Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества.
Введение………………………………………………………………………...2
Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества………………………………………………………………………....3
Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества…………………………………………………………………………8
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума……………………………………...9
Формирование организационной структуры системы СМК техникума…...9
Самооценка техникума (обследование рабочих процессов)……………….16
Разработка документации системы менеджмента качества………………..18
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов…………………………………………………………….20
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов………………………………………………………………………26
Вывод…………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………...36
4.3.Вести переписку и переговоры по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.
4.4.Привлекать аудиторов, экспертов и научных специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
4.5.Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию Совета по качеству.
4.6.Члены Совета имеют право:
4.7.Явка на заседания членов Совета является обязательной. Отсутствие в случае наличия уважительной причины допускается с разрешения Председателя Совета (с отметкой в Протоколе).
4.8.Члены Совета несут административную ответственность за неисполнение в полном объеме поручений, возложенных на них решением Совета.
Для
выполнения функций, предусмотренных
настоящим Положением, Совет по качеству
решает возложенные на него задачи
во взаимодействии с руководством техникума,
заведующими отделениями, методическими
цикловыми комиссиями, учебной частью,
методической службой, службой материально-технического
снабжения и другими структурами, включенными
в организационную структуру системы
качества техникума.
Формирование организационной структуры СМК техникума предполагало:
четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех рангов за обеспечение качества;
назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава высшего руководства ОУ (как правило, зам. директора);
формирование Совета по качеству;
назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.
Функциональная структура Системы менеджмента качества техникума представлена на рисунке 3.
Функциональная структура СПО .
Функциональная структура Системы менеджмента качества ГОУ СПО Тюменский лесопрмышленный техникум представлена на рис. 1 и включает:
1) Формирование политики и целей в области качества техникума— разработка целей качества образования, конкретизирующих политику образования и социально-педагогическое нормирование этих целей, проверки актуальности, разработка, корректировка и обновление образовательных стандартов и программ.
2) Планирование и постоянное улучшение деятельности техникума, обеспечивающее планирование процессов и процедур, их поддержание и постоянное улучшение.
3) Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов — обеспечение процессов жизненного цикла техникума всеми видами ресурсов: финансовыми, материальными, человеческими и информационными.
4) Управление процессами и процедурами — управление основными (обучение, учебная деятельность, дополнительное образование, воспроизводство кадров) и вспомогательными (хозяйственная деятельность, управление персоналом и др.) процессами техникума.
5) Мониторинг и контроль (измерения) — измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов, включая:
Система менеджмента качества техникума функционирует в конкурентной среде, которая формируется требованиями и ожиданиями потребителей и регулируется требованиями ГОС Р ИСО 9001-2008, государственных образовательных стандартов, требованиями лицензирования и аккредитации.
Подтверждение соответствия образовательной деятельности техникума требованиям государственной аккредитации обеспечивается процедурами аудита и аккредитации техникума на основе показателей государственной аккредитации.
Рисунок 3 - Функциональная структура Системы менеджмента качества ГОУ СПО Тюменский лесопромышленный техникум
5.
Самооценка техникума
(обследование рабочих
процессов).
Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации.
Для оценки сложившейся в техникуме ситуации в области качества была проведена первичная комплексная самооценка (самообследование) техникума и основных его рабочих процессов.
В качестве метода самооценки была использована методика рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого (unico@novsu.ac.ru).
При
разработке модели СМК техникума
были использованы “Методические рекомендации
для вузов и ссузов по проектированию
и внедрению систем качества образовательных
учреждений” и “Практические рекомендации
по выбору типовой модели системы управления
качеством образования для вузов и ссузов”,
разработанные Санкт-Петербургским государственным
электротехническим университетом “ЛЭТИ”.
Поэтому для определения основных процессов
СМК техникум за основу были взяты типовые
процессы СМК образовательных учреждений,
предложенные в вышеназванных документах:
Реестр типовых процессов и видов деятельности
ОУ и карта процессов ОУ. Эти документы
были подвергнуты анализу на соответствие
предложенных типовых процессов существующим
в техникуме. На основе анализа были внесены
коррективы и разработаны Реестр процессов
и видов деятельности СМК техникума и
Карта процессов техникума.
РЕЕСТР
процессов и видов деятельности ФГОУ СПО Мелекесский сельскохозяйственный техникум
№ п/п | Наименование вида деятельности или процесса | ГОСТ Р ИСО 9001-2008 |
1 | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА | |
1.1 | Стратегическое планирование и управление качеством обучения | 5.4.1 |
1.2 | Планирование и развитие системы менеджмента качества техникума | 5.4.2 |
1.3 | Распределение ответственности и полномочий | 5.5 |
1.4 | Лицензирование, аттестация и аккредитация | |
1.5 | Анализ системы менеджмента качества техникума со стороны руководства | 5.6 |
2 | ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
2.1 | Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и рынка труда | 7.2.1 |
2.2 | Планирование и разработка учебных планов специальностей, планов учебно-воспитательной работы | 7.1 |
2.3 | Прием студентов | 7.4 |
2.4 | Реализация основных образовательных программ | 7.5 |
2.5 | Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми | 7.5 |
2.6 | Дотехникумовская подготовка. Проектирование и реализация программ дополнительного образования | 7.5 |
2.7 | Информатизация
образовательных и |
6.3 |
2.8 | Учебно-методическая и инновационная деятельность | 7.5 |
3 | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ | |
3.1 | Управление образовательной средой | 6.3 |
3.2 | Управление инфраструктурой и производственной средой | 6.3 |
3.3 | Кадровое обеспечение | 6.2 |
3.4 | Бухгалтерско-финансовое
обеспечение научно- |
6.3 |
3.5 | Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов | 7.4 |
3.6 | Социальное партнерство | 7.4 |
3.7 | Редакционно-издательская деятельность | 6.3 |
3.8 | Библиотечное и информационное обслуживание | 6.3 |
3.9 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД.) | 6.3 |
3.10 | Социальная поддержка
студентов и сотрудников |
6.3 |
4* | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЦЕССОВ ПО ИЗМЕРЕНИЮ, АНАЛИЗУ И УЛУЧШЕНИЮ | |
4.1 | Мониторинг, измерение и анализ процессов | 8.2.4 |
4.2 | Управление несоответствиями | 8.3 |
4.3 | Улучшение процессов посредством проведения предупреждающих действий | 8.5 |
4.4 | Улучшение процессов посредством проведения корректирующих действий | 8.5 |
Кроме
определения процессов и видов
деятельности техникума параллельно
велась работа по анализу, корректировке
и систематизации существующей нормативной
(локальной) документации техникума
и разработке новых недостающих
положений. В процессе этой работы проводилась
перекрестная проверка всех документов
на взаимосогласованность и непротиворечивость
их друг другу. При необходимости в часть
документов вносились коррективы. В результате
в техникуме был издан сборник нормативных
локальных актов.
