Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:30, шпаргалка

Краткое описание

Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности.
Понятие качества потребителем
а) определяет соответствие цена-спрос
б) потребители могут не заметить настоящих характеристик товара;

Файлы: 1 файл

экзамен управление качеством.doc

— 429.50 Кб (Скачать)
  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;
  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;
  • формальное отношение к организации систем УКП;
  • поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
  • громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
  • недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
  • выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
  • работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе “на план” и “за качество”;
  • недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
  • забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;
  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;
  • неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;
  • неполное взаимоувязывание системы УКП с другими системами управления;
  • в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;
  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

     Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями. 
 
 
 

25. Семь инструментов  контроля качества. Общая характеристика. Область применения.

Контроль качества — это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества).

Современные инструменты контроля качества — это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д.

К семи основным методам или инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:

  • контрольный листок
  • гистограмма
  • диаграмма разброса
  • диаграмма Парето
  • стратификация (расслоение)
  • диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма)
  • контрольная карта

Контрольный листок (или лист) — это инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Обычно контрольный  листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания. Таким образом, контрольный листок — хорошее средство регистрации данных.

Гистограмма — это инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных.

Гистограмма распределения  обычно строится для интервального  изменения значения параметра. Для  этого на интервалах, отложенных на оси абсцисс, строят прямоугольники (столбики), высоты которых пропорциональны частотам интервалов. По оси ординат откладывают абсолютные значения частот. Аналогичную форму гистограммы можно получить, если по оси ординат отложить соответствующие значения относительных частот. При этом сумма площадей всех столбиков будет равна единице, что оказывается удобно. Гистограмма также очень удобна для визуальной оценки расположения статистических данных в пределах допуска. Чтобы оценить адекватность процесса требованиям потребителя, мы должны сравнить качество процесса с полем допуска, установленным пользователем. Если имеется допуск, то на гистограмму наносят верхнюю (SU) и нижнюю (SL) его границы в виде линий, перпендикулярных оси абсцисс, чтобы сравнить распределение параметра качества процесса с этими границами. Тогда можно увидеть, хорошо ли располагается гистограмма внутри этих границ.

Диаграмма разброса — инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.

Эти две переменные могут относиться к:

  • характеристике качества и влияющему на нее фактору
  • двум различным характеристикам качества
  • двум факторам, влияющим на одну характеристику качества

Для выявления  связи между ними и служит диаграмма разброса, которую также называют полем корреляции.

Пример анализа  диаграммы разброса.

Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.

В повседневной деятельности по контролю и управлению качеством постоянно возникают всевозможные проблемы, связанные, например, с появлением брака, неполадками оборудования, увеличением времени от выпуска партии изделий до ее сбыта, наличием на складе нереализованной продукции, поступлением рекламаций. Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем.

Одним из наиболее эффективных статистических методов, широко используемых в системе управления качеством, является метод стратификации или расслаивания. В соответствии с этим методом водят расслаивание статистических данных, т.е. группируют данные в зависимости от условий их получения и производят обработку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) — расслаиванием (стратификацией).

Метод расслаивания исследуемых статистических данных — это инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе.

Пример диаграммы  Парето.

Диаграмма Исикавы или причинно-следственная диаграмма (иногда ее называют диаграмма «рыбья кость») – применяется с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение. Как правило, данный инструмент качества используют совместно с методом «мозгового штурма», т.к. он позволяет быстро отсортировать по ключевым категориям причины проблем, найденных с помощью «мозгового штурма».

Диаграмма Исикавы дает возможность выявить  ключевые параметры процессов, влияющие на характеристики изделий, установить причины проблем процесса или факторы, влияющие на возникновение дефекта в изделии. В том случае, когда над решением проблемы работает группа специалистов, причинно-следственная диаграмма помогает группе достичь общего понимания проблемы. Также, с помощью диаграммы Исикавы можно понять, каких данных, сведений или знаний о проблеме недостает для ее решения и тем самым сократить область принятия необоснованных решений.

