Органы дознания в уголовном судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение института органов дознания в свете изменений российского законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель 5
2. Полномочия органа дознания 16
3. Полномочия дознавателя 18
4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35

Файлы: 1 файл

Курс. Органы дознания в угол. судоп-ве Макс Ефремов.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Вариант № 4. Органы дознания в уголовном судопроизводстве

Примерный  план

 

 

 

 

Введение

 

Проведенная в Российской Федерации реформа органов предварительного расследования в значительной степени изменила сущность самого процесса дознания, а также структуру и функции проводящих его подразделений.

Еще В.В.Путин, будучи главой государства, высказывался за совершенствование уголовно-процессуального законодательства в связи с тем, что расследование малозначительных дел требует сложных процессуальных действий и объемных томов документации. Он отметил: «Очевидно, следственные аппараты правоохранительных ведомств должны сосредоточиться на расследование наиболее серьезных дел, тогда как дела о менее сложных преступлениях необходимо расследовать и можно расследовать в ускоренном порядке в форме дознания»1.

Во исполнение принятых решений  в УПК РФ были внесены изменения, предусматривавшие передачу практически всех уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести (которые составляют около 66% от общего числа всех составов преступлений, предусмотренных УК РФ) из подследственности следователей в подследственность органов дознания. Также введено понятие начальника подразделения дознания, впервые определены его полномочия в ходе производства по уголовному делу2.

Динамичный процесс трансформации  российского законодательства обусловил актуальность выбранной для исследования темы.

Цель данной курсовой работы – изучение института органов дознания в свете изменений российского законодательства.

Задачи работы:

  • Дать Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения, рассмотреть соотношение органа дознания со смежными понятиями;
  • Исследовать полномочия органа дознания и дознавателя;
  • Проанализировать порядок осуществления надзора и контроля за деятельностью органов дознания

Объектом данного исследования выступает деятельность органов  дознания.

Предметом исследования служат нормативно-правовые акты регулирующие вышеуказанную деятельность.

В работе использован  сравнительно правовой метод, метод  обобщения.

Структурно работа состоит  из четырех глав, введения, заключения и списка источников.

 

 

1. Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель

 

Орган дознания - это учреждение либо должностное лицо, на которое  законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования3.

Полномочиями органа дознания наделены в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения - должностное лицо (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и др.)4.

Полный перечень органов  дознания-учреждений следующий: органы внутренних дел, органы федеральной  службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерстав обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры  воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Полномочия конкретного  сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется работниками полиции (ранее - сотрудниками милиции).

Полиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами5. Она входит в систему Министерства внутренних дел РФ

К органам федеральной  службы безопасности относятся:

- федеральный орган  исполнительной власти в области  обеспечения безопасности;

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти  в области обеспечения безопасности  по отдельным регионам и субъектам  Российской Федерации (территориальные  органы безопасности);

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти  в области обеспечения безопасности  в Вооруженных Силах Российской  Федерации, других войсках и  воинских формированиях, а также  в их органах управления (органы  безопасности в войсках);

- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения  безопасности по пограничной  службе (пограничные органы);

- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения  безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения,  центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"6).

К органам по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ относятся:

- Федеральная служба  РФ по контролю за оборотом  наркотиков7;

- региональные управления  ФСКН России,

- управления (отделы) ФСКН  России по субъектам Российской  Федерации.

Компетенция органов  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ  ограничена происшествиями, содержащими  признаки незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; а также незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

Органами Федеральной  службы судебных приставов являются: ФССП России и ее территориальные  органы.8

Федеральная служба судебных приставов - это орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания9.

Территориальных органов  Федеральной службы судебных приставов  восемьдесят три10. Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

В системе Федеральной  службы судебных приставов имеются  также районные, межрайонные и  специализированные отделы.

Начальники органов  дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас - это  директор Федеральной службы судебных приставов РФ и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов11. Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Всем остальным должностным  лицам, подчиненным по должности  названным сотрудникам Федеральной  службы судебных приставов, отдельные  уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

Именно поэтому в  настоящее время уголовно-процессуальный статус, прежде всего, старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ не безупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также  сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной  службы - это соответствующие подразделения  Министерства РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий12.

К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального  аппарата Министерства Российской  Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных  органов Министерства Российской  Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре.

Информация о работе Органы дознания в уголовном судопроизводстве