Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа

Краткое описание

Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потреб­ностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Файлы: 1 файл

диплом Органы дознания.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

После принятия основания для возбуждения уголовного дела к уполномоченному на ее рассмотрение лицу, следует решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом, срок устанавливается в течении 3 суток, а в исключительных случаях может быть продлен до 10 суток, либо прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 30 суток. Заявления регистрируются в Книге записи сообщений о происшествиях(КУСП), после чего по ним производится проверка. Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если же уголовное дело возбуждено капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геолого-разведческой партии или зимовки, удаленных от мест расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, последние незамедлительно уведомляют о начатом расследовании прокурора. В этом случае постановление о возбуждении уголовно дела должно быть передано такому прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Стоит также заметить, что у некоторых категорий дознавателей, кроме того, их подведомственность ограничена определенным кругом преступлений. Поэтому они вправе возбуждать уголовные дела только по этим преступлениям. К примеру, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации могут возбудить уголовное дело о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Итак, уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому повода и основания для начала уголовного процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает следующие поводы для возбуждения уголовного дела заявление о преступлении, явка с повинной сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а так же нововведением является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. [39]

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно - процессуальную деятельность (в том числе возбуждать уголовные дела) по исковому факту, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении. Заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Явка с повинной - это добровольное личное обращение к дознавателю (следователю и другим органам) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении,основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может осуществляться по телефону или иным средствам связи. При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, который подписывается явившимся и должностным лицом, к которому он обратился.  Полученные сведения, сообщенные лицом, явившегося с повинной, подлежат тщательной проверке. От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядкестатьи 92 УПК РФ, в которых он признал свою вину. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. К их числу можно отнести любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций, опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения дознавателем (следователем и другими органами) уголовно - процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Информация, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. Она побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие. Сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором указано в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.[40]

Итак, по поступившему заявлению (сообщению) о преступлении в первую очередь решается вопрос о подведомственности. То есть перед государственным органом или должностным лицом, осуществляющим дознание, ставится задача выяснить, вправе ли он возбудить по данному факту уголовное дело. Процессуальное решение о направлении заявления (сообщения) по подведомственности должно быть письменно оформлено в виде постановления. Это промежуточная стадия возбуждения уголовного дела решение. Завершается она решением о возбуждении или об отказе уголовного дела. О возбуждении уголовного дела дознаватель выносит постановление, копия которого немедленно направляется прокурору. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено из - за отсутствия оснований возбуждения уголовного дела или в связи с наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела. Данное решение оформляется постановлением.В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание, фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст.148 УПК РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч.1 ст.24 УПК РФ, а также решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права на обжалование этого постановления.[41]

После вынесения решения о возбуждении уголовного дела начинается процесспредварительного расследования- самый продолжительный этап уголовного процесса. В течение этой стадии производится основное количество процессуальных действий, составляется большинство процессуальных документов, до суда решаются задачи уголовного судопроизводства, реализуются его принципы. Эта стадия уголовного процесса, начинающаяся после принятия дознавателем в соответствии с требованиями УПК РФ решения о наличии в его распоряжении повода и достаточных данных, указывающих на уголовно - процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления (решения о возбуждении уголовного дела), и завершающаяся вслед за тем, как будет собрана достаточная совокупность доказательств обо всем предмете доказывания в целом (установлены фактические основания прекращения уголовного дела). На этапе окончания дознания обычно утверждается обвинительный акт или прекращается уголовное дело (в отношении невменяемых - уголовное дело направляется в суд для применения принудительных мер медицинского характера). Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что еще до начала судебного разбирательства дознаватель принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств, достаточных для привлечения к ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела.

В случае если дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст.46 УПК РФ, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течении 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору (ст.223.1 УПК РФ). По общему правилу дознание  производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Как мы видим, что 12 месяцев максимальный срок и дознаватель обязан вынести решение по уголовному делу(например о приостановлении).

