Система высшего профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Состояние и перспективы высшей школы в последнее время привлекают особенное внимание и специалистов, и политиков, и многих граждан нашей страны. Здесь происходят значительные и внешне кажущиеся противоречивыми социальные, экономические, институциональные изменения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Система высшего профессионального образования на современном этапе ее развития……………………………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………8 Библиографический список……….………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 23.64 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………2

Система высшего профессионального  образования на современном этапе  ее развития……………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………8 Библиографический список……….………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Состояние и перспективы высшей школы в последнее время привлекают особенное внимание и специалистов, и политиков, и многих граждан нашей страны. Здесь происходят значительные и внешне кажущиеся противоречивыми социальные, экономические, институциональные изменения.

      Доступность образования, неравенство возможностей его получения для разных категорий людей – эти вопросы относятся к числу тех, которые постоянно поднимаются и обсуждаются в странах, где государство проводит политику развития демократических принципов организации общества, стимулирования экономического роста. Политические и экономические изменения, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, актуализировали постановку вопроса об анализе складывающейся ситуации с доступностью образования для различных групп граждан. Причем наибольшую значимость приобретает обсуждение проблематики доступности именно высшего образования.

      Происходящие изменения в сфере образования меняют традиционное понимание самого содержания понятия доступности высшего образования и традиционное представление о том, какие группы относятся к числу социально уязвимых с точки зрения возможностей обучения в вузе. Распространенное понимание доступности высшего образования как возможности поступления в вуз и полноценного обучения в нем становится недостаточным, поскольку в реальности первостепенное значение приобретает не наличие диплома самого по себе, а то, какой именно вуз выдал этот диплом и какие знания и социальные связи получены студентом во время обучения.

        Обсуждение доступности высшего образования приобретает особую важность в связи с началом реформы образования и, в частности, намечаемого реформирования системы приема в высшие учебные заведения и механизмов их финансирования.

       Между тем исследований реального неравенства в доступности высшего образования, складывающегося в нашей стране, и факторов, определяющих это неравенство, явно недостаточно, а имеющиеся здесь знания носят фрагментарный характер.

        Все эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение развернутых исследований проблематики доступности высшего образования в России, и в частности в Северо-Западном федеральном округе. Причем вначале необходимо попытаться систематизировать имеющиеся знания и представления о различиях возможностей получения высшего образования, максимально прояснить какое количество учебных заведений в округе могут предоставить качественное и доступное высшее образование. Также сравнить, в какой из областей (республик) образование доступнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система высшего  профессионального образования  на современном этапе ее развития.

   

       Структуры высшего профессионального образования – это совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных программ, характеризующих различные уровни высшего профессионального образования.

       Первый уровень является неполным высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться вузом по части основной профессиональной образовательной программы, включающей, главным образом, общую гуманитарную и естественно-научную подготовку студента. Нормативный срок обучения должен составлять не менее двух лет.

      Завершение студентом профессиональной образовательной программы в объеме первого уровня должно позволять ему продолжить высшее образование, а в случае прекращения дальнейшего обучения –получить диплом о неполном высшем образовании.

      Второй уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку бакалавров или специалистов с высшим образованием.

       Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры.

      Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет.                 

     Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификационную академическую степень “бакалавр”, удостоверенную дипломом с указанием направления подготовки.

      Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста с высшим образованием должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), а также профессиональную подготовку по специальности. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию “специалист”, удостоверенную дипломом с указанием специальности.

      Третий уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку магистров или углубленную подготовку специалистов.

      Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистров должна включать общую гуманитарную, фундаментальную естественно-научную, широкую общепрофессиональную, а также специализированную подготовку, ориентированную на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника.

    Нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет.

    Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалифицированную академическую степень “магистр”, удостоверенную дипломом с указанием отрасли научного знания (науки) и специализации подготовки.

      Основная профессионально-образовательная программа углубленной подготовки специалистов должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), общепрофессиональную, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, ориентированную на осуществление различных видов профессиональной деятельности.

     Нормативный срок обучения составляет не менее пяти лет.

    Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию – “специалист с углубленной подготовкой”, удостоверенную дипломом с указанием специальности и специализации подготовки.

       В наименовании конкретной квалификации обобщенный квалификационный термин “специалист” заменяется традиционными профессионально-ориентированными терминами, в том числе: “инженер”, “учитель”, “врач”, “актер” и др.

       Образцы государственных дипломов о высшем профессиональном образовании и нормативные сроки обучения по направлениям и специальностям высшего профессионального образования устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

       Квалификация выпускников высших учебных заведений, удостоверенная государственными документами о высшем профессиональном образовании, должна обеспечивать им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности в соответствии с общими требованиями.

      Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому его функции должны быть рассмотрены как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества. Причем представляется, что так как в конечном счете эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов, то и реализацию функций высшего образования можно оценить лишь исходя из анализа этой деятельности.

 

       Видимо, целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:

      1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;

     2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;

     3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;

     4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;

     5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.

      Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.

      Обучение специалистов в вузе – лишь начало, но достаточно мощное, если не решающее. Исследования показывают, что тот “заряд”, который получен в вузе, в развитии знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, как правило, оказывается решающим во всей последующей жизнедеятельности специалиста.

Заключение

 

       Успехи системы образования в СССР общепризнанны. После Великой Октябрьской социалистической революции наблюдался невиданный в истории порыв к знаниям самых широких народных масс. Демократическая система образования обусловила достижения нашей страны в космосе, в ядерной физике и в других областях науки и техники.

       Однако сложившаяся однажды система образования без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технической революции обеспечить решение новых научных и практических задач. Необходимо систематически изучать систему образования, в частности ее роль в воспитании молодежи, в воздействии на социальную структуру общества, социальную мобильность населения, и планировать социальные изменения в этой области на перспективу.

      Совершенствование системы высшего профессионального образования крайне необходимым. Не внешней структуры, а внутреннего содержания.

     Мы с вами увидели, что у современного образование огромное количество проблем в таких как:

- качество подготовки  специалиста

- востребованности на рынке труда

- комертизация образования

- непрестижности профессии  учителя, преподавателя

- отсутствие технического  оснащения 

- проблемы стипендий

- оплаты труда

- отсутствие возможности  получать опыт работы за границей.

      И это далеко не все проблемы, а лишь часть их. Именно исходя из этих проблем необходимо строить дальнейшие планы по усовершенствованию современной системы образования, а не бессмысленно копировать западные модели системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Горчикова В.В. Современное высшее образование: Функции, реализация, перспективы (на основе материалов социологических исследований). Т:, 2005.
  2. Данилов Н.А. Философия образования: опыт ретроспективного подхода//Человек и образование в современной России (социологические очерки). М:, 1999.
  3. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М:, 1988.

 

 


Информация о работе Система высшего профессионального образования