Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа

Краткое описание

Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потреб­ностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Файлы: 1 файл

диплом Органы дознания.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

Неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (часть 19 статьи 5 УПК РФ).

Я считаю, что в статью 5 УПК РФ следует добавить ещё одно понятие указанное,  в статье 223.2 УПК РФ УПК, но не нашедшее свое отражение в данной статье. Руководитель группы дознавателей – это лицо, которое принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт. В свою очередь оно тоже наделено определенными правами, с помощью которых реализует свою уголовно-процессуальную деятельность. Так же оно может по совместительству может являться начальником органа дознания, хотя и назначается из числа дознавателей, либо начальником подразделения дознания, а так же рядовым дознавателем его статус является универсальным.

Так  же требуется ввести понятие, которое будет отражать «штатного» дознавателя как участника уголовного процесса, такого как «сотрудник органа дознания», чем разграничить функции между правомочными и уполномоченными дознавателями, в следствие чего сотрудник органа дознания будет проводить предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, по которым предварительное следствие необязательно. Так же выделить лиц, которые будут проводить неотложные следственные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия, а так же выполнять отдельные поручения следователя или дознавателя, как сотрудника органа дознания.  В следствии чего немного уровняются в правах следователи и дознаватели, на мой взгляд – это необходимо для эффективного функционирования уголовно-процессуальной системы.

И так, при производстве дознания дознаватель руководствуется общими правилами, которые установлены и для органов предварительного расследования: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа). Законодатель конкретно перечисляет в УПК РФ те главы, правила которые должны применяться при производстве дознания: глава 21 «Общие условия предварительного расследования», глава 22 «Предварительное следствие», глава 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», глава 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров», глава 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», глава 27 «Производство судебной экспертизы», глава 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», глава 29 «Прекращение уголовного дела».[32]

Исходя из анализа вышеперечисленных глав регулирующих деятельность дознания можно выделить следующее, что дознаватель наделен следующими основными правами:

1) при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях - до 30 суток) (ч. 3 ст. 144);

3) применять меры процессуального принуждения (главы 12 - 14);

4) принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ, если не требуется согласия начальника органа дознания, прокурора, либо суда (ч. 3 ст. 41);

5) осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157);

6) обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;

7) иные права, предусмотренные УПК РФ.

И как следствие уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:

1) осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144);

3) в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144);

4) уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145);

5) при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146);

6) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159);

7) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160);

8) устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62);

9) выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86);

10) осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Кодекс об административных правонарушения определяет порядок расследования правонарушений, если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, то прекращается производства по делу иматериалы дела передаются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) пункт 3 статьи 29.9 КоАП РФ.Материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Соответственно если уголовное дело, по которому производится дознание было передано после проведения по нему административных действий, то они могут быть использованы при доказывании по уголовному делу.

Так же следует отметить, что помимо закрепленных в уголовно-процессуальном кодексе могут использоваться нормы иных нормативно-правовых актов и законов, таких как: закон «о полиции», закон «об оперативно-розыскной деятельности», закон «о Федеральной службе безопасности», а так же нормативно-правовые акты регулирующие деятельность органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые не требуют «усложненных» уголовно-процессуальных процедур и в своей основе регулируют, исключительно деятельность данных органов, включая в круг их обязанностей производство дознания.[33]

Рассматривая закон «О полиции», и исходя из главы 3, где указаны права и обязанности полиции, опять же следует, что сотрудники ОВД используют полный комплекс уголовно-процессуальных, административных и оперативно-розыскных мер для осуществления раскрытия преступления, а как следствие и производства дознания.

В правовую основу деятельности органов дознания и охватывающий важнейшую её часть входит Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», на основании которого основной функцией государственных органов дознания интересующей нас в данной дипломной работе является: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших(п.1 ст.2 ФЗ «Об ОРД»), эти же функции закреплены в законе «о полиции».

Для осуществления дознания органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент.[34]

Согласно норме ст. 11 ФЗ «Об ОРД» результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Органы дознания, которые наделены полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности (т.е. оперативные подразделения соответствующих государственных органов), обязаны выполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Приказ Генеральной прокуратуры №137 от 2007 года  «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», приказ 140 от 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», по своей сути предусматривают контроль и надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялась органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.[35]

 

§2. Деятельность органов дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

 

Дознание как форма предварительного расследования руководствуется общими условиями предварительного расследования- это установленные  законом правила и требования предъявляемые к порядку производства процессуальных действий. В первую очередь к ним относится подследственность, представляющая из себя совокупность  признаков преступления, по которым конкретное уголовное дело расследуется  в той или иной форме, определенным органом дознания. При предметной подследственности определяется тяжесть и квалификация совершенного преступления(часть 3 статьи 150 УПК РФ), как правило дознание расследует уголовные дела небольшой и средней тяжести. Существует персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящих от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. Например дознание предусмотренное по статьям: 228 ч.1, 228 ч.2, 230 ч.1, 232 ч.1, 233, 234 Уголовного кодекса Российской Федерации могут расследоваться дознавателями как в ОВД, так и органами государственного наркотического контроля. В случае территориальной подследственности – разграничиваются  полномочия органов расследования данного уровня и ведомства в зависимости от того где было совершенно преступление, в случае длящегося, там где было окончено.[36]

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством те же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор, все его указания подлежат исполнению и их обжалование не приостанавливает исполнения поручений.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, обычно проводится в условиях, когда известно лицо, совершившее преступление. Как правило, обстоятельства преступления достаточно очевидны. В связи с этим задачи органов дознания по таким делам считаются менее сложными по сравнению с теми, что решает следователь. По существу они сводятся к пресечению преступлений, а также закреплению их следов процессуальными средствами.[37]

К компетенции полиции относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников полиции возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам полиции. В данных органах дознания состоят специально предназначенные для проведения расследования должностные лица - дознаватели.

От имени органа дознания, выступает его руководитель (заместитель руководителя). Именно он принимает решения (или утверждает таковые) по принципиальным вопросам: о возбуждении уголовного дела, производстве неотложных следственных действий, задержании, дальнейшем направлении дела. По делам, в которых не обязательно предварительное следствие, о продлении срока проверки заявления или сообщения о преступлении, об утверждении обвинительного акта - по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (в соответствии со 91, 144, 145, 157, 225 УПК). Начальник органа дознания вправе давать указания дознавателю по любым вопросам расследования. Такие указания обязательны для исполнения дознавателем. Так же все органы дознания должны исполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, постановления о задержании, приводе, аресте, содействовать следователю в производстве им следственных действий (в соответствии со статьями 38, 39, 157, 163, 164 УК).

Возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные должностные лица должны устанавливать при наличии повода, имеются или отсутствуют основания для производства по делу. Оно может быть возбуждено в частной, частно-публичной или публичной форме. На органы дознания законом возложена обязанность самостоятельно возбуждать и расследовать дела публичного обвинения.Особым образом регламентирует УПК РФ деятельность органов предварительного расследования по возбуждению уголовных дел частно-публичного и частного обвинения. Так в УПК РФ определено, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются, самим фактором подачи заявления потерпевшим (законным представителем).  Перед дознавателем на стадии возбуждения уголовного дела стоят основные задачи по установлению наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для начала производства по делу, предотвращение расследования деликтов, не содержащих признаков преступления и осуществление квалификации деяния, а так же определение пределов исследования обстоятельств конкретного уголовного дела.[38]

Информация о работе Органы дознания