Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа
Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потребностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.
Таможенные органы Российской Федерации в соответствии со статьей 224 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации по таможенным вопросам, по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспортом товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения и невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического, археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, касающихся таможенного дела.
К органам дознания также относятся таможенные органы РФ, состоящие из трех уровней. На первом (федеральном) уровне органы дознания возглавляет Государственный таможенный комитет РФ. С целью организации расследования преступлений в его структуре создано Управление таможенных расследований и дознания. В названном управлении имеется отдел организации дознания, сотрудники которого занимаются управленческой деятельностью, связанной с осуществлением контрольно-методических функций по отношению к нижестоящим подразделениям дознания. На втором (региональном) уровне существуют региональные таможенные управления. В их структуру входят отделы дознания и оперативной таможни, где имеются штатные дознаватели, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам. Третий уровень представляют таможни. В их структуре предусмотрены отделения и группы дознания, дознаватели которых также занимаются расследованием преступлений.[6]
В соответствии с пунктом 5 ч. 3 ст. 151 УПК дознаватели таможенных органов РФ в полном объеме проводят предварительное расследование в форме дознания по делам о преступлениях, связанных с контрабандой (ч. 1 ст. 188 УК) и уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК).
При наличии признаков контрабанды, по которой производство предварительного следствия обязательно (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 188 УК), таможенный орган возбуждает уголовное дело, производит необходимые следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, их совершивших, и передает его следователю органа, выявившего данное преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ).В соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса РФ к таможенным органам также относятся таможенные посты. Хотя они и являются органом дознания, однако, как свидетельствует практика, производством дознания они практически не занимаются, поскольку в их штатах должности дознавателей не предусмотрены.
Служба внешней разведки Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Ни в Федеральном законе «О внешней разведке», ни в уголовно-процессуальном кодексе ничего не говорится о том, что данная служба правомочна или уполномочена производить дознание в какой-либо форме, однако, законодатель счел нужным указать данную службу как орган дознания. В законе «об оперативно-розыскной деятельности» все же сказано, что оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий остальных органов дознания.[7]Примечательно, что в статье 3 закона «О службе внешней разведки», где указана правовая основа разведывательной деятельности, которую,составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки Российской Федерации. Органы внешней разведки Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность. То есть, все же иные нормативно-правовые акты должны касаться отношений, связанных с осуществлением внешней разведки, но, как мы понимаем, УПК к таковым документам не относится. Исходя из данной статьи, можно заключить, что регулирование внутренней деятельности Служба внешней разведки регулирует самостоятельно, путем издания собственных нормативных актов. В такой ситуации позиция законодателя остается непонятной.
Федеральные органы государственной охраны. Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.Нас интересует Федеральная служба охраны какфедеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам, так как в задачи именно этой службы входит предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда. [8]Однако так же как и у службы внешней разведки процессуальный статус данных органов нигде не раскрывается. Данная служба может проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые нацелены на исполнение задач указанных в статье 13 Федерального закона «О государственной охране», где указаныосновные задачи федеральных органов государственной охраны: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, защита охраняемых объектов, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах. И так мы видим, что в задачах нет отдельно прописанных положений о производстве дознания, а так же каких-либо процессуальных полномочий.
Из вышесказанного, можно твердо заключить, что законодатель наделил полномочиями данные органы (Службу внешней разведки и Федеральные органы государственной охраны), только лишь по тому, что они могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, но к уголовно-процессуальной деятельности они не имеют никакого отношения.
Органы Федеральной службы исполнения наказания состоят изначальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе исправительных колоний. Возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений с последующим направлением уголовных дел, как правило, следователям прокуратуры.[9]Они проводят дознание - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Дознание, осуществляемое в исправительных учреждениях, предусматривает правила производства по уголовному делу, в соответствии с главой 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Правовое положение органов дознания в данных учреждениях четко не регламентировано, это выражается в том, что недопустимым является одновременное предоставление одному органу полномочий на производство дознания и оперативно-розыскной деятельности, что указано в части 2 статьи 41 УПК РФ, так как в службе исполнения наказаний не существует штатных дознавателей, эту функцию как видно исполняют должностные лица, они представляют из себя начальников органа дознания и могут осуществляют данную деятельность самостоятельно. Если сравнить процесс дознания с органами внутренних дел, то здесь производство дознания лежит на штатных дознавателях, а оперативно-розыскные мероприятия могут производить сотрудники уголовного розыска, в службе исполнения наказаний таких служб не предусмотрено.
