Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества………………………………………………………………………....3
Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества…………………………………………………………………………8
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума……………………………………...9
Формирование организационной структуры системы СМК техникума…...9
Самооценка техникума (обследование рабочих процессов)……………….16
Разработка документации системы менеджмента качества………………..18
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов…………………………………………………………….20
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов………………………………………………………………………26

Вывод…………………………………………………………………………..34

Список используемой литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

     4.3.Вести переписку и переговоры по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.

     4.4.Привлекать аудиторов, экспертов и научных специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

     4.5.Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.

     4.6.Члены Совета имеют право:

  • на получение информации о текущем состоянии СМК ТГУ,
  • на внесение предложений в повестку заседания Совета,
  • на запись в итоговых документах особого мнения 
  • на контроль за деятельностью рабочих групп.

     4.7.Явка на заседания членов Совета является обязательной. Отсутствие в  случае наличия уважительной причины допускается с разрешения Председателя Совета (с отметкой в Протоколе).

     4.8.Члены Совета несут административную ответственность за неисполнение в полном объеме поручений, возложенных на них решением Совета.

      5.Взаимоотношения

       Для выполнения функций, предусмотренных  настоящим Положением, Совет по качеству решает возложенные на него задачи во взаимодействии с руководством техникума, заведующими отделениями, методическими цикловыми комиссиями, учебной частью, методической службой, службой материально-технического снабжения и другими структурами, включенными в организационную структуру системы качества техникума. 

     Формирование  организационной структуры СМК  техникума предполагало:

     четкое  распределение всех полномочий и  ответственности руководителей  всех рангов за обеспечение качества;

     назначение  уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства  ОУ (как правило, зам. директора);

     формирование  Совета по качеству;

     назначение  уполномоченных по качеству в отдельных  структурных подразделениях, в функции  которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы  качества и ее документации.

     Функциональная структура Системы менеджмента качества техникума представлена на рисунке 3.

Функциональная  структура СПО  .

    Функциональная  структура  Системы менеджмента  качества ГОУ СПО Тюменский лесопрмышленный техникум представлена на рис. 1  и включает:

      1) Формирование политики и целей в области качества техникума— разработка целей качества образования, конкретизирующих политику образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ.

     2) Планирование и постоянное улучшение деятельности техникума, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение.

     3) Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов — обеспечение процессов жизненного цикла техникума всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными.

     4) Управление процессами и процедурами — управление основными (обучение, учебная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами техникума.

     5) Мониторинг и контроль (измерения) — измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая:

  • оценку студентов (достигнутого прогресса в уровне их знаний и навыков);
  • проведение измерений основных показателей деятельности техникума;
  • проведение маркетинговых и социологических исследований;
  • обработку и анализ результатов измерений и исследований;
  • оценку качества результатов образовательной деятельности (ОД) и отдельных процессов техникума;
  • определение конкурентных позиций техникума.

     Система менеджмента качества техникума  функционирует в конкурентной среде, которая формируется требованиями и ожиданиями потребителей и регулируется требованиями ГОС Р ИСО 9001-2008, государственных образовательных стандартов, требованиями лицензирования и аккредитации.

     Подтверждение соответствия образовательной деятельности техникума требованиям государственной аккредитации обеспечивается процедурами аудита и аккредитации техникума на основе показателей государственной аккредитации.

 

Рисунок 3 -  Функциональная структура Системы менеджмента качества ГОУ СПО Тюменский лесопромышленный техникум

5. Самооценка техникума  (обследование рабочих  процессов).  

     Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.

     Для оценки сложившейся в техникуме ситуации в области качества была проведена первичная комплексная самооценка (самообследование) техникума и основных его рабочих процессов.

     В качестве метода самооценки была использована методика рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого (unico@novsu.ac.ru).

     При разработке модели СМК техникума  были использованы “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных  учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”, разработанные Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом “ЛЭТИ”. Поэтому для определения основных процессов СМК техникум за основу были взяты типовые процессы СМК образовательных учреждений, предложенные в вышеназванных документах: Реестр типовых процессов и видов деятельности ОУ и карта процессов ОУ. Эти документы были подвергнуты анализу на соответствие предложенных типовых процессов существующим в техникуме. На основе анализа были внесены коррективы и разработаны Реестр процессов и видов деятельности СМК техникума и Карта процессов техникума. 

РЕЕСТР

  процессов и видов  деятельности ФГОУ  СПО Мелекесский  сельскохозяйственный техникум

№ п/п Наименование  вида деятельности или  процесса ГОСТ  Р ИСО 9001-2008
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
1.1 Стратегическое  планирование и управление качеством  обучения 5.4.1
1.2 Планирование и  развитие  системы менеджмента  качества техникума 5.4.2
1.3 Распределение ответственности  и полномочий 5.5
1.4 Лицензирование, аттестация и аккредитация  
1.5 Анализ системы  менеджмента качества техникума  со стороны руководства  5.6
2 ОСНОВНЫЕ  ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
2.1 Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда 7.2.1
2.2 Планирование и  разработка учебных планов специальностей, планов учебно-воспитательной работы 7.1
2.3 Прием студентов 7.4
2.4 Реализация основных образовательных программ 7.5
2.5 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми 7.5
2.6 Дотехникумовская  подготовка. Проектирование и реализация программ дополнительного образования 7.5
2.7 Информатизация  образовательных и управленческих процессов 6.3
2.8 Учебно-методическая  и  инновационная деятельность 7.5
3 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ  
3.1 Управление образовательной  средой 6.3
3.2 Управление инфраструктурой  и производственной средой 6.3
3.3 Кадровое обеспечение 6.2
3.4 Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса 6.3
3.5 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов 7.4
3.6 Социальное партнерство 7.4
3.7 Редакционно-издательская деятельность 6.3
3.8 Библиотечное и  информационное обслуживание 6.3
3.9 Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.) 6.3
3.10 Социальная поддержка  студентов и сотрудников техникума 6.3
4* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В РАМКАХ ПРОЦЕССОВ  ПО ИЗМЕРЕНИЮ, АНАЛИЗУ  И УЛУЧШЕНИЮ  
4.1 Мониторинг, измерение  и анализ процессов 8.2.4
4.2 Управление несоответствиями 8.3
4.3 Улучшение процессов посредством проведения предупреждающих действий 8.5
4.4 Улучшение процессов  посредством проведения корректирующих действий 8.5
  • *Примечание. Деятельность по измерению, анализу и улучшению качества процессов является составной частью основных и вспомогательных процессов.
 

     Кроме определения процессов и видов  деятельности техникума параллельно  велась работа по анализу, корректировке  и систематизации существующей нормативной (локальной) документации техникума  и разработке новых недостающих  положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в техникуме был издан сборник нормативных локальных актов. 

6. Разработка документации  системы менеджмента  качества.

     (Руководство  по качеству, документированные  процедуры, рабочие инструкции).

     Наиболее  сложным и длительным этапом в  разработке СМК техникума явился процесс создания документации СМК.

     В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 входят:

     - руководство по качеству;

     - документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;

     - рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества.

     В техникуме определена следующая  структура документации, представленная на рисунке 4 и закрепленная в документированной  процедуре по управлению документацией.  
 
 
 
 
 

 

 

 
 

 
 
 

 
 

 
 

 
 

Рисунок 4 - Структура документации, функционирующей в рамках  
системы менеджмента качества СПО

     На  основе приоритетов, установленных  в политике качества техникума, было разработано Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности техникума.

     В Руководство по качеству были отражены такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности техникума и др.

     За  период разработки основной документации был подготовлен комплект документов по системе качества техникума, включающий документированные процедуры по основным процессам техникума и пять обязательных документированных процедур:

     1) Управление документацией.

     2) Управление записями по менеджменту  качества.

     3) Внутренний аудит.

     4) Управление несоответствиями.

     5) Корректирующие и предупреждающие  действия.

     В настоящее время работа по разработке недостающих ДП продолжается и параллельно  осуществляется работа по внесению изменений  в действующие документы для  поддержания их в рабочем состоянии.

      

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.  

     Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и  отдельных процессов необходимо было определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. С этой целью в техникуме сформирована общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающая соответствующие процедуры:

     измерения удовлетворенности внутренних и  внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;

     мониторинга качества основных рабочих процессов  с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;

     оценки  качества полученных знаний, навыков  и умений студентов, включая процедуры  текущего и заключительного контроля.

     В техникуме разработана и внедрена документированная процедура регламентирующая осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции ГОУ СПО Тюменский лесопромышленный техникум представлена в Таблице 1. 

Таблица 1 -  Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции

Показатель Инструмент  мониторинга Документ  Критерии  оценки
Качество  знаний абитуриентов Вступительные испытания Аттестат.

Экзаменационный лист

-проходной балл аттестата

-положительный балл по тестированию  или  ЕГЭ

Качество  знаний, умений, навыков Подведение  итогов успеваемости и посещаемости за установленный период 
Сводные ведомости  успеваемости и посещаемости по студенческим группам.

Форма «Итоги успеваемости по отделениям»

-абсолютная  успеваемость, (%)

-качественная успеваемость, (%)

-посещаемость занятий студентами

-превышение результатов итогового контроля над входным контролем знаний

Качество  УМО Смотр методической работы за уч. год Протоколы МЦК.

Протокол  смотровой комиссии

-соответствие УМО требованиям Положения об УМО
Качество  учебных занятий Внутренний  аудит качества учебных занятий Бланк «Внутренний  аудит качества учебного занятия» - критерии оценки  качества учебного занятия, указанные в бланке
Качество  материально-технического обеспечения Смотр учебных  кабинетов и лабораторий Смотровая ведомость  - соответствие  материально-технического обеспечения  требованиям оснащенности рабочего  места
Оценка  качества образовательной  услуги Опрос студентов (потребителей) Анкеты

1) «Студенческая  оценка прочитанной дисциплины»

2) «Студенты  об организации практики»

- средний балл

- % удовлетворенности

- основные замечания  и пожелания

Оценка  качества  подготовки выпускников требованиям  ГОС СПО Итоговая государственная  аттестация Протоколы ГАК - абсолютная  успеваемость

- качественная  успеваемость

- % допущенных  к ИГА

- %  прошедших  ИГА

- количество  дипломов с отличием

Качество  кадрового состава  педагогического  коллектива Анализ документов Диплом об образовании

Документы о повышении квалификации

- квалификационная  категория (в %)

- возраст (в  %)

- имеющие ученые  степени, звания и награды за  педагогический труд (кол-во и  %)

Востре-бованность выпускников и  удовлетво-ренность качеством подготовки выпускников Сбор информации о трудоустройстве

Запрос  в Центр занятости населения  Сбор информации от работодателей и  выпускников техникума

Данные о  трудоустройстве:

Письма из Центра занятости населения,  Анкета-отзыв  о выпускниках техникума,

Анкета- отзыв  о качестве образовательной услуги

- % трудоустроенных  по специальности

- % трудоустроенных 

- % нетрудоустроенных 

- % удовлетворенности

- замечания и  пожелания

Информация о работе Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования