Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа
Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потребностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.
В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ перечень следственных действий, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела, установлен исчерпывающим образом. Отсюда следует вывод о том, что капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации в случае обнаружения признаков преступления до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела реально могут произвести лишь осмотр места происшествия и освидетельствование (назначение экспертиз в данном случае весьма проблематично), а после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела — требуется произвести следственные действия, что является необходимым и невозможным элементом в данной ситуации.
Подводя итог сказанному, компетенция перечисленных должностных лиц по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, должностные лица дознания обязаны возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования. Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК.
Предположение, что капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации реализуют такие полномочия, как производство следственных мероприятий (оперативно-розыскные мероприятия они не имеют права осуществлять в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также оказание помощи следователям в проведении отдельных следственных действий, побуждает минимум к двум вопросам.
1) Каким образом физически они могут выполнять эти полномочия, являясь территориально отдаленными субъектами?
2) В соответствии с каким видом подследственности они будут взаимодействовать со следователем?
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что указанные должностные лица в привычном понимании не являются органами дознания. Я бы их назвал специальными субъектами досудебного производства по уголовным делам. В целях разрешения возникающих вопросов по их уголовно-процессуальному статусу целесообразно ч. 3 ст. 40 УПК РФ упразднить, а уголовно-процессуальную норму в редакции упраздненной ч. 3 ст. 40 УПК РФ поместить в ст. 157 УПК РФ в виде самостоятельной части, упразднив при этом п. 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. Реализация отмеченного позволит четко определиться с перечнем элементов, составляющих систему органов дознания, что, в свою очередь, будет обеспечивать единообразное правоприменение в досудебном производстве по уголовным делам.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, я могу заключить, что Уголовно-процессуальный закон не регламентирует деятельность данных должностных лиц и, наделяя их полномочиями дознавателя, не дает им никаких процессуальных возможностей, что бы исправить сложившееся положение. На мой взгляд, требуется вынести их в отдельную статью, где указать в полной мере их возможности, права и обязанности, как особые, исключительные меры, связанные со сложностью ситуации. Так же было бы целесообразным издать в этих ведомствах инструкции о производстве дознания, урегулировавшие решение организационных, методических, кадровых, материально-технических и других вопросов.
Подведем итог вышесказанному о том, что оперативно-розыскные мероприятия все же являются неотъемлемой частью деятельности дознавателей и от их проведения напрямую зависит результат предварительного расследования. На мой взгляд, как я уже писал в предыдущей главе ???вполне возможно возложить на дознавателя производство ОРМ на гласной основе и не нарушающих прав граждан. Требуется пересмотреть статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вполне возможно и допустимо ввести прямое разделение на органы дознания и должностных лиц, с указанием их обязанностей, либо перенесение должностных лиц указанных в части третей настоящей статьи в отдельную статью или в статью 157 УПК. Установить для них «особые полномочия» в связи со сложностью ситуации.
В Вооруженных силах требуется создание штатных дознавателей, по той причине, что на них возложена обязанность производства дознания. Так же возможно переименование из «командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов» в специализированные подразделения дознания, для приведения в соответствие с названием статьи 40 УПК РФ.
§3. Дознание в Органах внутренних дел.
Функции органов внутренних дел по производству дознания
В связи со вступившим в силу Федерального закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и руководствуясь пунктом 3 статьи 2 органы внутренних дел, в частности на службы полиции, в настоящее время уполномочены выявлять и раскрывать преступления, а так же производить дознание по уголовным делам. Как мы видим, производство предварительного следствия из полномочий органов полиции исключается. Уголовно-процессуальная деятельность является неотъемлемой частью работы органов внутренних дел Российской Федерации и дознание остается одной из форм, которую проводят органы внутренних дел. Зачастую ситуация складывается таким образом, что ОВД оказывается единственным государственным учреждением, куда поступает первичная информация о преступлении. Решая непосредственные задачи по охране общественного порядка, безопасности личности и борьбе с преступностью, сотрудники этих органов обязаны немедленно отреагировать на поступившую информацию, в том числе принять уголовно-процессуальные меры, то есть начать действовать в качестве органа дознания.
Сравнивая закон «О милиции» и Федеральный закон о полиции нельзя не заметить тот факт, что изменилась структура и теперь отсутствуют такие понятия как: криминальная милиция и милиция общественной безопасности, которые в свое время являлись органами дознание по уголовным делам – это было ясно прописано в законе. В настоящее время ФЗ «О полиции» совершенно не раскрывает её структуру, а в статье 4 ФЗ «О полиции», где указана организация, говорится, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в её состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Данные должностные лица, а именно руководители ОВД и полиции, будут являться начальниками органа дознания и на них будут возлагаться права и обязанности указанные в части, а именно:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи.
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
5) проверять материалы уголовного дела.
6) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
В указе президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" указана структура Министерства внутренних дел, где выделены отдельные органы, которые входят в состав полиции, среди них выделено Управление по организации дознания. Это значит, что теперь у дознания будет собственное управление, отличии от старого закона, где оно являлось структурным подразделением милиции общественной безопасности, это напрямую говорит о том, что будет собственный штат дознавателей и в связи с этим, можно ожидать изменений в уголовно-процессуальном кодексе, так же состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункты 4 и 5 статьи 4 ФЗ «О полиции»), данное положение говорит о том, что в свете нового законопроекта, изменения и доработки будут продолжены.
Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ под начальником органа дознания понимается должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Анализ стати и её буквальное толкование позволяют сделать вывод о том, что под начальником органа дознания понимается начальник органа внутренних дел, а также его заместители — начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности.Хотя в законе о полиции не предусмотрены данные должности, но приказ от 01.03.2011 N 248 в статье 5 указывает, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации до принятия решения соответствующими аттестационными комиссиями по результатам внеочередной аттестации, выполняют служебные обязанности по ранее замещаемым должностям с сохранением имеющихся специальных званий, при этом сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, имеющий специальное звание милиции, выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника полиции, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции». Из вышесказанного можем заключить, что должностные лица уполномоченные проводить дознание в ОВД, пока что сохраняют за собой статусы, указанные в Уголовно-процессуальном кодексе, до последующих изменений. В пункте 3 Инструкции «о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД России» от 2005 г. № 985, согласно которому полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-
Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.
В связи с этим возникают закономерные вопросы, что означают термины "правомочное" и "уполномоченное" применительно к субъектам производства дознания? Так же кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществлять производство дознания? Наделены ли иные сотрудники органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?
Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:
1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.
Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).
Анализируя главу 3 закона «О полиции», где закреплены основные права и обязанности, а так же прописанные направления деятельности органов внутренних дел, исходя из статьи 12 в сфере уголовно-процессуальной деятельности можно выделить следующие направления деятельности, касающиеся дознавателей в полиции:
1) Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенциикоторых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
2) Прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
3) Выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;