Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение института органов дознания в свете изменений российского законодательства.
Введение 3
1. Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель 5
2. Полномочия органа дознания 16
3. Полномочия дознавателя 18
4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Второй причиной запрета, установленного ч. 2 ст. 41 УПК, является то, что прокурором на дознавателя может быть возложена обязанность поддержания государственного обвинения в суде.
В таком случае недопустимость совмещения у одного лица рассматриваемых полномочий еще более очевидна: позиция обвинителя в суде будет крайне уязвимой для нападок относительно его заинтересованности в исходе дела (ч. 2 ст. 61 УПК). Кроме того, может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, в качестве свидетеля.
Данный запрет не носит абсолютного характера. Сотрудники оперативно-розыскных служб могут осуществлять дознание в случае возложения на них полномочий органа дознания начальником органа дознания, но не по тому делу, по которому ими осуществлялась ОРД.
Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя. Особенно это касается повышения процессуальной самостоятельности дознавателя. Дознаватель самостоятельно проводит расследование в форме дознания и несет личную ответственность за правильность своих действий и решений. Он вправе производить все следственные действия и принимать любые процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствие с УПК на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение. Надзор за законностью процессуальной деятельности дознавателя осуществляет прокурор. Ведомственный контроль за ним осуществляют орган дознания и начальник подразделения дознания25.
Дознаватель обладает всей полнотой процессуальных полномочий, необходимых ему для производства дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно. Эти полномочия возлагаются на него начальником органа дознания (см. ст. 40).
Согласия начальника органа дознания дознавателю для производства тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, в соответствии с УПК не требуется.
Исключение составляют: обвинительный акт, утверждаемый начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК).
Согласно ч. 3 ст. 144 начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК. Прокурор вправе продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).
Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ч. 4 ст. 20 УПК), прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 27, ст. 28, 427 УПК, на возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в п. 4-8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК (см. ст. 37).
Дознаватель обязан направить лицу уведомление о подозрении в совершении преступления после получения достаточных данных подозревать это лицо в совершении преступления, копию уведомления направить прокурору и совершить процессуальные действия, предусмотренные ст. 223.1 УПК.
Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, предусмотренном ст. 97-101, 108, 224 УПК.
Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде домашнего ареста в порядке, предусмотренном ст. 97-101 и 107 УПК, залога - ст. 97-101, 106 УПК.
Согласие прокурора требуется при отмене дознавателем меры пресечения, избранной с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК). 11.2. Требуется согласие прокурора на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем по письменному указанию прокурора (см. к ст. 37).
Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому иных процессуальных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
К ним относятся процессуальные действия, указанные в п. 9, 10 ч. 2 ст. 29 УПК. Только суд правомочен принимать решения о производстве дознавателем следственных и иных процессуальных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК26.
Решение прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, может быть обжаловано дознавателем вышестоящему прокурору.
Дознаватель не вправе выносить постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Дознаватель вправе приостанавливать производство дознания в случае установления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 208 УПК. Отменить данное постановление могут начальник подразделения дознания (п. 3 ч. 2 ст. 40.1 УПК), прокурор (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК).
По смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 145 и ч. 1 ст. 146 УПК, дознаватель полномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела. Какого-либо предварительного согласования с начальником органа дознания для принятия этого решения дознавателю не требуется.
В то же время дознаватель не может приступить к проверке сообщения о преступлении без того, чтобы начальник органа дознания (начальник подразделения дознания) дал ему соответствующее указание на принятие решения по поступившему сообщению (материалам проверки) или не уполномочил его на проведение процессуальных действий27.
Решение о направлении уголовного дела в другой орган предварительного расследования, а также о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК принимается как органом дознания, так и самим дознавателем (см. к ст. 145, 157).
В законе не говорится, какого рода указания может давать начальник органа дознания дознавателю. Очевидно, можно говорить об аналогии с полномочиями руководителя следственного органа, начальника подразделения органа дознания (см. ст. 39, 40, 40.1).
Порядок обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания предусмотрен ч. 4 ст. 40.1 УПК, указаний прокурора или начальника органа дознания - ч. 4 комментируемой статьи и ст. 124 УПК28.
Согласно ч. 1 ст. 124 УПК надзирающий прокурор рассматривает жалобу дознавателя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Согласно ч. 2 ст. 124 УПК по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Дознаватель, подавший жалобу, должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК).
В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору29.
Дознаватель не вправе обжаловать решения и требования надзирающего прокурора по делу, по которому проводится дознание, принятые прокурором при реализации им своих полномочий, предусмотренных п. 3, 6, 9, 10-15 ч. 2 ст. 37 УПК. Он вправе обжаловать только указания прокурора.
Начальник органа дознания, судя по ст. 40 и 124 УПК, не вправе обжаловать решения и указания прокурора по делу вышестоящему прокурору, а тем более - в суд.
Принцип законности является общеправовым принципом, означающим неуклонное соблюдение Конституции РФ и законов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Законность применительно к уголовному судопроизводству означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, прежде всего УПК, а также соответствующих им иных правовых актов. Одной из задач прокурорского надзор является контроль законности ведения предварительного расследования
Наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов дознания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем либо отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении, либо непринятия мер к его раскрытию. В результате таких неправомерных действий создается обстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению ими еще более тяжких преступлений30.
В связи с этим надзор
за исполнением законов при приеме
и регистрации заявлений и
сообщений о преступлениях
Как уже отмечалось, порядок
регистрации заявлений и сообще
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства:
полнота, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;
соблюдение установленных законом сроков их проверки;
законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.
Методы прокурорского надзора за соблюдением органами дознания порядка приема, учёта и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Наиболее характерные из них заключаются в следующем31.
Прокурор знакомится в органе дознания с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, с журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу, радио и т.д.; с корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении; с книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного; магнитофонными записями сообщений «02»; корешками направлений на судебно-ме-дицинское освидетельствование и экспертизу; книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); с документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалисти-ческом подразделении — с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в паспортных подразделениях — с журналами учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных; в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения — с журналом учета до-рожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных, но незарегистрированных преступлениях прокурор может получить из следующих органов: из медицинских учреждений; из статистических, контрольно-ревизионных органов; подразделений военизированной охраны; организаций, занимающихся частным сыском и охраной судов.
Всю полученную информацию прокурор сопоставляет между собой в целях выявления укрытых от учета преступлений.
Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действия конкретного лица.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством при наличии признаков преступления, по кото-, рым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Исходя из требований закона, орган дознания не вправе сам, по своей инициативе, вопреки мнению следователя или указания прокурора, направить следователю уголовное дело
до проведения неотложных следственных действий и истечения десяти суток со дня возбуждения дела.
Прокурору необходимо обращать внимание на то, чтобы орган дознания: возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления; немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании; выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия; по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю; после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполнял по поручению следователя розыскные и следственные действия.
Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.
Прокурору следует следить за тем, чтобы органом дознания до передачи дела следователю, кроме осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и допроса подозреваемого, допросов потерпевших и свидетелей, не назначались экспертизы, не выносились постановления о привлечении в качестве обвиняемого и не проводилось иных следственных действий. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с законностью задержаний и производством обысков.
Информация о работе Органы дознания в уголовном судопроизводстве