Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума принимает в мае 2006 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Формулирование стратегии, политики, целей и задач техникума в области качества………………………………………………………………………....3
Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества…………………………………………………………………………8
Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения техникума……………………………………...9
Формирование организационной структуры системы СМК техникума…...9
Самооценка техникума (обследование рабочих процессов)……………….16
Разработка документации системы менеджмента качества………………..18
Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов…………………………………………………………….20
Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов………………………………………………………………………26

Вывод…………………………………………………………………………..34

Список используемой литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

курсовая Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования.doc

— 522.50 Кб (Скачать)
 

     В качестве иллюстрации системы сбора  данных о трудоустройстве выпускников  техникума можно представить разработанный в техникуме Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников техникума.   

МЕХАНИЗМ  ИЗУЧЕНИЯ  РЕГИОНАЛЬНОГО  РЫНКА ТРУДА С  ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ БАНКА  ДАННЫХ О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ  ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА

      Реализация  Национального проекта «Образование»  определяет приоритетность развития профессионального  образования, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов всех уровней, призванных обеспечить стране высокоэффективное развитие.

      В последние годы работодатели все  более активно стали интересоваться проблемами подготовки кадров и ставить  вопросы повышение качества подготовки выпускников. Все это требует изменения траектории образования, ориентации его на удовлетворение запросов работодателей. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения соответствия образовательных продуктов запросам рынка труда, формирование оптимальной структуры профессионального образования, нацеленной на конечный результат – подготовку профессионала, востребованного работодателем.

      В Тюменском лесотехническом техникуме изучение вопросов трудоустройства выпускников техникума ориентировано на определение потребностей в специалистах – выпускниках техникума на региональном рынке труда. Работа по изучению и анализу трудоустройства выпускников техникума ведется по специальностям заведующими отделениями.

      Разработка  механизма изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников техникума направлена на систематизацию работы всех уровней управления техникума по изучению вопросов трудоустройства  выпускников, определение их востребованности на рынке труда, степени удовлетворения требований работодателей к  качеству подготовки, формированию новых требований к современным специалистам.

      Основными целями работы по изучению регионального  рынка труда и формированию банка  данных о трудоустройстве выпускников техникума являются:

      • систематизация работы по сбору данных о трудоустройстве выпускников техникума;
    • мониторинг реального трудоустройства (востребованность)  и карьерного роста выпускников;
    • изучение регионального рынка труда и распределения выпускников техникума;
  • изучение и анализ качества  подготовки специалистов на основе изучения отзывов работодателей о профессиональной компетентности выпускников техникума;
    • изучение требований работодателей и потребителей образовательных услуг техникума  к содержанию и качеству подготовки специалистов;
    • привлечение выпускников техникума - ведущих специалистов предприятий и организаций к  участию в проведении педагогических семинаров и конференций по внедрению практико-ориентрованных методов обучения, повышению качества профессиональной подготовки специалистов;
    • совершенствование профориентационной работы в техникуме;
    • развитие социального партнерства.
 

Механизм  сбора данных о  трудоустройстве  выпускников техникума  и качестве подготовки специалистов

Этап Наименование  мероприятия Срок  проведения Ответственный
1. Сбор данных о предварительном трудоустройстве  и занятости выпускников техникума  Апрель Классные руководители Заведующие  отделениями
2. Вторичный сбор данных о предварительном  трудоустройстве  и занятости выпускников техникуме Июнь Классные руководители Заведующие  отделениями
3. Сбор данных о персональном  трудоустройстве  выпускников техникума (запрос по домашним телефонам выпускников) Сентябрь  Классные руководители Заведующие  отделениями
4. Запрос в  городские образовательные учреждения высшего профессионального образования (ОУ ВПО) о выпускниках  техникума, обучающихся в ОУ ВПО Сентябрь Заведующие  отделениями
5. Запрос в  Областное государственное учреждение Центр занятости население  
г. Димитровграда о выпускниках техникума, зарегистрированных как безработные
Сентябрь Зам. директора  по экономике и развитию
6. Сбор информации о работающих выпускниках в организациях, предприятиях-базах производственного  обучения в период прохождения практики по профилю специальности и стажировки студентами техникума Май-июнь Заведующие  отделениями, руководители практики
7. Сбор данных о выпускниках техникума во время  проведения мероприятия «Встреча с  выпускниками» Июнь Заведующие  отделениями Классные руководители
8. Запрос  в  организации и предприятия города и области о  выпускниках  техникума  – специалистах предприятия и  качестве  их подготовки В течение года Заведующие  отделениями

Зам. директора  по экономике и развитию

9. Сбор данных о карьерном росте выпускников техникума в период проведения исследовательской работы студентами техникума В течение года Заведующие  отделениями

Руководители  исследовательской работы студентов

 

Формирование  банка данных о  трудоустройстве  выпускников

№ п/п Наименование  документа Сроки сбора информации У кого  хранится
1 Списки групп  выпускников  с данными о предварительном  трудоустройстве и занятости  после завершения обучения в техникуме Апрель  Зав. отделениями
2 Списки групп  выпускников с данными о предварительном  трудоустройстве и занятости после завершения обучения в техникуме Июнь Зав. отделениями
3. Данные о  персональном трудоустройстве выпускников  техникума (запрос по домашним телефонам  выпускников) Сентябрь Зав. отделениями
4. Сводные данные о трудоустройстве выпускников техникума (по годам выпуска) Сентябрь,

По запросу  гос. органов

Зам. директора  по экономике и развитию
5. Письмо из Областного государственного учреждения «Центр занятости  населения 
г. Димитровграда» о выпускниках техникума, зарегистрированных как безработные
Сентябрь Зам. директора  по экономике и развитию
6. Анкеты-отзывы о выпускниках техникума и  качестве подготовки специалистов, собранные  студентами техникума в период прохождения  практик в организациях и предприятиях Май-июнь Зав. отделениями
7. Анкеты-отзывы о местах работы и занятости выпускников  и о качестве подготовки, собранные  в период проведения мероприятия  «Встреча с выпускниками»  Июнь Зав. отделениями
8. Письма-отзывы о выпускниках техникума и  качестве подготовки специалистов –  ответ на запрос техникума В течение года Зав. отделениями
9. Рефераты, исследовательские  и творческие работы студентов техникума  о карьерном росте выпускников  техникума В течение года Зав. отделениями
 

8.Разработка  системы корректирующих  и предупреждающих  действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов.

     Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет  установленных для него требований (включая требования к продукции  процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:

значения характеристик  процесса находится вне установленных  границ

значения характеристик  процесса демонстрируют нахождение его в неуправляемых условиях (статистически неуправляемое состояние)

значения характеристик процесса в течение планируемого периода не достигают целевых значений.

     Для устранения причин несоответствий продукции  и процессов могут предприниматься  корректирующие и предупреждающие  действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

     Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий. В техникуме для идентификации несоответствий и применения соответствующих мер разработана и внедрена документированная процедура, регламентирующая осуществление корректирующих и предупреждающих действий.

     Внедрение системы менеджмента качества представляет собой переход техникума и  его подразделений на работу в  соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами СМК. С этой целью на рабочих местах были определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках СМК, проверено выполнение персоналом документированных процедур.

     В соответствии с планом разработки и внедрения СМК техникума уполномоченные по качеству осуществляли координацию деятельности по внедрению элементов системы качества, определяли методы по совершенствованию СМК. Функции и должностные обязанности уполномоченных по качеству определены в Руководстве по качеству техникума.

     Большое значение в реализации плана внедрения  СМК было отведено Совету по качеству, на заседаниях которого определялись проблемы и решались вопросы по проведению мероприятий, связанных с внедрением и поддержанием в рабочем состоянии документов СМК.

     Работа  Совета по качеству ведется по плану, утверждаемому на учебный год  и составляемому с учетом основных мероприятий, установленных в Плане  разработки, внедрения, поддержания  и совершенствования СМК техникума и Программы развития техникума. Заседания Совета по качеству протоколируются.

     Все разработанные документы СМК: руководство  по качеству, документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции были утверждены директором техникума  и введены в действие.

     Уполномоченный  по качеству от руководства техникума  обеспечивает распространение документов во все подразделения и доведение  соответствующих документов до должностных  лиц и отдельных сотрудников  в части их касающейся.

     В процессе внедрения СМК важная роль отводится внутренней самооценке (внутренним аудитам) процессов и подразделений техникума.

     В техникуме разработана и реализуется  программа проведения аудитов и  самооценки. В соответствии с планом проводятся аудиты отдельных подразделений  и процессов на основе документированной процедуры “Внутренние аудиты”. По итогам проведенных аудитов предпринимаются корректирующие действия и намечаются мероприятия по улучшению.

     Кроме того, регулярно проводится внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в техникуме разработаны: контрольная инструкция, бланки аудита (рис 5). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях МЦК, полученные данные анализируются руководством техникума и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия. 

Внутренний  аудит качества учебного занятия

Дисциплина_______________________ Преподаватель______________________________________

Посещающий______________________ Цель посещения____________________________________ 

___________________________________________________________________________________                                                                           

Дата_________ Группа_______ Кол. Студентов по                   __________  % посещаемости_______

Тема  занятия__________________________________________________________________________

Информация о работе Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования