Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа
Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потребностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:
1. Все органы дознания делятся на следующие группы:
1.1. Органы дознания, которые уполномочены проводить дознание в полном объеме, по делам предварительное следствие не обязательно, к ним относятся органы внутренних дел, оперативные подразделения федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации.
1.2. Органы дознания, которые наделены правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий, к ним относятся органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органы федеральной служба судебных приставов, федеральная служба исполнения наказаний.
1.3. Так же к органам дознания относятся государственные службы, которые осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, но в их функции не входит производство дознания, в какой-либо из её форм – это федеральные органы государственной охраны и служба внешней разведки Российской Федерации.
2. Остается вопрос о том, что в уголовно-процессуальном кодексе требуется установить перечень государственных органов уполномоченных проводить дознание и убрать бланкетную норму, отсылающую к статье 13 закона «об оперативно-розыскной деятельности», на мой взгляд, уголовно-процессуальный кодекс должен содержать в себе все необходимые нормы и положения, поскольку на его основе осуществляется процесс реализации уголовных дел.
3. Органы дознания в отличии от должностных лиц, по-моему, мнению должны иметь свой штат дознавателей уполномоченных проводить все необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия(относительно к уголовному процессу нужно указать, что дознаватели имеют право проводить только гласные оперативно-розыскные мероприятия, с целью их дальнейшего использования в процессе доказывания).
§2. Должностные лица, уполномоченные проводить дознание.
Помимо государственных органов, уполномоченных производить предварительное расследование в форме дознания, в статье 40 уголовно-процессуальный кодекс указывает на круг должностных лиц, которые уполномочены возбуждать уголовные дела публичного обвинения и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории. Для них выполнение этих действий является эпизодическим и наделение их правами органа дознания вызвано отсутствием в месте их нахождения другого органа дознания. Данный список является исчерпывающим и включает в себя:
1. Командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов.
2. Капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.
3. Руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок.
4. Глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Перечисленные субъекты при получении информации о преступлении в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела и производят любые следственные действия, необходимые в конкретной ситуации для закрепления следов преступления и пресечения преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении преступлений.[13]
Деятельность органов дознания в Вооруженных силах детально регламентирована разработанной Главной военной прокуратурой на основе положений уголовно-процессуального законодательства Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором 5 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Главного военного прокурора от 1 октября 2003 г. N 186.
Командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов производят дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона, учреждения.Командир воинской части как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, уполномочен давать поручения о рассмотрении сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.
На командиров воинских частей, как на органы дознания возложены следующие функции:
1) принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскныхи иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;
2) принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);
3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;
4) производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры;
5) в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.[14]
Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизона на практике будут реализовывать свои права по осуществлению дознания, а на основании пункта четвертого части второй статьи 157 УПК РФ - неотложные действия. На эту категорию должностных лиц возложен целый ряд административных и иных задач, поэтому физически нет возможности самостоятельно выполнять задачи органа дознания. Конечно, можно в данной ситуации перепоручить проведение процессуальных действий наиболее подготовленному сотруднику.Начальники военных учреждений (военно-учебных заведений), обычно делегировали часть своих прав и обязанностей своим подчиненным, которые выполняли всю необходимую текущую работу по дознанию. Они назывались лицами, производящими дознание, и выполняли всю основную работу по собиранию доказательств, но все процессуальные решения, по уголовному делу, которые определяют направления его движения, а равно решение об окончании расследования, принимались руководителем органа дознания или, по крайней мере, по согласованию с ним.
Однако согласно части третьей статьи 151 УПК РФ дознание командирами воинских частей (начальниками военных учреждений) вообще не производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 УПК РФ, совершенных военнослужащими и другими лицами, указанными в подпункте «в» пункта первого части второй статьи 151 УПК РФ. Его осуществляют следователи военной прокуратуры на основании пункта седьмого части третьей статьи 151 УПК РФ. Следовательно, командиры воинских частей (военных учебных заведений) вообще лишены возможности производить дознание. По-моему мнению,инструкция «органам дознания вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов, в которых законом предусмотрена военная служба», для выполнения функции органа дознания в вооруженных силах, по производству неотложных следственных действий, предусмотренно назначение приказом командира воинской части дознавателей сроком на 2 года, но это противоречит пунктам седьмому и семнадцатому статьи пятой УПК РФ, пункту третьему части первой статьи 40 УПК РФ и пункту четвертому части второй статьи 157 УПК РФ.[15]
Капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах, выполняют функцию органа дознания (возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит все неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.[16]Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.
Руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок, выполняют функцию органа дознания в отношении преступлений, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок. Они наделены лишь правом возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий.
Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Дипломатическое представительство является постоянным органом внешних сношений РФ, которое находится на территории другого государства. Этот зарубежный орган внешних сношений учреждается на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов; выступает от имени учредившего его государства, с добровольного согласия другого государства.
В соответствии со ст. 7 Консульского устава Российской Федерации" (принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18.06.2010) консульскими учреждениями являются: Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консульские учреждения подчинены МИД России и действуют под общим политическим руководством главы дипломатического представительства РФ в стране пребывания (пункт 2 ст. 6 Устава). Консульские отделы возглавляются заведующими (генеральными консулами или консулами). Генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляются соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами (пункт 1 ст. 4 Устава). В государствах, где нет дипломатических представительств, с согласия государства пребывания на консула могут быть возложены также и дипломатические функции.[17]Это значит, что находясь на территории зарубежного государства, преступления, совершенные на территории данных учреждений и подследственных органам дознания, будут расследоваться в соответствии с Российским законодательством и по данным делам возможно возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия.
Процессуальный статус капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в уголовно-процессуальном законе не раскрыт. Хотя прямо не говорит, что эти должностные лица являются органами дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). В перечне органов и должностных лиц, уполномоченных принимать решение о возбуждении уголовного дела, они самостоятельно не фигурируют (ст. 146 УПК РФ).
Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по выявлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного параллелизма и дублирования практически не разграничиваются уголовно-процессуальным законодательством.
Одна из проблем проведения дознания данными должностными лицами заключается в том, что закон не допускает возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов. Как известно не всегда имеется возможность возложить функцию дознавателя на достаточно компетентных лиц, которые имеют специальные навыки и образование для проведения оперативно-розыскных мероприятий (например: на кораблях морских и речных судов или геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания), чаще всего в таких ситуациях функции начальника органа дознания и дознавателя будет совмещать в себе всего лишь один человек.
Так же возникает вопрос о сроках дознания производимого на территории, где было совершенно преступление, так как не всегда имеется возможность своевременно передать подозреваемых лиц, специализированным органам, которые в полной мере могут провести необходимые мероприятия, составить документы, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.
Можно предположить, что преступление совершено во время дальнего путешествия, которое будет длиться в течение нескольких месяцев, следовательно, на продление срока дознания свыше 30 суток требуется согласие прокурора, как говорится в ч.3 ст. 223 УПК РФ, но не имеется реальной возможности передать данное лицо специализированным органам дознания Российской Федерации.[18]
Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (в случае удаления от правоохранительных органов, лицо совершившее преступление должно быть изолировано и к нему должны быть предприняты меры, которые будут обеспечивать безопасность остальных пассажиров, либо участников экспедиции или зимовки, и как следствие данные меры будут направленны на то, что бы лицо не скрылось от органов дознания, расследующих данное уголовное дело), то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня лишения или существенного ограничения свободы подозреваемого, которое можно сравнить с заключением под стражу. Но опять же возникает вопрос, связанный с тем, что нет возможности обратиться и уведомить судью или прокурора, из-за их отсутствия и недосягаемости, что делает данное процессуальное действие незаконным.