Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

5. Применение органом  дознания принудительных мер  в целях обеспечения следователя  возможностью производства отдельных  следственных действий.

Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого (ст. 147 УПК) и свидетеля (ст. 73 УПК) в  случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению  к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю  и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как  освидетельствование и получение  образцов для сравнительного анализа. Речь идет о тех случаях, когда, например, подозреваемый или обвиняемый отказывается подвергнуться освидетельствованию  с целью обнаружения на его  теле укуса зубов потерпевшей  при изнасиловании или получении  образцов крови, необходимых для  сравнительного анализа, а без этого  установить истину по делу не представляется возможным. Аналогичные ситуации могут  быть с потерпевшим или свидетелем. Если следователь еще до начала производства следственного действия имеет основания  полагать, что ему будет оказано  противодействие, то он заблаговременно  обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых  работников. Если же противодействие  оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного действия. 

6. Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, направленных на  повышение эффективности производства  отдельных следственных действий.

Необходимость в  оказании этого содействия возникает 

54 при проведении  следственных действий, требующих  предварительного изучения тех  или иных объектов с помощью  специальных средств и методов,  чаще всего в период подготовки  к обыску, задержанию и допросу  подозреваемого. Так, органом дознания  могут быть получены оперативно-розыскные  данные об особенностях того  или иного строения или помещения,  где предстоит провести обыск,  о расположении тайников и  иных мест хранения разыскиваемых  предметов и т.п. Оперативно-розыскным  путем можно получить и весьма  ценную информацию об особенностях  характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках, склонностях, о  предполагаемой линии поведения  и тех уловках, к которым  он может прибегнуть на допросе. 

Получив соответствующую  информацию следователь должен тщательно  продумать как пути и способы  ее использования, так и линию  собственного поведения при производстве того или иного следственного  действия. В этом отношении очень  полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных  работников. Практика показывает, что некоторые оперативные работники относят на первое место по своей распространенности непосредственное их участие в производимых следователем отдельных следственных действий, что психологически вполне объяснимо77 и действительно, в большинстве случаев, повышает эффективность производства отдельных следственных действий. 

Уведомление следователя  о результатах оперативных мероприятий  по делам, переданным ему органом  дознания до установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами. 

_________________________________________________________________

77 Вопросы расследования  преступлении. Справочное пособие под ред. И.Н.

Кожевникова, АЛ. Качанова. Изд. 2. -М.: «Спарк». -1997. -С. 231. 

55 

Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с  деятельностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же78 . И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам»79. Однако на практике всегда имеют место случаи, когда возникает необходимость в производстве неотложных следственных действий, а следователь почему-либо не может немедленно приступить к расследованию. 

Когда же следователь  приступает к расследованию, он должен знать, какая оперативно-розыскная  работа проводится по делу, переданному  ему органом дознания до установления преступника. Однако следователь, по тем  или иным причинам, не всегда может  быть осведомлен о результатах этой работы, а следовательно, не может использовать их в интересах следствия.

Поэтому орган дознания должен проявлять инициативу в том, чтобы своевременно информировать  следователя о результатах принятых оперативно- розыскных мер по такому делу80. 

Нечто подобное наблюдается  и по дедам, приостановленным следователем в соответствии с п.З ч. 1 ст. 195 УПК РСФСР. Так, по 92% таких изученных дел, следователями на разных этапах расследования были даны органам дознания поручения о производстве розыскных действий для установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Однако письменные ответы о результатах выполнения этих поручений имеются лишь в 45% уголовных дел. 

_________________________________________________________________

78 Там же. -С. 233.

79 Проблемы эффективности  предварительного следствия. -Ленинград. -1976.

-С. 95.

80 Дербенев А.П. Указ. работа- -С. 66. 

56 

Маловероятно, чтобы  во всех случаях отсутствия в уголовных  делах соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в целях установления лиц, подлежащих привлечению в-каче-стве обвиняемых.

