Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа

Краткое описание

Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потреб­ностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Файлы: 1 файл

диплом Органы дознания.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

4) В соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

5) Исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

6) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

7) Осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;

8) Осуществлять иные полномочия установленные в Федеральном законе «О полиции»

Из вышеперечисленных пунктов ясно следует, что в обязанности полиции включены все основные положения уголовно-процессуального кодекса, начиная от принятия заявления о преступлении, проверке сведений полученных из любых источников и в любой форме, а так же обязательное выполнение отчетов о проделанной работе, проведение абсолютно всех оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, а так же применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и все это возлагается на единственный орган. Так как сотрудники полиции могут быть наделены полномочиями дознавателя по уголовным делам, то можно с уверенностью заключить, что она является самостоятельным органом, способным качественно и в полной мере осуществлять дознание с выполнением всех требований законов и инструкций. Сюда включается спектр необходимых действий, для осуществления комплексной работы с преступлениями, что дает нам право сделать вывод о том, что законодатель предоставляет возможность полицейским проводить уголовное преследование в форме дознания в полной мере используя установленную правовую базу.

Закон «О полиции» делает существенный шаг в сторону легитимной деятельности дознавателей, указывая на то, чток органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, в предыдущей редакции кодекса милиция как орган дознания не указывалась.

Остается не ясным вопрос о том, какое будет дознание в полиции, кто из начальников и заместителей будет выполнять функции начальников органа дознания и в какой мере. Закон предусматривает все необходимые правовые средства для полного и комплексного расследования уголовных дел в форме дознания, наделяя Органы внутренних дел необходимыми для этого полномочиями.

Для полноценного анализа деятельности дознания в ОВД требуется дождаться окончательной переаттестации сотрудников полиции, как следствие будет установлена структура и должностные лица, на которые будет ложиться уголовно-процессуальная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №2. Правовая основа и полномочия органов дознания.

§ 1. Правовые основы деятельности органов дознания.

 

Органы дознания входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Их деятельность основывается на общепризнанных нормах уважения и соблюдения прав человека и гражданина. Правовую основу деятельности государственных органов дознания составляют источники уголовно-процессуального закона, то есть система законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения возникающие в ходе расследования преступлений. Такую основу  составляют:

1.                  Международные договора и соглашения.

2.                  Конституция Российской Федерации.

3.                  Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях,Таможенный кодекс.

4.                  Законы Российской Федерации «о Полиции»«о Федеральной службе безопасности», «о Прокуратуре»,«об оперативно-розыскной деятельности».

5.                  Приказ Генеральной прокуратуры №137 от 2007 года  «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», приказ 140 от 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», приказ МВД РФ №985 от 01.12.2005 года «о порядке приема, регистрации и разрешении в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», приказ МВД №280 от 26.03.2008 года ДСП «Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений».

6.                  Иные  нормативно-правовые акты, законы, инструкции и положения регулирующие деятельность дознания в правоохранительных органах.

Значение Конституции РФ в уголовном судопроизводстве определяется тем, что она содержит ряд основополагающих норм, которым ввиду ее высшей юридической силы должно соответствовать отраслевое уголовно-процессуальное законодательство. Это, прежде всего, положения главы второй Конституции, касающиеся прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе - равенство всех перед законом и судом, неприкосновенность личности, частной жизни, тайна переписки и сообщений, защита чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, право на доступ к правосудию и судебную защиту, презумпция невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи и так далее.[20]Кроме того, Конституция в главе седьмой устанавливает основы судебной власти - состязательность и гласность судопроизводства, неприкосновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычайных судов. Устанавливая эти нормы, Конституция закладывает основы построения отраслевого законодательства. Вместе с тем Конституция - это и акт прямого действия (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). При необходимости (например, в случае противоречия основному закону отдельных уголовно-процессуальных норм, обнаружения пробелов в отраслевом законодательстве) конституционные нормы могут применяться в уголовном процессе непосредственно. Благодаря этому, Конституция выступает гарантом соблюдения в уголовном процессе прав человека и демократических основ судопроизводства. В статье 19 Конституции Российской Федерации указано, что все граждане являются равными между собой и перед судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[21]Тут же возникают вопросы о соответствии семнадцатого  раздела Уголовно-процессуального кодекса с Конституцией Российской Федерации, «положения об особенностях производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц», на мой взгляд, напрямую противоречит конституционному принципу равенства.

В международных договорах, касающихся вопросов уголовного процесса, могут найти закрепление как общепризнанные всем Мировым Сообществом принципы и нормы, так и нормы, регулирующие отношения только участвующих в них государств.Наибольшее значение для уголовного процесса имеют договоры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судебных и следственных органов разных стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами государств, где были совершены преступления; исполнении поручений о производстве процессуальных действий. К числу общепризнанных международно-правовых норм, касающихся предварительного расследования, отнести нормы, устанавливающие:

1)недопустимость применения в уголовном процессе пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания, право на гуманное отношение и уважение достоинства личности. [22]

2)  недопустимость произвольного ареста или содержания под стражей: "Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".[23]

3)право задержанного или арестованного на заявление ходатайства об уведомлении членов семьи или иных лиц по его выбору о факте задержания или ареста и о месте, в котором он содержится; право на посещение членами семьи и переписку с ними. [24]

4) право задержанного или арестованного на проведение медицинского обследования (принципы 24-26 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме);

5) право на компенсацию каждому, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей или незаконного осуждения (ст. 9, 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах; п. 4 ст. 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека);

6) право задержанного или обвиняемого быть подробно и в срочном порядке уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявляемого ему обвинения. [25]

7) право каждого обвиняемого в уголовном преступлении считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону, то есть на презумпцию невиновности. [26]

8) право лица на справедливое и гласное рассмотрение предъявляемого ему уголовного обвинения без неоправданной задержки на основе полного равенства компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.[27]

9) право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод п. 3 "d" ст. 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах; п.3 "b" ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод);

8) право на предоставление обвиняемому или подозреваемому безвозмездной помощи защитника и переводчика в случае, когда у него недостаточно средств для оплаты этого защитника или переводчика.[28]

9) право обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей (право на очную ставку) и право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него.[29]

10) запрет на принуждение лица к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным и право лица на отказ от дачи таких показаний.[30]

11) запрет на вторичное уголовное преследование и привлечение лица к уголовной ответственности за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан [31]

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются частью правовой системы России, следует иметь в виду правила взаимоотношений норм международного и внутреннего уголовно-процессуального права.Нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства, то есть в случае их коллизии применяются нормы договора, а не Уголовно-процессуального кодекса и любых других законов (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).Из буквального толкования ч. 3 ст. 1 УПК РФ следует, что наряду с международными договорами, преимущественная сила перед законами Российской Федерации признается только за международными договорами. Однако из сопоставления пункта 1 статьи 17 и статьи 18 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся прав человека и гражданина, в том числе и в области уголовного судопроизводства, всегда имеют приоритет над внутренними законами и являются непосредственно действующими.

Для определения правового положения органов дознания в Российской Федерации, все же требуется рассмотрение и анализ уголовно-процессуального кодекса. Статья 5 УПК РФ устанавливает следующие основные понятия участников дознания:

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно(часть 8 статьи5 УПК РФ).

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (часть 24 статьи 5 УПК РФ).

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (часть 17 статьи 5 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель(часть 17.1 статьи 5 УПК РФ).

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (часть 7 статьи 5 УПК РФ).

Информация о работе Органы дознания