Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

Если же принимается  решение о возбуждении уголовного дела следователь и оперативный  работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а  также сроки и конкретные исполнители, 

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для  успешного расследования и раскрытия  преступлений. Оно строится на принципах  законности, организующей роли следователя  в проведении расследования, самостоятельности  органа дознания в выборе средств  и методов оперативно-розыскной  деятельности, плановости и непрерывности  и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания, позволяет экономить «драгоценные»  силы, средства и время правоохранительных органов. 

_________________________________________________________________

23 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие  под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М., «Спарк». -1997. -С. 232. 

22 глава 2. Взаимодействие  следователя и органа дознания  при возбуждении уголовного дела 

Общность и сложность  стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при  раскрытии преступлений на начальном  этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между  ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оперативным работником и дежурной частью начинается, как правило, с  момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю24. 

В органах внутренних дел сложилась четкая система  дежурных частей, деятельность которых  регламентируется ведомственными нормативными актами.

Дежурная часть  призвана по поступлении сообщения  о совершении или готовящемся  преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных  работников, эксперта-криминалиста и  др. Специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим  следам и задержании преступника. 

В настоящее время  дежурные части оснащены необходимой  техникой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной  почтой, укомплектованы подготовленными  кадрами сотрудников, что позволяет  на высоком профессиональном уровне сразу же~ по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части ор-

_________________________________________________________________

24 Вопросы расследования  преступяений. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, А-Я. 

23 ганов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций. По данным исследования, проведенного ВНИИ МВД, все это составляет свыше 80% от всей исходной информации о преступлениях25. 

В большинстве случаев, заявления граждан и должностных  лиц о совершенных или готовящихся  преступлениях, поступают в дежурные части в устной форме, как правило по телефону. Такие сообщения фиксируются на специальную телефонную запись "02", которая храниться в дежурной части в течение месяца26. 

При непосредственном обращении граждан в дежурную часть, каждое заявление о преступлении заносится в книгу учета № 1 заявлений и сообщений о преступлении, в которой отмечается число, время, от кого и о чем поступили (в  органах прокуратуры также имеются  журналы учета заявлений и  сообщений о преступлениях, в  которые заносятся сведения, поступившие  к следователям и прокурорам). При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. 

Как только заявление  или сообщение будет подтверждено следственно- оперативной группой  с места происшествия. Оно регистрируется в Журнале о совершенных преступлениях27 .(Телефонные сообщения также регистрируются в этих книгах). 

Зарегистрированные  заявления и сообщения передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие  направления возбуждать уголовное  дело, провести проверку в порядке  ст. 109 УПК.

Провести досудебную подготовку материалов.

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

25 Сидоров В.Е.  Начальный этап расследования:  организация, взаимодействие, тактика.  -М-, -

1992.-С.32.

26 Инструкция "О  порядке приема, регистрации, учете  и разрешении заявлений и сообщений,  в органах и учреждениях внутренних  дел и др. информации о преступлениях  и происшествиях", утв. Приказом  МВД СССР №415. от.

11.11.1990.

27 См. Там же. 

24

В книге учета  заявлений и сообщений об этом делается пометка. В ней же указывается  номер и дата возбуждения уголовного дела. При отказе в возбуждении  уголовного дела указывается номер  проверочного материала. 

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в

Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной порядковый номер28. 

По поступившему заявлению или сообщению о  преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а  в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 109 УПК) должно быть принято решение о возбуждении  уголовного дела, об отказе в возбуждении  уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме. 

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые  основания для дальнейших следственных действий.

Сам факт возбуждения  уголовного дела указывает на то, что  правоохранительные органы установили признаки состава преступления в  том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения  вовлекается множество государственных  служб и граждан. 

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для  установления оснований возбуждения  уголовного дела.

Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков  состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу. 

Следовательно, своевременность  и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, которые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. 
 

____________________________________________________________________________

________________________

28 См. Там же. 

25 

Таким образом, установление оснований возбуждения уголовного дела можно назвать предварительной  проверкой повода к этому, будь то заявление гражданина или непосредственное обнаружение признаков преступления29. 

УПК РСФСР определяет, что единственным следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения  уголовного дела является осмотр места  происшествия (ч. 2 ст. 178 УПК РСФСР). При  этом одной из предпосылок успешного  раскрытия преступления по горячим  следам по получении сообщения о  нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной  группы для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер  для задержания преступника. Исследование этого вопроса в Московской области  показало, что по изученным 552 делам, возбужденным в первый день поступления  сигнала, раскрыто по горячим следам 60% преступлений, на второй день - уже 16%, а на третий день - лишь 5%30. 

В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел  подчинены постовые, патрульные милицейские  группы, дежурные части ГИБДД и  медвытрезвители, которые он информирует  обо всех происшествиях на обслуживаемой  территории и организует их взаимодействие31 . 

Первостепенная и  неотложная задача дежурного при  поступлении сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять  меры к сохранению его следов и  задержанию преступника32 . Успех в  таких случаях, независимо от способа  и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами. Вот характерный  пример: дежурный по отряду полу-

_________________________________________________________________

29 Хомич В. Предварительная  проверка материалов, послуживших  поводом к возбуждению уголовного  дела. Законность, № 12-1995. -С. 23.

30 Сидоров В.Е.  Начальный этап расследования:  организация, взаимодействие, тактика. - М., 1992. -С. 34.

31 Лавров В.П. Расследование  преступлений по горячим следам. -М., 1989. -С.

11.

32 Инструкция "по  организации взаимодействия подразделений  и служб органов, внутренних  дед в расследовании и раскрытии  преступлений" утверждена приказом  МВД РФ № 334 от 20.06.96 г. 

26 чив сообщение об ограблении ресторана и приметах грабителя, зная, что возле ресторана должен находиться постовой, он тут же по рации информировал его об этом, одновременно дал указание всем ПМГ и сотрудникам, работающим на милицейских автомашинах. Немедленно следовать к ресторану для оказания помощи постовому. Туда же он направил дежурную следственно-оперативную группу. Извещенный по рации постовой задержал подозреваемого при выходе из ресторана. Преступление было раскрыто в считанные минуты после того, как дежурная часть приняла первый сигнал33. 

Правильная и своевременная  организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного  раскрытия преступления. Осмотр места  преступления и осуществление сопутствующих  ему оперативно-розыскных мер  является одним из наиболее эффективных  способов собирания информации о  преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность  изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию  преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места  преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от полноты и  качества осмотра. Изучение практики показывает, что отсутствие надлежащей информационной базы именно в начале расследования, неквалифицированный осмотр места совершения преступления и неумелое составление протокола осмотра, затрудняют раскрытие и расследование преступлений34. 

Результативность  осмотра места преступления зависит  от ряда факторов, основными из которых  являются быстрота и своевременность  выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов  осмотра; комплексное исследование специальных

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

33 Архив Сочинского  городского суда Краснодарского  края, уголовное дело .№

1-471/98.

34 Вологин C.'M.. Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М., 

27 средств и методов  представителями различных служб  и подразделений органов внутренних  дел; умение следователя организовать  совместную работу взаимодействующих  лиц. 

Поскольку успех  работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной организационной  формой взаимодействия является следственно-оперативная  группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью35. 

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь  является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную  деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении (ч. 4 ст. 127 УПК

РСФСР) 

Перед осмотром, в  зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших  последствий и т.п. следователь  должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности  предстоящей работы, и при необходимости  по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного  происшествия, в группу включается работник ГИБДД, экспетр-автотехник, а при осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п36. 
 

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования