Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества………………………………………………………………………....3
Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества…………………………………………………………………………8
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума……………………………………...9
Формирование организационной структуры системы СМК техникума…...9
Самооценка техникума (обследование рабочих процессов)……………….16
Разработка документации системы менеджмента качества………………..18
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов…………………………………………………………….20
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов………………………………………………………………………26

Вывод…………………………………………………………………………..34

Список используемой литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

Тип занятия___________________________________________________________________________

Вид занятия___________________________________________________________________________

Применяемые на занятии педагогические технологии (нужное подчеркнуть и  конкретизировать):

  • современное традиционное обучение;
  • современные образовательные технологии на основе
 

Оценка  качества занятия

№ п/п Основные  критерии эффективности  занятия Оценка  в баллах
комбиниров  лекция семинар
макс факт макс факт макс факт
1. Нормативное обеспечение учебной  деятельности 8   8   8  
1.1. Наличие примерной, рабочей программы, КТП  по дисциплине 2   2   2  
1.2. Соответствие  темы занятия рабочей программе, КТП 2   2   2  
1.3. Наличие технологической карты занятия  с расчетом времени 2   2   2  
1.4. Обеспечение преподавателем качественного ведения учебной документации (журнал учебных занятий, рабочая программа, КТП, технологическая карта занятия) 2   2   2  
  Итоговый  балл 8   8   8  
2. Осуществление целевой установки  занятия 9   9   9  
2.1. Определение и формулирование познавательной и развивающей целей занятия 3   3   3  
2.2. Определение и формулирование воспитательной цели занятия 3   3   3  
2.3. Осуществление мотивации деятельности студентов  3   3   3  
  Итоговый  балл 9   9   9  
3. Организационная часть занятия 4   4   4  
3.1. Психологические и санитарно-гигиенические  условия (комфортность, освещенность и т.д.) 1   1   1  
3.2 Подготовленность  студентов к занятию 1   1   1  
3.3 Состояние доски, оборудования, кабинета 1   1   1  
3.4. Культура  межличностных отношений 1   1   1  
  Итоговый балл 4   4   5  
4. Контроль  и оценка качества знаний, умений студентов 12   нет   14  
4.1. Разнообразие  методов контроля знаний 3       3  
4.2. Использование студентами при ответах реальных производственных и экономических  показателей отрасли, материалов местной прессы, статистических данных, производственных ситуаций и практических примеров 3       4  
4.3. Использование студентами при  ответах ПВМ, макетов, схем, наглядных пособий, классной доски 3       4  
4.4. Количество  опрошенных студентов (активность группы), объективность и накопляемость выставления оценок, их комментирование 3       3  
  Итоговый  балл 12   нет   14  
5. Содержание  и изложение учебного материала 16   20   нет  
5.1. Логичность  и последовательность, доступность  изложения материала 3   4      
5.2. Научность преподавания, взаимосвязь изучаемой темы со специальностью, практикой, жизнью 3   4      
5.3. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи 3   4      
5.4. Использование наглядных пособий, ТСО 3   4      
5.5. Использование новых педагогических технологий, активных методов обучения 4   4      
  Итоговый  балл 16   20   нет  
6. Закрепление знаний 3   3   3  
6.1. Эффективность методов и приемов закрепления  изучаемой темы 1   1   1  
6.2. Уровень усвоения изученного материала на учебном  занятии 1   1   1  
6.3. Использование дидактического раздаточного материала 1   1   1  
  Итоговый  балл 3   3   3  
7. Информация  о домашнем задании 2   2   2  
7.1. Характер  и объем домашнего задания 1   1   1  
7.2. Проведение  инструктажа по его выполнению 1   1   1  
  Итоговый  балл 2   2   2  
8. Дидактическая и методическая структура  занятия 15   20   15  
8.1. Соответствие  структуры занятия поставленным дидактическим целям 3   4   3  
8.2. Соразмерность структурных элементов занятий 3   4   3  
8.3. Оптимальность используемых форм, методов и приемов  работы 3   4   3  
8.4. Владение  преподавателем применяемой образовательной  технологией 3   4   3  
8.5. Оптимальность предложенного на занятии темпа  учебной работы 3   4   3  
  Итоговый  балл 15   20   15  
9. Организация учебной деятельности студентов 12   11   16  
9.1. Сохранение  студентами в течение всего занятия  высокой работоспособности 3   3   4  
9.2. Выполнение  студентами работы поискового характера 3   3   4  
9.3. Умение студентами планировать, анализировать и оценивать  свою деятельность, развитие речи, специальных умений и навыков 3   2   4  
9.4. Организованность, дисциплинированность, отношение студентов  к требованиям преподавателя 3   3   4  
  Итоговый  балл 12   11   16  
10. Гуманистическая направленность обучения и воспитания 10   10   16  
10.1. Формирование  преподавателем позитивной мотивации к соблюдению студентами социальных и нравственных норм 2   2   3  
10.2. Стимулирование  преподавателем студентов к творчеству, саморазвитию 2   2   4  
10.3. Создание на занятии атмосферы доброжелательности, педагогической требовательности и взаимопомощи 2   2   3  
10.4. Соблюдение  преподавателем требований валеологии 2   2   3  
10.5. Воспитательное  воздействие личности преподавателя: его внешний вид, речь, манеры 2   2   3  
  Итоговый  балл 10   10   16  
11. Результат занятия 9   9   9  
11.1. Выполнение  плана занятия 3   3   3  
11.2. Реализация  поставленных целей 3   3   3  
11.3. Знание дисциплины преподавателем  и уровень его  педагогического мастерства 3   3   3  
  Итоговый  балл 9   9   9  
 