Более того, можно  смело утверждать, что по абсолютному  большинству дел о нераскрытых  преступлениях были составлены единые согласованные планы следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий, которые рассматривались  руководителями следственных подразделений, подразделений уголовного розыска  и ОЭП и утверждались начальниками горрайоргана. Однако, каким бы ни был такой согласованный план, он не может заметить поручений следователя органом дознания о производстве розыскных и следственных действий или его требований об оказании содействия при производстве отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ, служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления; он ни в коей мере не освобождает следователя от использования предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению преступника. 

При установлении факта  невыполнения органом дознания указанной  обязанности следователь может  прореагировать на это принятием  таких мер, как: 

- обращение в устной  форме к оперативному работнику,  занимающемуся установлением преступника; 

- обращение в устной  форме к непосредственному начальнику  данного оперативного работника; 

- напоминание в  письменной форме, адресованное  руководителю горрайоргана; 

- выступление на  служебных совещаниях, проводимых  в горрай- 

57 органе при обсуждении вопросов взаимодействия; 

- обращение к прокурору,  надзирающему за производством  предварительного следствия, для  принятия необходимых мер согласно  ст. 25

УПК РСФСР. 

Применение любой  из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях следователя и  данного оперативного работника, но эти опасения не должны приниматься  во внимание когда речь идет об интересах дела, о выполнении служебного долга. 

58 глава 4. Организация  и деятельность следственно-оперативных  групп и их разграничение со  следственными группами 

Ранее, когда весь следственный аппарат находился  в органах прокуратуры

(до 1963 г.), на практике  возникла такая организованная  форма, как группа следователей. Это положение нашло свое закрепление  в ст. 129 УПК РСФСР. 

Разница между следственными  группами и следственно-оперативными заключается в следующем81 : следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества: 

1. Она дает лучшие  результаты в раскрытии преступлений  по горячим следам, а также  неочевидных, наиболее замаскированных  экономических преступлений и  нераскрытых преступлений прошлых  лет; 

2. Обеспечивает систематическое  и эффективное взаимодействие  следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел; 

3. Следственно-оперативная  группа, в отличие от группы  следователей может создаваться  для производства только одного  следственного действия, например, осмотра мета происшествия. 

Создание следственно-оперативных  групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в  системе органов внутренних дел. 

Порядок создания следственно-оперативных  групп подробно рассмотрен в главе 1, теперь необходимо также дать и  их классификацию. 

_________________________________________________________________

81 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР. -1986. -С. 9. 

59 

В следственной практике сложилось несколько видов следственно- оперативных групп, различающихся  между собой по задачам (для осмотра  места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию  дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники  милиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно  действующие). При этом каждая из них  имеет отдельную специфику в  их организации. Вместе с тем все  следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по порядку их организации82. Рассмотрим некоторые из них. 

Следственно-оперативные  группы по осмотру мест происшествия

(дежурная). 

Для быстрого раскрытия  преступлений по горячим следам большое  значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением  возможностей использования в розыскных  и процессуальных целях материальных следов преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно- розыскных  подразделений, новых видов научно-технических  средств и приборов.

Следственно-оперативные  группы (СОГ) по осмотру места происшествия создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа, утверждения  графиков дежурства следователей, оперативных  работников, экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных

СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности  и оперативной установки. С учетом требований действующих нормативных  актов. При этом одна группа в течение  суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления. 

Личный состав указанных  СОГ придается дежурной части  органа внутренних дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе  членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия обеспечивает их

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ 

82 Взаимодействие  следователей с оперативными  работниками органов внутренних  дел. Метод. Пособие под ред.  Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР.

1981. -С. 83. 

60 транспортом и  отправляет на место происшествия83 . С этого момента члены

СОГ подчиняются  ее руководителю, а оперативный дежурный по ОВД организованно обеспечивает взаимодействие СОГ со всеми служебными нарядами приданными дежурной части84 . 

Наряду с проведением  осмотра места происшествия. Предусмотренного ст.

178 У ПК, в задачу СОГ входит и раскрытие преступления, то есть розыск и задержание преступника. Для этого параллельно с осмотром места происшествия проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия на территории, принадлежащей к месту происшествия. В этом состоит основная особенность деятельности указанных СОГ, которые одновременно проводят осмотр места происшествия (руководитель - следователь) и поисковые, оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск и задержание преступника (руководитель

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования