Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение института органов дознания в свете изменений российского законодательства.
Введение 3
1. Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель 5
2. Полномочия органа дознания 16
3. Полномочия дознавателя 18
4. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 25
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Новым субъектом уголовного процесса
стал руководитель подразделения дознания
являющегося учреждением органа
дознания. Его законодатель именует
начальником подразделения
Полномочиями начальника подразделения
дознания не обладает выезжающий на место
происшествия дознаватель - руководитель
"следственно-оперативной
Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служит дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.
Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
Полномочия конкретного
По общему правилу под понятием "орган внутренних дел", "орган федеральной службы безопасности", "орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность "служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность"16. Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.
Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники полиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.
Вот как выглядит данное положение
применительно к статусу
Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции.
Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).
В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п.п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях)17.
9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности18.
В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о "дознании" нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.
Налицо два вида отношений:
1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осуществление функций этого учреждения19;
2) между руководителем
учреждения, наделенного статусом
органа дознания, и другим ему
подчиненным сотрудником
Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.
Дознаватель - сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания - самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.
Оперативно-розыскные меры применять уполномочены не все органы дознания. Этого права нет, например, у органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений или гарнизонов, капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Анализ ст. ст. 40, 151 УПК РФ показывает, что полномочия органов дознания неодинаковы. Все органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке главы 32 УПК РФ, и выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.
Что же касается капитанов
судов, руководителей
Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке главы 32 УПК РФ находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом20. Как правило, государственный орган, наделяемый и функциями дознания, создается для выполнения других задач, поэтому функция дознания в его деятельности имеет производный характер и вытекает из основных функций.
Это определяется
либо тем, что в своей
Поскольку основными задачами полиции являются охрана общественного порядка, общественной безопасности и борьба с преступностью, она первая обнаруживает большую часть преступлений, поэтому закон (ст. 40, п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ) наделяет ее правом производства дознания по всем делам, кроме дел, отнесенных к компетенции других органов дознания (налоговой полиции, таможенных органов), которые расследуют преступления в ходе их основной деятельности.
Полномочия органов дознания неразрывно связаны с их обязанностями. Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.
Определение дознавателя приводится в п. 7 ст. 5 УПК РФ - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
В сравнении с УПК РСФСР, в УПК РФ дознаватель наделен собственной процессуальной компетенцией, которая в общем виде закреплена в ст. 41 УПК РФ, а также специальных нормах Кодекса, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий21. В частности, дознаватель имеет право самостоятельно, т.е. от своего имени производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда законом определен особый порядок принятия решения, например требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение22.
Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, службы судебных приставов, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ и органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (см. ст. 38 и 151). Кроме того, дознание вправе производить следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ и ФСБ России (ст. 151 УПК).
После получения уголовного дела из органа предварительного следствия дознание по данному уголовному делу может производиться по решению прокурора дознавателем любого органа дознания23.
По решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40, по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
Под "возложением" процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий начальником органа дознания, что делается обычно путем подготовки со ответствующей резолюции подчиненному сотруднику.
Аналогичным образом начальником органа дознания или его заместителем должен решаться вопрос о возложении полномочий дознавателя на то или иное должностное лицо для проведения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно (п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК).
Таким образом, понятие "дознаватель" можно понимать в двух смыслах:
1) дознаватель - это процессуальный статус участника процесса, которому начальником органа дознания (его заместителем) поручено производство дознания или неотложных следственных действий по делу, по которому предварительное следствие обязательно;
2) дознаватель - это сотрудник специализированного подразделения дознания24.
Отвод и самоотвод дознавателя возможен по основаниям, предусмотренным ст. 61 УПК, в порядке, который указан в ст. 67 УПК.
Запрет на возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по делу, обусловлен рядом причин и, прежде всего, тем, что результаты ОРД подлежат проверке в ходе предварительного расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом.
Орган предварительного расследования должен подойти к проверке оперативных материалов беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных функций у одного должностного лица.
Информация о работе Органы дознания в уголовном судопроизводстве