Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

план: 

Введение……………………………….…………………………………..

  1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
  2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
  3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
  4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………

Заключение……………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе России, связанные с переходом  страны к новым экономическим  отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление  новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом  правам и свободам граждан, интересам  общества и государства. Усиливается  агрессивность и организованность преступности, появляются все новые  и более опасные виды преступлений.

Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования  уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органов  дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения  доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует  необходимость повышения эффективности  координации деятельности правоохранительных органов, в частности органов  следствия и дознания.

Однако не все  обстоит гладко в области взаимодействия органов предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в стране остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной профессиональной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников органов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.

Зачастую сотрудники органов предварительного расследования  не имеют представления, каким образом  разграничивается их компетенция. В  ряде органов при оформлении следователями  поручений органам дознания допускается  постановка задач, которые выходят  за пределы компетенции конкретного  учреждения, что в частности, связано  с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции  органов дознания, соотношения последних  с компетенцией милиции и других органов расследования.

Существование этих проблем в сложившейся ситуации (резко возросший уровень преступности в стране в последние годы), конечно  же, недопустимо и, естественно является актуальным вопросом в настоящее  время.

Все это свидетельствует  о том, что без четко налаженного  и урегулированного законодательством  взаимодействия органов следствия  и дознания невозможно эффективно раскрывать и расследовать преступления и в  конечном итоге бороться с преступностью. 
 
 
 

Тему «Проблемы  взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения  уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя  прокуратуры я вижу некоторые  трудности, возникающие в его  взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования  по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в  стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования  и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания. 

Задачей написания  дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять  его на практике. 

1. Правовые основы  и формы взаимодействия  следователя и  органа дознания  в стадиях возбуждения  уголовного дела  и предварительного  расследования. 

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.

Взаимодействие - это  взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность  действий.

Под взаимодействием  основанная на законе совместная или  согласованная по целям, времени  и месту деятельность органов  и должностных лиц с целью  наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.

Взаимодействие  призвано решать следующие  задачи:

1. Расследование  и раскрытие преступлений;

2. Привлечение к  установленной законом ответственности  лиц, их совершивших, и возмещение  причиненного ими материального  ущерба;

3. Совместная деятельность  по розыску преступников, пресечению  преступлений, и принятие мер  по их предотвращению.

Взаимодействие следователя  и органа дознания обусловлено объективными предпосылками:

- общностью стоящих  перед ними задач по борьбе  с преступностью.

Следователь и работники  органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;

- различием их  полномочий. Действия следователя  направлены на получение судебных  доказательств, а органа дознания - главным образом на установление  источников доказательственных  фактов, реализуемых следователем  в судебные доказательства посредством  следственных действий.

 Последние (за  исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после  возбуждения уголовного дела  и до окончания его расследования;  оперативно- розыскные меры могут  применяться до возбуждения уголовного  дела, на протяжении всего хода  расследования, а иногда и после  окончания производства по делу.

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные  мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего  дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя  может производить следственные действия;

- специфичностью  их сил, средств и методов  борьбы с преступностью.

Деятельность следователя  строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно- правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно- розыскной  деятельности. Последняя характерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств  и методов, применяемых им при  взаимодействии со следователем;

- самостоятельностью  следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной  подчиненности их друг другу.  В процессе взаимодействия они  применяют по своему усмотрению  те или иные присущие им  средства и методы. Взаимодействие  не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть  положена независимость каждого  из сотрудничающих органов3;

-повышением уровня  работы по предупреждению и  раскрытию преступлений.

Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность  своей работы, позволяет достичь  решения стоящих перед ними задач  с минимальными затратами сил  и средств.

- Тем не менее,  тесная и всесторонняя взаимосвязь  служб, осуществляющих правоохранительную  функцию, общность целей и задач  не устраняет значительной дифференциации  в правовом регулировании их  деятельности, не исключает некоторых  различий в зависимости от  особенностей каждого органа, осуществляющего  свои функции, предписанные законом.  В процессе следователь и орган  дознания принимают от имени  государства властные решения,  подтверждающие наличие у каждого  из них определенных прав и  обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении  физических и юридических лиц  обладают властным характером  и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям  в процессе взаимодействия между  органами дознания и следствия  присущ метод властных предписаний. 

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями.

Управление взаимодействием  в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного  взаимодействия; поддержание этого  режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях  обеспечения все большей эффективности  непосредственной правоохранительной деятельности4.

_________________________________________________________________ 

4 Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная систе- ма//Советское государство и право. -№ 7-77. -С. 42-

44. 9 

8 

Все это позволяет  сделать вывод, что одним из важнейших  путей активизации и оптимизации  взаимодействия в сфере уголовной  политики является как раз система  управления борьбой с преступностью.

Одной из функций  взаимодействия органов дознания и  следователя является организация  как объединение людей. Организация  позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и  способы взаимодействия. Организация  взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок  отношений, расстановку сил и  средств.

Организация взаимодействия между органами дознания и следователем не возможна без информационного  обеспечения. Взаимодействуя, стороны  собирают, накапливают, хранят, анализируют  поступающую информацию, которая  впоследствии реализуется через  принятие важных управленческих решений  по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь  постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

Взаимодействие между  органами дознания и следствия невозможно без надлежащего руководства. С  помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика  и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих  в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности. 

9 

Решение всех возникающих  вопросов невозможно без правового  регулирования положения взаимодействующих  сторон. Правовой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и  издаваемые на их основе подзаконные  акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве. 

Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить  на несколько групп: 

1. Конституция РФ; 

2. Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности»  от

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования