Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа

Краткое описание

Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потреб­ностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Файлы: 1 файл

диплом Органы дознания.doc

— 326.00 Кб (Скачать)


Введение.

Актуальность темы исследования. В течение последних пяти лет в уголовно-процессуальный закон неоднократно вносились поправки, касающиеся, в том числе, регламентации дознания с целью его совершенствования. Но наиболее эффективными для правоприменительной практики стали Федеральные законы Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ и от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ, изменившие первоначальный подход к срокам дознания и избавившие его от критерия очевидности, что сразу же отразилось на  статистических показателях.

Современная модель дознания еще нуждается в совершенствовании как теоретическом, так и нормативном. В связи с этим необходимо выработать с учетом потреб­ностей практики теоретически обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и разрешении проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Объектом исследования выступает уголовно-процессуальная деятельность по производству дозна­ния, а также правоотношения, складывающиеся между ее участниками.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, регламентирующих дознание, ведомственные норма­тивные акты, отечественный и зарубежный опыт, а также проблемы и закономерности теории и правоприменительной практики.

Цель и задачи исследования. Цель исследованиясостоит в построении научно-обоснованной концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации и формулировании на этой основе предложений по совершенствованию процессу­альных и организационных проблем ее реализации в органах внутренних дел.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– теоретическое обоснование дознания как формы предварительного расследования;

– исследование современной модели дознания в уголовном процессе Российской Федерации, его системы и порядка производства;

–изучение понятия, системы (способа организации) и компетенции органов дознания в уголовном процессе Российской Федерации;

– выявление и анализ процессуальных проблем дознания в органах внутренних дел Российской Федерации, разработка рекомендаций, направленных на их устранение;

– обобщение суждений о реформировании современной модели дознания и выработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование его теоретической и нормативной моделей.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также комплекс общенаучных и специальных методов изучения правовых явлений и процессов в сфере уголовного судопроизводства: исторический, сравнительно-правовой, логико-аналитический, формально-логический, системно-структурный, статистический и некоторые другие.

Научная новизна исследования. В ходе исследования дальнейшему научному развитию подвергнуты теоретические представления о государственных органах и должностных лицах, уполномоченных на осуществление дознания в уголовном процессе Российской Федерации. Сформулировано понятие органов дознания, высказаны рекомендации по совершенствованию их перечня, разработана система (способ организации) органа дознания.

Теоретическая значимость дипломного исследования состоит в научном осмыслении сущности дознания, обосновании его как формы предварительного расследования, обобщении и анализе имеющегося по этой проблеме научного материала, формулировании самостоятельной теоретической концепции дознания в уголовном процессе Российской Федерации, в рамках которой предложен подход к его совершенствованию.

Практическая значимость дипломного исследования определяется обобщением и анализом современного эмпирического материала о практике производства дознания, разработкой на основе собственной научной концепции и теоретической части исследования соответствующих рекомендаций нормативного, организационного и методического характера.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава № 1. Характеристика государственных органов и должностных лиц, которые являются органами дознания.

§1. Государственныеорганы уполномоченные выполнять функции органов дознания.

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В данном контексте слово "орган" в русском языке означает государственное или общественное учреждение, организация. Организация - это "общественное объединение или государственное учреждение", а учреждение - "организация, ведающая каким-нибудь направлением работы". Как видно, слова "организация" и "учреждение" являются синонимами. Итак, орган - это организация, ведающая каким-либо направлением работы. Поскольку речь идет об органе дознания, то, как следует из определения, таким направлением является уголовно-процессуальная деятельность, а именноправовая компетенция государственных организаций и учреждений уполномоченныхпроводить дознание.[1]

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели, а так  же органы дознания имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

Пункт  1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации говорит о том, что к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Статья 13Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к иным органам относит:

1.                  Органы федеральной службы безопасности.

2.                  Федеральные органы государственной охраны.

3.                  Таможенные органы Российской Федерации.

4.                  Службу внешней разведки Российской Федерации.

5.                  Федеральную службу исполнения наказаний.

6.                  Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Продолжая анализировать статью 40 уголовно-процессуального кодекса, мы видим, законодатель отнёс к органам дознания:

1.                  Органы Федеральной службы судебных приставов;

2.                  Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В данной статье указано, что на вышеперечисленные органы возлагается дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а так же осуществление иных предусмотренных уголовно-процессуальнымкодексом полномочий. Сразу же возникает ряд вопросов о каких же иных полномочиях идет речь? Можно ли считать, что оперативно-розыскные мероприятия являются одними из этих полномочий? Ведь они напрямую направленны на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, как следствие на выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших, с помощью данных мероприятий осуществляется розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, если они проводились с соблюдением принципа законности.Кроме этогополученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данные могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, полученные результаты могут служить основанием для возбуждения уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам в соответствии с предусмотренных законом правил, в частности с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. На практике в оперативно-розыскной деятельности используется сочетание гласных и негласных методов проведения мероприятий, причем преимущественно используются негласные, а это означает, что в соответствии со статьей 89 УПК РФ использование в доказывании таких результатов оперативно-розыскной деятельности запрещается, потому что они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, которые установлены в УПК.

Мне не совсем понятна ситуация, связанная со ссылкой в части 1 статьи 40 УПК РФ на Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», ведь основная деятельность органов дознания уголовно-процессуальная, а не оперативно-розыскная, более того, согласно части 2 статьи 41 УПК РФ, дознаватель не имеет права проводить дознание по уголовному делу, по которому проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия. Возникает вопрос: какая необходимость в наделении на законодательном уровне органов дознания полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий.

В юридической литературе высказывается мнение о некорректности определения органов дознания, приведенного в п. 24 ст. 5 УПК, поскольку органы дознания, указанные в ст. 40 УПК РФ осуществляют не только процессуальную деятельность, но и другие виды деятельности, в частно­сти, оперативно-розыскную, которая, как известно, к процессуальной деятель­ности не относится, но является важной составляющей при раскрытии и при расследованиипреступлений.[2]На мой взгляд, ввиду изложенного выше, нет необходимости вносить уточнения в пункт 24 статьи 5 УПК РФ, указывая в нем и оперативно-розыскную деятельность, поскольку она напрямую запрещена дознавателю. На мой взглядследуетубрать бланкетную норму, отсылающую к Федеральному закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». Вместо этого, установить в части 1 статьи 40 УПК РФ исчерпывающий список органов дознания. 

Попробуем вкратце разобраться, что же из себя представляют государственные органы уполномоченные проводить дознание.

Начнем с органов внутренних дел Российской Федерации. Они являются своего рода универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступления небольшой и средней тяжести указанных в пункте 1 части 3 статьи 151 УПК, за исключением отдельных составов отнесенных к компетенции других служб. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно[3]. Согласно пункту1 части3 статьи 151 подавляющее большинство уголовных дел о преступлениях, обособленных также по предметному признаку, то есть по составу преступления, относятся к подследственности дознавателейв органах внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления. В связи со вступившим в законную силу Федеральным законом «О полиции», из полномочий действующих сотрудников полиции была изъята такая функция, как проведение предварительного следствия, хотя в настоящее время она пока что находится в компетенции Министерства внутренних дел. Более подробно деятельность органов дознания я постараюсь рассмотреть в последующем параграфе данной дипломной работы.

Органы федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие о которых будет производиться следователями того же самого ведомства, а именно ваппаратах Федеральной службы безопасности.Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и так далее (статьи 275 - 281, 283 и 284 УК), о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей Российской Федерации (статьи 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (статьи 353 - 355 и 359 УК).  В структуре Федеральной службы безопасности имеется полный комплекс для расследования уголовных дел, находящихся вих подследственности.Они используют в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы. Так как органы Федеральной службы безопасности имеют собственные аппараты, которые наделены полномочиями  проводить предварительное расследование, как в форме следствия, так и в форме дознания, то можно считать, что они выполняют функцию производства дознания самостоятельно и в полной мере и выполнение задач по определенному в Уголовно-процессуальном кодексе, законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и  законе «О Федеральной службе безопасности» кругу дел, является постоянной и самостоятельной обязанностью данных органов.[4]

В систему Федеральной службы безопасности входит пограничная служба, в настоящее время она не указана в уголовно-процессуальном кодексе, а так же в законе «об оперативно-розыскной деятельности», они не указаны как органы правомочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, но являясь одной из служб ФСБ, они имеют право пользоваться нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность оперативных органов ФСБ России. Все же дознание в системе пограничной службы проводится может и производится дознавателями:

1.                  Оперативных органов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323, ст. ст. 253 и 256 УК (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами Пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами Пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ);

2.                  Органов морской охраны - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 УК (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ).[5]

Информация о работе Органы дознания