Так же имеет место коллизия между статьей 40 и со статьей 157 УПК РФ, в частности, по буквальному смыслу отсылочного пункту 1 части 1 статьи 40 УПК РФ органом дознания является Федеральная служба исполнения наказаний, имеющая в своей структуре оперативные подразделения, а в статье 157 УПК РФ в качестве органов дознания названы начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Полномочия начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по производству неотложных следственных действий, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 157 УПК РФ являются персонифицированными и не подлежат делегированию. Как мы видим, не вполне определенным остается процессуальное положение дознавателя в учреждениях исправительной системы, так как он осуществляет дознание на временной основе, а следовательно, не обладает ни статусом дознавателя по должности (штатный дознаватель), ни статусом органа дознания.
Для упорядочивания деятельности дознавателей и решения организационно-правовых проблем представляется целесообразным создать в структуре органов Федеральной службы исполнения наказаний специализированные или штатные органы подразделений дознания, на которые возложить выполнение основных функций органа дознания.
Дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе возбуждать уголовные дела и произвести неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства, которое называется Федеральной службой по контролю наркотических средств Российской Федерации, то есть о контрабанде наркотиков, о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ.Согласно п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК они производят расследование по уголовным делам о контрабанде (ч. ч. 2 - 4 ст. 188 УК - в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2 - 4 ст. 228 УК), хищении либо вымогательстве наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2, 3 ст. 230 УК), незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 2 ст. 231 УК), организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 232 УК) и незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ч. ч. 2, 3 ст. 234 УК).
В структуру ФСКН России входит ряд департаментов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (Оперативно-розыскной департамент ФСКН России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 1180). Одной из основных задач департамента является выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так же в структуре имеется Следственный департамент, в свою очередь занимающийся организацией и производством предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Соответственно ФСКН самостоятельный орган, который правомочен проводить полный комплекс осуществления дознания как органы ОВД и ФСБ. Но существует основная и неоспоримая проблема в деятельности данного органа в настоящее время ФСКН работает вообще без закона, на основании указа президента и на основании положения об этой федеральной службе. Это единственная спецслужба, не имеющего своего закона (под спецслужбами я понимаю те федеральные службы, которые находятся в прямом президентском, а не правительственном или министерском подчинении – ФСБ, ФСО, ФСКН, СВР и т.д.)[10]
Органы Федеральной службы судебных приставов вправе вести дознание лишь по делам о преступлениях, о которых они первые узнают по службе. Так как введена данная норма в уголовно-процессуальный закон, отсюда следует, что существует необходимость реальной уголовно-правовой защиты деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выработки правового механизма обеспечения исполнения актов судебной власти, и в конечном итоге содействия достижению целей и предназначения уголовного судопроизводства. В пункте 5 статьи 9 приказа «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» указывается, что руководитель территориальных органов ФССП организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях. Следовательно, руководитель территориальных органов ФССП являются начальниками органов дознания, имеют право делегировать полномочия дознавателя, подчиненным ему судебным приставам. Так как ФССП нет специализированных органов дознания, то они выполняют функцию возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.[11]
Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы производят дознание по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК) дознание производится дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.Одной из основных задач органов государственного пожарного надзора является проведение проверок и дознания по фактам происшедших на закрепленной территории пожаров, установление причин их возникновения, виновных лиц, наличие или отсутствие признаков преступления и принятие решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.[12]Приказ МЧС РФ "О дополнительных выплатах сотрудникам органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы" устанавливает
перечень должностей сотрудников органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, в основные служебные обязанности которых входит проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, это означает, что органы государственного пожарного надзора имеют своих штатных дознавателей.