Органы дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Система органов дознания………………………………………………….......5
2.Виды дознания…………………………………………………………..…..…10
2.1 Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно…….………………………………………………………..……..…..10
2.2 Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно………………………………………………………………………...12
Обеспечение законности при производстве дознания…………………16
Заключение………………..…………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………………..…….21

Файлы: 1 файл

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………………..3

1.Система органов дознания………………………………………………….......5

2.Виды дознания…………………………………………………………..…..…10

    2.1  Дознание по делам, по которым предварительное следствие      обязательно…….………………………………………………………..……..…..10

    2.2 Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно………………………………………………………………………...12

  1. Обеспечение законности при производстве дознания…………………16

Заключение………………..…………………………………………………….…19

Список  использованной литературы……………………………………..…….21

 

 

Введение 

      Сегодня Россия встала на путь продвижения  к правовому государству.

      Именно  поэтому на первый план выдвигается  именно закон и его неукоснительное  соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      У простого человека зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным  представлением неких карательных органов государства. И это представление легко объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону властвующих.

     Слово «дознание» происходит от широко распространённых в прошлом русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чём-нибудь. Непосредственно термин «дознание» был впервые употреблён в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении…». Под дознанием понималась первоначальная проверка имеющейся информации о преступлении, проводимая полицией. Однако советская власть полностью отменила царское законодательство. После 1917 года первоначальную регламентацию дознание получило в инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции, принятой в 1918 году.

     Милиция стала первым органом, которому в советском уголовном процессе были даны функции дознания. Немаловажным вопросом считалось соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями Рабоче-крестьянского правительства.

     В 1923 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который установил  процессуальные полномочия органов  дознания исходя из характера уголовных  дел.

     В последние годы реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства значительно расширило спектр деятельности подразделений дознания. В результате с 2002 г. увеличилось число преступлений, относящихся к подследственности дознания, возрос объем работы объем работы дознавателей, чем и объясняется актуальность и повышенный интерес к данной теме.

      В настоящее время в соответствии со ст.223 УПК РФ, под дознанием  понимается процессуальная деятельность дознавателя (следователя), состоящая  в установлении обстоятельств очевидных  преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения.

     Органы  дознания, по собственной сути не являются неким обособленным образованием, а  являются принципиальной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если рассматривать этот вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

 

1. Система органов дознания.

     Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК) устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5).

     Словом  «орган» определяется «государственное или общественное учреждение, организация». Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования, иначе - расследование. Таким образом, термин «орган дознания» этимологически означает «учреждение (организация) расследования»1.

      Субъекты, уполномоченные  осуществлять дознание, в содержании основного понятия  «органы дознания» (п. 24 ст. 5 УПК РФ) не указаны. Они перечислены в ст. 40 УПК РФ.

      Статья 40 УПК определяет исчерпывающий  перечень государственных органов  и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. В их число входят:

      - органы внутренних дел Российской  Федерации;

      - иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с  федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности. 

      Также законодатель включил в число органов дознания органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы и должностных лиц, наделенных полномочиями органов дознания:

      - Главного судебного пристава  Российской Федерации, главного военного судебного пристава, главного судебного пристава субъектов Российской Федерации, их заместителей, старшего судебного пристава, старшего военного судебного пристава, а также старших судебных приставов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      - командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений  или гарнизонов.

      Совокупность  указанных выше субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями по производству дознания в уголовном процессе, образует систему органов дознания России.

      Кроме того, согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия по возбуждению уголовного дела и  выполнению неотложных следственных действий возложены на:

     1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

     2) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения органов  дознания, - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных по местонахождению данных партий и зимовок;

     3) глав дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации – по уголовным делам  о преступлениях, совершенных  в пределах территорий данных  представительств и учреждений.

     Процессуальный  статус капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических  представительств и консульских  учреждений РФ в уголовно-процессуальном законе не раскрыт. Хотя прямо не говорит, что эти должностные лица являются органами дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). В перечне органов и должностных лиц, уполномоченных принимать решение о возбуждении уголовного дела, они самостоятельно не фигурируют (ст. 146 УПК РФ)2.

     Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по выявлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного параллелизма и дублирования более или менее четко разграничиваются уголовно-процессуальным законодательством. Основной принцип такого разграничения: каждый из названных органов (должностных лиц) должен иметь дело с такими преступлениями, которые нарушают надлежащее исполнение ими своих основных функций. Например, работники противопожарной службы обязаны выявлять и расследовать преступления, связанные с поджогами; работники таможенной службы – преступления, связанные с нарушением таможенных правил; начальник тюрем, исправительных или воспитательных колоний, СИЗО – преступления, совершаемые в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; судебные приставы – преступления, посягающие на нормальное отправление правосудия; работники госнаркоконтроля – преступления, которые, как отмечалось выше, связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и т.д.

     В системе органов дознания России органы внутренних дел – это единственные органы, которые уполномочены законом проводить дознание по всем уголовным делам, предварительное следствие по которым необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), за исключением отдельных преступлений, прямо перечисленных в пп. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В этих нормах оговаривается подследственность дознавателей пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов Службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственного надзора Федеральной противопожарной службы. Органы внутренних дел не вправе возбуждать уголовные дела и расследовать преступления, подследственные данным органам дознания. Например, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне России (ст. 253 УК РФ) может расследоваться только дознавателями пограничных органов ФСБ.

     Большинство действий, отнесенных к ведению органов  дознания, должно осуществляться непосредственно  должностными лицами, именуемыми дознавателями, - работниками органов дознания, на которых полномочия по производству дознания возлагаются начальниками этих органов.

     Дознание  и неотложные следственные действия по подавляющему большинству уголовных  дел проводит милиция.

     В целом милиция является составной  частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел РФ. Согласно Закону о милиции она должна подразделяться на милицию криминальную и милицию общественной безопасности.

     Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и  разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении.

     Милиция, по общему правилу, не должна подменять  другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания3.

     Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

     Основными задачами милиции общественной безопасности как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно.

     Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители.

     Начальники  органов дознания (милиции) поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. В системе милиции общественной безопасности имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания4.

 

     2. Виды дознания

     Дознание  как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Следует иметь в виду, что деятельность органов дознания подразделяется уголовно-процессуальным законом на два вида, а именно:

Информация о работе Органы дознания