Как правило, по каждому совершенному преступлению проводится отдельное следствие, чем обеспечивается всесторонность, полнота и объективность, а также быстрота расследования. Вместе с тем в интересах установления истины закон допускает соединение в одном производстве дел по обвинению нескольких преступлений или же дел по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а равно в заранее не обещаемом укрывательстве этих же преступлений или недонесении о них (ч.1 ст.153 УПК РФ). Соединение уголовных дел производится по постановлению прокурора. При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчисляется по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается. Выделение дела допускается только в тех случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела.[42]

Дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному дело, ходатайство. При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства имеют значение для данного их дела. В удовлетворении заявленного ходатайства может быть полностью или частично отказано, о чем выносится постановление. Данное решение дознавателя может быть обжаловано.

Также в том случае если у подозреваемого или обвиняемого, заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые люди, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель принимает меры по передаче их на попечительство родственников или других лиц, либо передаче в соответствующие детские или социальные учреждения.

Что касается, восстановления уголовного дела, которое было утрачено в ходе судебного разбирательства - по решению суда. Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся копиями материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами с соблюдением общих правил допустимости доказательств, и путем проведения процессуальных действий. Основными средствами восстановления материалов являются следственные действия. Следственные действия - это группа уголовно-процессуальных действий органа предварительного расследования, являющихся основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для дела и характеризующихся детальной самостоятельной процедурой производства. Дознаватель имеет равные со следователем права в проведении следственных действий, а именно: осмотр, освидетельствование, эксгумация, следственный эксперимент,обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами,допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний, производство судебной экспертизы. В процессе всех действий составляется протокол следственных действий, он же является основным из доказательств, без которого они являются бессмысленными.[43]

Заключительным документом в дознании является обвинительный акт, который составляется дознавателем и является общим итогом о проеденном расследовании. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору, который либо утверждает его, либо о возвращает уголовное дело для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта. Так же 

Может быть вынесено решение о прекращении уголовного или направлении для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

???Система дознания включает: 1) начало дознания (первоначальный элемент его общей системы производства, обусловленный решением о возбуждении уголовного дела и принятием дознавателем его к своему производству); 2) производство следственных и иных процессуальных действий (представляющее процедуру самого дознания, иначе предварительного расследования); 3) окончание дознания (завершающий этап, на котором подводятся итоги расследования, прекращается дальнейшее собирание доказательств, окончательно формулируются и выражаются в процессуальных документах выводы дознавателя).

Подводя итог проведенной дипломной работе, я могу сделать следующие выводы, что система органов и должностных лиц, уполномоченных производить дознание, в настоящее время требует серьезных доработок и изменений. Основным вопросом остается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, которые направлены на раскрытие преступлений, требуется  убрать ссылку на Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и установить в уголовно-процессуальном кодексе перечень мероприятий или иных действий, которыми буде руководствоваться дознаватель. В связи с тем, что УПК РФ устанавливает органы дознания, то требуется создать в воинских частях и органах исполнения наказаний штатных дознавателей. Службу внешней разведки и органы государственной безопасности, можно исключить из статьи 40 УПК РФ, так как данная функция является для них лишней и практически не используется. Капитанов морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а так же главы дипломатических представительств и консульских учреждений должны быть перенесены в статью 157 УПК РФ, как лица уполномоченные  производить неотложные следственные действия, которые будут зависеть от возникших ситуаций, ведь основное их назначение именно в сборе первоначальных данных и возбуждении уголовного дела, а так же их можно наделить функцией осуществления мер пресечения.

В полиции в скором времени произойдут существенные изменения связанные с проведением предварительного расследования в форме дознания, так как создано отдельное Управление по дознанию. Сейчас органы внутренних дел работают в своем обычном режиме, то есть проводят предварительную проверку о происшествиях, возбуждают уголовные дела, производят дознание и выносят обвинительные акты, так же активно происходит взаимодействие со следователями и иными участниками предварительного расследования.

Информация о работе Органы дознания