 
 
 
  • Рефлексия занятия ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Рекомендации педагогу___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
  • Информация  для администрации___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 
  • Уровень качества учебного занятия определяется по общему баллу:

высокоэффективное, отличное (86 -100 баллов)___________________

эффективное, хорошее (69-85 баллов)  ___________________________

удовлетворительное  (51-68 баллов)_____________________________

неэффективное, слабое   (менее 50 баллов)_______________________

 

Подпись посетившего занятие__________________________________

 

Подпись педагога, проводившего занятие________________________

 

     Рис.5 - бланк аудита

 

     После устранения выявленных в процессе самооценки и внутренних аудитов недостатков принимается решение о введении системы качества ОУ в действие в полном объеме. В техникуме был издан приказ о внедрении СМК.

     Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла  СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК техникума.

     Внутренний  аудит качества в техникуме осуществляется на основе разработанной документированной  процедуры.

     Внешний аудит качества включает процедуры проведения итоговой государственной аттестации выпускников с участием представителей работодателей в качестве председателей государственной аттестационной комиссии и участие в Интернет-экзамене. Все эти процедуры документально оформлены и поддерживаются в рабочем состоянии.

     Аудит качества это систематический и  независимый анализ, позволяющий  определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а  также эффективность внедрения  мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в техникуме.

     Требования  и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2008 предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, а также проведение комплексной самооценки.

     Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель.

     Деятельность  по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act).

     Ощутив  уверенность в эффективном функционировании действующей в техникуме СМК, руководством было принято решение  о проведении сертификации. В качестве сертифицирующего органа был выбран Орган по сертификации систем менеджмента качества Ульяновского государственного учреждения “Ульяновский центр сертификации и метрологии”, находящийся по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, 13.

     Пройдя  соответствующие процедуры, связанные  с сертификацией СМК, техникум получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества. Сертификация системы подтвердила возможности работы коллектива техникума в условиях постоянного анализа и непрерывного совершенствования деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод.

     Анализ  деятельности СМК позволил   выделить положительные факторы в образовательной  деятельности техникума:  

     приоритеты  образования логично связываются  с Миссией техникума и корпоративной стратегией, появляется сформированное видение перспектив развития;

     при функционировании СМК не допускаются  интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны  достаточно результативные механизмы  предупреждения и разрешения проблем;

     более четкое распределение ответственности  и полномочий между подразделениями  и более четкое определение критериев  оценки результатов осуществляемой деятельности;

     определенность  должностных инструкций каждого  сотрудника техникума, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения повышают прозрачность функционирования  учебного заведения;

     студенты  получают возможность получать образование  гарантированного качества и влиять на важнейшие  его составляющие;

     преимущества  для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение документации.

повышение авторитета техникума и его конкурентоспособности.

     Кроме того, сертификация действующей системы менеджмента качества техникума можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования.

     Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных  услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних - учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.

     Благодаря применению в управлении техникумом концепции процессного подхода, определенного в стандартах серии  ИСО 9000, а также реализации принципа “непрерывного улучшения” деятельности и повышения качества, появляется жизненная потребность постоянного поиска и внедрения различных новаций и реализации инновационных процессов в образовании. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.

 
  1. ГОСТ Р  ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2009. – 26 с.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Изд-во стандартов, 2009. – 21 с.
  3. Анасимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Монография. Казань, 2008
  4. Методические рекомендации по организации и проведению самооценки вуза (ссуза) в соответствии с Моделью совершенствования деятельности вуза.
  5. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов.
  6. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1
  7. Шевелев Е.А., Крюков М.П. Управление качеством образовательной деятельности в ССУЗе // Среднее профессиональное образование, 2008, №11
  8. Джордж С., Ваймерскирх А. TQM: всеобщее управление качеством. – СПб.: Victory, 2007.
  9. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2007.

    10. Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое  американское всеобщее       управление качеством, 1992. – © 2001–2004, Management.com.ua.

    11.Никитин  В.А., Филончева В.В. Управление  качеством на базе стандартов  ИСО 9000: 2008. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

    12. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система  показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.

Информация о работе Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования