Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа
Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества.
Введение………………………………………………………………………...2
Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества………………………………………………………………………....3
Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества…………………………………………………………………………8
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума……………………………………...9
Формирование организационной структуры системы СМК техникума…...9
Самооценка техникума (обследование рабочих процессов)……………….16
Разработка документации системы менеджмента качества………………..18
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов…………………………………………………………….20
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов………………………………………………………………………26
Вывод…………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………………...36
Тип занятия_______________________
Вид занятия_______________________
Применяемые на занятии педагогические технологии (нужное подчеркнуть и конкретизировать):
Оценка качества занятия
№ п/п | Основные критерии эффективности занятия | Оценка в баллах | ||||||||||||
комбиниров | лекция | семинар | ||||||||||||
макс | факт | макс | факт | макс | факт | |||||||||
1. | Нормативное обеспечение учебной деятельности | 8 | 8 | 8 | ||||||||||
1.1. | Наличие примерной, рабочей программы, КТП по дисциплине | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
1.2. | Соответствие темы занятия рабочей программе, КТП | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
1.3. | Наличие технологической карты занятия с расчетом времени | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
1.4. | Обеспечение преподавателем качественного ведения учебной документации (журнал учебных занятий, рабочая программа, КТП, технологическая карта занятия) | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Итоговый балл | 8 | 8 | 8 | |||||||||||
2. | Осуществление целевой установки занятия | 9 | 9 | 9 | ||||||||||
2.1. | Определение и формулирование познавательной и развивающей целей занятия | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
2.2. | Определение и формулирование воспитательной цели занятия | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
2.3. | Осуществление мотивации деятельности студентов | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
Итоговый балл | 9 | 9 | 9 | |||||||||||
3. | Организационная часть занятия | 4 | 4 | 4 | ||||||||||
3.1. | Психологические и санитарно-гигиенические условия (комфортность, освещенность и т.д.) | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
3.2 | Подготовленность студентов к занятию | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
3.3 | Состояние доски, оборудования, кабинета | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
3.4. | Культура межличностных отношений | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Итоговый балл | 4 | 4 | 5 | |||||||||||
4. | Контроль и оценка качества знаний, умений студентов | 12 | нет | 14 | ||||||||||
4.1. | Разнообразие методов контроля знаний | 3 | 3 | |||||||||||
4.2. | Использование студентами при ответах реальных производственных и экономических показателей отрасли, материалов местной прессы, статистических данных, производственных ситуаций и практических примеров | 3 | 4 | |||||||||||
4.3. | Использование студентами при ответах ПВМ, макетов, схем, наглядных пособий, классной доски | 3 | 4 | |||||||||||
4.4. | Количество опрошенных студентов (активность группы), объективность и накопляемость выставления оценок, их комментирование | 3 | 3 | |||||||||||
Итоговый балл | 12 | нет | 14 | |||||||||||
5. | Содержание и изложение учебного материала | 16 | 20 | нет | ||||||||||
5.1. | Логичность и последовательность, доступность изложения материала | 3 | 4 | |||||||||||
5.2. | Научность преподавания, взаимосвязь изучаемой темы со специальностью, практикой, жизнью | 3 | 4 | |||||||||||
5.3. | Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи | 3 | 4 | |||||||||||
5.4. | Использование наглядных пособий, ТСО | 3 | 4 | |||||||||||
5.5. | Использование новых педагогических технологий, активных методов обучения | 4 | 4 | |||||||||||
Итоговый балл | 16 | 20 | нет | |||||||||||
6. | Закрепление знаний | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
6.1. | Эффективность методов и приемов закрепления изучаемой темы | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
6.2. | Уровень усвоения изученного материала на учебном занятии | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
6.3. | Использование дидактического раздаточного материала | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Итоговый балл | 3 | 3 | 3 | |||||||||||
7. | Информация о домашнем задании | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
7.1. | Характер и объем домашнего задания | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
7.2. | Проведение инструктажа по его выполнению | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Итоговый балл | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
8. | Дидактическая и методическая структура занятия | 15 | 20 | 15 | ||||||||||
8.1. | Соответствие структуры занятия поставленным дидактическим целям | 3 | 4 | 3 | ||||||||||
8.2. | Соразмерность структурных элементов занятий | 3 | 4 | 3 | ||||||||||
8.3. | Оптимальность используемых форм, методов и приемов работы | 3 | 4 | 3 | ||||||||||
8.4. | Владение преподавателем применяемой образовательной технологией | 3 | 4 | 3 | ||||||||||
8.5. | Оптимальность предложенного на занятии темпа учебной работы | 3 | 4 | 3 | ||||||||||
Итоговый балл | 15 | 20 | 15 | |||||||||||
9. | Организация учебной деятельности студентов | 12 | 11 | 16 | ||||||||||
9.1. | Сохранение студентами в течение всего занятия высокой работоспособности | 3 | 3 | 4 | ||||||||||
9.2. | Выполнение студентами работы поискового характера | 3 | 3 | 4 | ||||||||||
9.3. | Умение студентами планировать, анализировать и оценивать свою деятельность, развитие речи, специальных умений и навыков | 3 | 2 | 4 | ||||||||||
9.4. | Организованность, дисциплинированность, отношение студентов к требованиям преподавателя | 3 | 3 | 4 | ||||||||||
Итоговый балл | 12 | 11 | 16 | |||||||||||
10. | Гуманистическая направленность обучения и воспитания | 10 | 10 | 16 | ||||||||||
10.1. | Формирование преподавателем позитивной мотивации к соблюдению студентами социальных и нравственных норм | 2 | 2 | 3 | ||||||||||
10.2. | Стимулирование преподавателем студентов к творчеству, саморазвитию | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
10.3. | Создание на
занятии атмосферы |
2 | 2 | 3 | ||||||||||
10.4. | Соблюдение преподавателем требований валеологии | 2 | 2 | 3 | ||||||||||
10.5. | Воспитательное воздействие личности преподавателя: его внешний вид, речь, манеры | 2 | 2 | 3 | ||||||||||
Итоговый балл | 10 | 10 | 16 | |||||||||||
11. | Результат занятия | 9 | 9 | 9 | ||||||||||
11.1. | Выполнение плана занятия | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
11.2. | Реализация поставленных целей | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
11.3. | Знание дисциплины преподавателем и уровень его педагогического мастерства | 3 | 3 | 3 | ||||||||||
Итоговый балл | 9 | 9 | 9 |
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
высокоэффективное, отличное (86 -100 баллов)___________________
эффективное, хорошее (69-85 баллов) ___________________________
удовлетворительное
(51-68 баллов)_______________________
неэффективное, слабое (менее 50 баллов)_______________________
Подпись
посетившего занятие___________
Подпись
педагога, проводившего занятие_______________________
Рис.5 - бланк аудита
После устранения выявленных в процессе самооценки и внутренних аудитов недостатков принимается решение о введении системы качества ОУ в действие в полном объеме. В техникуме был издан приказ о внедрении СМК.
Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК техникума.
Внутренний
аудит качества в техникуме осуществляется
на основе разработанной
Внешний аудит качества включает процедуры проведения итоговой государственной аттестации выпускников с участием представителей работодателей в качестве председателей государственной аттестационной комиссии и участие в Интернет-экзамене. Все эти процедуры документально оформлены и поддерживаются в рабочем состоянии.
Аудит
качества это систематический и
независимый анализ, позволяющий
определить соответствие деятельности
и результатов в области
Требования и рекомендации стандартов серии ISO 9000:2008 предусматривают регулярное проведение внутренних проверок (внутренних аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом, а также проведение комплексной самооценки.
Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель.
Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act).
Ощутив
уверенность в эффективном
Пройдя соответствующие процедуры, связанные с сертификацией СМК, техникум получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества. Сертификация системы подтвердила возможности работы коллектива техникума в условиях постоянного анализа и непрерывного совершенствования деятельности.
Вывод.
Анализ
деятельности СМК позволил выделить
положительные факторы в
приоритеты
образования логично
при функционировании СМК не допускаются интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны достаточно результативные механизмы предупреждения и разрешения проблем;
более четкое распределение ответственности и полномочий между подразделениями и более четкое определение критериев оценки результатов осуществляемой деятельности;
определенность должностных инструкций каждого сотрудника техникума, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения повышают прозрачность функционирования учебного заведения;
студенты получают возможность получать образование гарантированного качества и влиять на важнейшие его составляющие;
преимущества для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение документации.
повышение авторитета
техникума и его
Кроме того, сертификация действующей системы менеджмента качества техникума можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования.
Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних - учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг.
Благодаря применению в управлении техникумом концепции процессного подхода, определенного в стандартах серии ИСО 9000, а также реализации принципа “непрерывного улучшения” деятельности и повышения качества, появляется жизненная потребность постоянного поиска и внедрения различных новаций и реализации инновационных процессов в образовании. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.
Список использованной литературы.
10. Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое американское всеобщее управление качеством, 1992. – © 2001–2004, Management.com.ua.
11.Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2008. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
12. Каплан Р.,
Нортон Д. Сбалансированная