определение всех этих четырех видов отказов заимствовано из Британского стандарта BS 4778. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.
Затраты на предупреждение:
планирование качества,
разработка и конструирование
анализ качества и проверка конструкции;
проверка и техническое обслуживание оборудования для измерения и испытаний;
проверка и техническое
обслуживание производственного
гарантии поставщиков;
подготовка кадров в области качества;
анализ качества и программы по совершенствованию качества.
Затраты на оценку:
предпроизводственная проверка;
выбор способа контроля;
проведение лабораторных приемных испытаний;
контроль и испытание;
контрольное и испытательное оборудование;
материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний;
анализ и доклад о результатах испытаний и контроля;
полевые испытания на работоспособность, утверждение и одобрение, оценка складских запасов;
инвентаризация складирования.
Затраты на оценку будут оправданы при условии, что несоответствие обнаружат до того, как продукция попадет к потребителю. Такими действиями могут быть:
испытания продукции или проверка документации до того, как ее передадут потребителю;
проверка документов и исправление ошибок до того, как они попадут на почту;
контроль работы оборудования или поставщиков;
реставрация поврежденных поверхностей;
хранение сверхнормативного запаса компонентов для замены дефектных комплектующих;
проверка подготовленных
счетов перед отправкой их потребителям
для оплаты.
Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля.
В литературе затраты на соответствие часто называют профилактическими или предупредительными затратами на повышение качества. Такие затраты являются выгодными инвестициями в улучшение качества.
Затраты, связанные с внутренними отказами:
брак;
замена, переделка и ремонт;
поиск и устранение неисправностей или анализ дефектов и отказов;
повторные испытания и контроль;
отказы у субподрядчиков;
разрешение на модификацию и уступки;
понижение класса качества;
простои.
Затраты, связанные с внешними отказами:
жалобы;
гарантийный возврат;
отвергнутая и возвращенная продукция;
уступки;
потери продаж;
расходы на отзыв продукции;
ответственность за продукцию.
Затраты, связанные с отказами, в литературе обычно называют безвозвратными затратами на качество. Эти затраты составляют 4-5% от объема продаж.
Чтобы получить полную картину потерь, надо, помимо традиционных затрат, учесть и скрытые затраты на несоответствие:
содержание дополнительной сервисной службы;
задержки с выполнением планов;
задержки с оформлением документов;
страховые запасы комплектующих и узлов;
дополнитеьные перевозки;
ошибки в оформлении счетов на оплату;
неполное выполнение принятых заказов;
доработка конструкции несоответствующей продукции;
потери времени на контакты с неудовлетворенным потребителем;
неиспользованные производственные мощности и др.
Эти не отраженные в бухгалтерских документах расходы составляют не менее 15-20% от общего объема продаж.
Скрытые затраты, связанные с внешними отказами, могут быть вызваны следующими обстоятельствами:
изучение и удовлетворение жалоб;
выполнение необоснованно взятых обязательств;
исправление ошибок в счетах;
выезд специалистов непосредственно к потребителю при возникновении неполадок;
возмещение затрат потребителю, вызванных несвоевременным выполнением обязательств;
снижение возможного уровня неудовлетворенности за счет отзыва продукции.
Усилия по исправлению
несоответствий, выявленных вне компании,
обычно направлены на восстановление
доверия потребителей, иначе это
грозит потерей рынка.
49. Экономика качества. Охарактеризуйте «стоимостную модель процесса», используемую при учете затрат на качество.
Стоимостная модель
процесса. По этой концепции учитываются
все затраты на выполнение процесса,
который имеет свои входы и
выходы, как желательные, так и
нежелательные. «Желательные» входы
идут от поставщиков материалов и
комплектующих, а выходы идут к потребителям
готовой продукции (рис. 9.3).
Стоимостная модель
процесса предполагает, что все затраты
на продукцию могут быть разделены
на две категории: затраты, связанные
с достижением соответствия по качеству
(costs of conformance), и затраты, связанные с несоответствием
по качеству (costs of non-conformance). Обе эти категории
затрат рассматриваются в равной степени
как потенциальные источники экономии.
При этом в затраты на несоответствие
по качеству входят только те затраты,
которые вызваны отступлением от конструкторской,
технологической, нормативной, организационной
документации, и не входят расходы на предупреждение
отступлений от документации (повышение
квалификации персонала, испытания на
надежность и т.д.).
Очевидно, что основное
внимание в стоимостной модели процесса
уделяется сокращению затрат на реализацию
процессов (снижение нормативов на трудоемкость
работ, материалы, сырье, накладные расходы).
50.
Концепция «6 sigma».
Общая характеристика.
Значение в повышении
качества. Основные
принципы.
Шесть сигм (six sigma) — высокотехнологичная методика точной настройки бизнес-процессов, применяемая с целью минимизации вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое отклонение», обозначаемой греческой буквой σ. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola, США в 1986 г. Плановый показатель качества при использовании этой методики — не более 3,4 отклонения (дефекта) на миллион операций.