Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:30, шпаргалка
Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности.
Понятие качества потребителем
а) определяет соответствие цена-спрос
б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;
1. Качество. Понятие качества в работах патриархов в области качества. Понятие качества согласно международным и российским стандартам. Сходство и различие определений «качество».
Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности.
Понятие качества потребителем
а) определяет соответствие цена-спрос
б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;
в) принять внушаемую продавцами ценность товара;
г) перенести на продукт несуществующие черты, например, с аналогичных товаров;
д) потребитель может найти непредусмотренное производителем дополнительное свойство товара;
е) цена сама может служить для многих покупателей индикатором качества;
ж) у разных сегментов потребителей различные приоритеты качественных характеристик;
з) устойчивое представление потребителей о повышенном качестве товара способствует созданию соответствующего имиджа фирмы, росту авторитета торговой марки и, как следствие, возможности назначать завышенную цену.
2.
Качество и
Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности (определение американского общества по контролю за качеством )
Конкурентоспособность – способность товара быть проданным на рынке в присутствии конкурирующих товаров, определяется как результат сопоставления качества товара с соответствующими показателями товара конкурента.
Показатель (оценка) конкурентоспособности товара – комплексная характеристика его возможности и вероятности быть проданным на конкурентном рынке в определенные сроки и при наличии аналогичных товаров–конкурентов.
К факторам
конкурентоспособности можно
• качество товара и его соответствие спросу;
• экологическую чистоту товара;
• себестоимость товара и его цену;
• дизайн и рекламные мероприятия;
• формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара, зависит от набора потребительских параметров,
т.е. признаков,
характеризующих важнейшие
Качество является главным фактором конкурентоспособности товара. Низкокачественный товар обладает низкой конкурентоспособностью.
Факторы, влияющие
на качество продукции:
На каждом предприятии на качество продукции
влияют разнообразные факторы, как внутренние,
так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые
связаны со способностью выпускать продукцию
надлежащего качества, т.е. зависят от
деятельности самого предприятия. Они
многочисленны, их классифицируют на следующие
группы:
1. технические
2. организационные
3. экономические
4. социально – психологические
1. Технические факторы самым существенным
образом влияют на качество продукции,
поэтому внедрение новой технологии, применение
новых материалов, более качественного
сырья – материальная основа для выпуска
конкурентоспособной продукции.
2. Организационные факторы связаны с совершенствованием
организации производства и труда, повышением
производственной дисциплины и ответственности
за качество продукции, обеспечением культуры
производства и соответствующего уровня
квалификации персонала.
3. Экономические факторы обусловлены затратами
на выпуск и реализацию продукции, политикой
ценообразования и системой экономического
стимулирования персонала за производство
высококачественной продукции.
4. Социально- экономические факторы в значительной
мере влияют на создание здоровых условий
работы, преданности и гордости за марку
своего предприятия, моральное стимулирование
работников – все это важные составляющие
для выпуска конкурентоспособной продукции.
5. Внешние факторы в условиях рыночных
отношений способствуют формированию
качества продукции. К ним в первую очередь
можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей,
конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и
влияют на качество продукции.
Имидж - это образ, который помогает закрепить у потребителя привычки, представление о продукции. Имидж - это репутация предприятия (фирмы, компании), создавшееся общее мнение о его качествах, достоинствах и недостатков
Имидж состоит из следующих элементов:
* размаха деятельности;
* ассортимента и качества продукции;
* традиций;
* высокого профессионализма.
3. Профили качества согласно модели Н.Кано.
Профиль качества - модель, предложенная Кано, которая включает три составляющих профиля качества: базовое, требуемое и желаемое качество.
Профиль базового качества - совокупность тех параметров качества продукта, наличие которых потребитель считает обязательным ,т.е.«само собой разумеющим».
Пример:
Гарантии безопасности пассажирских транспортных средств;
Безошибочность операций со счетами в банке и т.д.
Профиль требуемого качества- совокупность показателей качества, представляющих собой технические и функциональные характеристики продукции. Они показывают, насколько продукт соответствует тому, что было задумано. Именно эти характеристики рекламируются.
Пример:
Быстродействие и память компьютера;
Эффективность лекарств;
Мощность и скорость автомобиля.
Профиль желаемого качества- группа показателей качества, представляющих для потребителя неожиданные (скрытые) ценности, о наличии которых он мог только мечтать. Потребитель их не требует, но высоко оценивает их наличие.
Пример:
Образование - дистанционное;
Телефон-компьютер
и т.д.
4. Удовлетворенность потребителя. Качество, ценность, стоимость продукции. Ситуации удовлетворенности потребителя.
Удовлетворенность потребителя (Cs)- это соотношение ценности продукции (V)к ее стоимости (С).
Cs=
Cs>1, потребитель удовлетворен.
Cs<1,потребитель неудовлетворен.
Cs=1,что ожидал, то и получил.
Для того, чтобы
увеличить удовлетворенность
5. Основные этапы развития форм и методов работ по качеству. Взаимосвязь науки «Управление качеством» с другими науками.
История развития теории и практики в области управления качеством
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Механизм управления качеством отдельно взятого изделия дала система Тейлора (1905), которая устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения его эффективности, решению которой во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.
В середине 1920-х годов В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля X. Доджа и X. Роминга, суть которого состоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты -- инженеры по качеству.
В 1950-х годах А. Фэйгенбаум предложил модель всеобщего контроля качества (Total Quality Control -- TQC) (рис. 4) и определил понятие стоимости качества.
В то же время Филипп Кросби предложил концепцию бездефектной работы или систему «нулевых дефектов» (ZD -- Zero Defects), основная идея которой заключается в том, что платить приходится не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.
Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC -- Total Statistical Quality Control), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества. Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.
Таким образом, в 1950-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации -- концепции всеобщего менеджмента качества (TQM -- Total Quality Management).
На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 1980-е годы окончательно сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации.
«Управление качеством»,как
наука тесно связана с такими
науками как психология, социология,
менеджмент, маркетинг, различные инженерные
науки.
6. Вклад Э. Деминга в становление и развитие системы управления качеством. 14 постулатов Деминга.
Демингом были предложены для менеджеров 14 принципов совершенствования качества.
1. Соблюдайте постоянство целей.
2. Примите новую
философию: откажитесь от
3. Откажитесь от повсеместного контроля.
4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
5. Постоянно
совершенствуйте систему
6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
8. Устраните
страх: способствуйте тому, чтобы
сотрудники высказывались
9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.
10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.