Диаграмма Исикавы.

 

Контрольные карты — инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований.

Использование контрольных карт преследует следующие  цели:

  • держать под контролем значение определенной характеристики;
  • проверять стабильность процессов;
  • немедленно принимать корректировочные меры;
  • проверять эффективность принятых мер.

Контрольная карта.

 
 
 

26. Кружки качества. Цели и задачи. Значение для обеспечения  качества.

Концепция кружков качества

Основные положения  концепции кружков качества сформулировал в 1962 г. Каору Исикава, в то время профессор Токийского университета. Социально-психологический аспект концепции кружков качества базируется на некоторых основополагающих понятиях. Одно из них — эффект социальной фасилитации (уменьшения ограничений), выражающийся в облегчении взаимодействия и повышении индивидуальной активности и работоспособности людей при объединении их в группу, между членами которой устанавливаются определенные отношения в процессе выполнения общей работы.  
К.Исикава взял за основу многие элементы американских групп бездефектного труда. Но «кружки контроля качества», предложенные К.Исикавой, не стали аналогом этих групп, как было задумано, а развились как совершенно оригинальная, не имеющая прецедентов в других странах форма организации труда для интенсификации творческих возможностей работников. 
По представлению К. Исикавы, кружок качества — это группа людей, функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей которой является поиск, изучение и решение практических задач улучшения, а также постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть организовано широкое соревнование как внутри фирмы, так и в масштабах всей страны. Существенная часть работы кружков — общефирменная образовательная программа. Усвоенные рабочими знания помогают достичь высоких результатов в обеспечении качества и производительности. Успехи работы кружков должны широко освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и общенациональными средствами информации и отмечаться различными формами поощрения. Деятельность кружков не должна прекращаться с решением какой-либо отдельной проблемы; она должна осуществляться непрерывно.

Цели и задачи кружков качества

Кружок  качества представляет собой:

1) небольшую  группу (не менее трех и не  более 12 человек);

2) самостоятельно  выполняющую (но работающую в  рамках единой административной  системы предприятия);

3) работу  по управлению качеством (работу, касающуюся качества, безопасности. стоимости и т. д.);

4) на одном  рабочем месте (руководитель и  подчиненные составляют одно  целое), 
Это определение можно пояснить следующим образом. 
Небольшая группа, составляющая «кружок качества», являясь звеном общей системы обеспечения всеобщего управления качеством, осуществляет самообразование и взаимное обогащение знаниями (в процессе дискуссий и занятий кружка) и, используя методы управления качеством (например, «семь инструментов управления качеством» и др.), непрерывно (добросовестно выполняя намеченный план) всем составом группы (каждый член группы выполняет конкретную задачу в соответствии со своими возможностями) совершенствует управление качеством на рабочем месте (в широком смысле). 
Основная идея работы кружков качества может быть выражена следующим образом: 
1. Кружки качества вносят вклад в существенное улучшение и развитие работы предприятия. 
2. Кружки качества позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создания отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности. 
3. Кружки качества создают условия для повседневного роста, расширения кругозора, развития творческих способностей человека.

В «Основных  принципах кружков качества», выпущенных JUSE, указано, что основная цель деятельности кружков: 
• изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию; 
• поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве; 
• функционировать как «ядра» общей системы управления качеством, что 
обеспечит поддержку и внедрение непосредственно в цехах политики 
президента фирмы и директора предприятия в отношении обеспечения 
качества продукции. 
Главной целью всей теоретической и практической деятельности по организации кружков качества является, естественно, обеспечение победы в конкурентной борьбе и повышение прибылей фирмы. Этой главной цели служат и все конкретные цели, которые высшее руководство ставит перед членами кружков: повышение качества продукции, повышение удовлетворенности рабочих своим трудом и повышение уровня их трудовой морали, повышение производительности труда, повышение участия рабочих в процессе принятия решений, повышение квалификации рабочих, снижение текучести кадров и т.д. 
 

Информация о работе Управление качеством