6. Разработка документации системы менеджмента качества.
(Руководство
по качеству, документированные
процедуры, рабочие инструкции)
Наиболее сложным и длительным этапом в разработке СМК техникума явился процесс создания документации СМК.
В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 входят:
- руководство по качеству;
- документированные процедуры, определяющие порядок реализации рабочих процессов;
- рабочие и должностные инструкции и другие документы системы качества.
В
техникуме определена следующая
структура документации, представленная
на рисунке 4 и закрепленная в документированной
процедуре по управлению документацией.
Рисунок 4
- Структура документации,
функционирующей в рамках
системы
менеджмента качества
СПО
На основе приоритетов, установленных в политике качества техникума, было разработано Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности техникума.
В Руководство по качеству были отражены такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности техникума и др.
За период разработки основной документации был подготовлен комплект документов по системе качества техникума, включающий документированные процедуры по основным процессам техникума и пять обязательных документированных процедур:
1) Управление документацией.
2)
Управление записями по
3) Внутренний аудит.
4) Управление несоответствиями.
5)
Корректирующие и
В настоящее время работа по разработке недостающих ДП продолжается и параллельно осуществляется работа по внесению изменений в действующие документы для поддержания их в рабочем состоянии.
7.
Разработка системы
измерения основных
показателей и характеристик
рабочих процессов.
Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и отдельных процессов необходимо было определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. С этой целью в техникуме сформирована общая система измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающая соответствующие процедуры:
измерения удовлетворенности внутренних и внешних потребителей – студентов, работодателей, персонала (преподавательского и вспомогательного персонала), общества и других;
мониторинга качества основных рабочих процессов с установлением конкретных измеряемых характеристик, зон их допустимых и целевых значений;
оценки качества полученных знаний, навыков и умений студентов, включая процедуры текущего и заключительного контроля.
В
техникуме разработана и
Таблица 1 - Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов и продукции
Показатель | Инструмент мониторинга | Документ | Критерии оценки |
Качество знаний абитуриентов | Вступительные испытания | Аттестат.
Экзаменационный лист |
-проходной балл
аттестата
-положительный балл по тестированию или ЕГЭ |
Качество знаний, умений, навыков | Подведение
итогов успеваемости и посещаемости
за установленный период |
Сводные ведомости
успеваемости и посещаемости по студенческим
группам.
Форма «Итоги успеваемости по отделениям» |
-абсолютная
успеваемость, (%)
-качественная успеваемость, (%) -посещаемость занятий студентами -превышение результатов итогового контроля над входным контролем знаний |
Качество УМО | Смотр методической работы за уч. год | Протоколы МЦК.
Протокол смотровой комиссии |
-соответствие УМО требованиям Положения об УМО |
Качество учебных занятий | Внутренний аудит качества учебных занятий | Бланк «Внутренний аудит качества учебного занятия» | - критерии оценки
качества учебного занятия, |
Качество материально-технического обеспечения | Смотр учебных кабинетов и лабораторий | Смотровая ведомость | - соответствие
материально-технического |
Оценка качества образовательной услуги | Опрос студентов (потребителей) | Анкеты
1) «Студенческая оценка прочитанной дисциплины» 2) «Студенты об организации практики» |
- средний балл
- % удовлетворенности - основные замечания и пожелания |
Оценка качества подготовки выпускников требованиям ГОС СПО | Итоговая государственная аттестация | Протоколы ГАК | - абсолютная
успеваемость
- качественная успеваемость - % допущенных к ИГА - % прошедших ИГА - количество дипломов с отличием |
Качество кадрового состава педагогического коллектива | Анализ документов | Диплом об образовании
Документы о повышении квалификации |
- квалификационная
категория (в %)
- возраст (в %) - имеющие ученые степени, звания и награды за педагогический труд (кол-во и %) |
Востре-бованность выпускников и удовлетво-ренность качеством подготовки выпускников | Сбор информации
о трудоустройстве
Запрос в Центр занятости населения Сбор информации от работодателей и выпускников техникума |
Данные о
трудоустройстве:
Письма из Центра занятости населения, Анкета-отзыв о выпускниках техникума, Анкета- отзыв о качестве образовательной услуги |
- % трудоустроенных
по специальности
- % трудоустроенных - % нетрудоустроенных - % удовлетворенности - замечания и пожелания |