Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

А.И., рассмотрев материалы  уголовного дела .No 62900 установил: 

12 февраля 1998 года  около 21 часа в домовладении  №41 по ул. Чехова г. Сочи были обнаружены трупы гр-н Левшина С.В. и 

Титова О. Н. со следами  насильственной смерти (множественными ог- нестрельными ранениями). 

По данному факту  следователем прокуратуры центрального района г.

Сочи было возбуждено уголовное дело. 15.02.98г. данное дело было принято к производству отделом  по расследованию особо важных дел  прокуратуры

Краснодарского края. 

Принимая во внимание сложность данного дела, большой  объем предстоящей следственной и оперативно-розыскной работы, руководствуясь ч.З ст.129, ст.211 УПК РСФСР, постановил: 

1. Создать следственно-оперативную  группу по расследованию уголовного  дела в следующем составе: 

- старший следователь  отдела по расследованию особо  важных 

дел прокуратуры  Краснодарского края Лавров В.Г.; . 

- следователь прокуратуры  Центрального района г. Сочи 

Сиротинов М.Н.; 

- зам. начальника  отдела УБОП при УВД Краснодарского  края майор милиции Орехов  В.Н.; 

- ст. о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Егоров Н.С.

- о/у ОУР центрального РОВД ст. лейтенант милиции Туз С.А. 

16 

2. Руководство следственно-оперативной  группой возложить на старшего  следователя отдела по расследованию  особо важных дел 

прокуратуры Краснодарского края Лаврова В.Г.13. 

Работой СОГ на основании  приказа начальника ОВД или прокурора  руководит следователь. Это положение  распространяется и на старшего оперативного работника по руководству оперативно-розыскной  работой, когда в составе группы насчитывается несколько оперативных  сотрудников14. 

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит  постановление о создании СОГ  и указывает в нем фамилии  следователей и оперативных работников, участвующих в расследовании  дела. При этом следователь выполняет  две функции: процессуальную (по сбору  доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться  по этим направлениям.

Он определяет линию  деятельности группы, совместно с  ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между  членами

СОГ, получает от оперативных  работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику  ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит рабочие  совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы. 

Старший оперативный  работник, как член следственно-оперативной  группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий  по делу и контролирует его выполнение, систематизирует оперативно-розыскную  информацию и своевременно передает ее руководителю группы; лично участвует  в проведении поисковой и оперативно-розыскной  работы15.

13 Архив прокуратуры  Краснодарского края, надзорное  производство по уголовному делу  № 62900/98.

14 Инструкция «по  организации взаимодействия подразделений  и служб органов внутренних  дел в расследовании и раскрытии  преступлений» Утл. Приказом МВД

РФ № 334 от 20.06.96.

15 Петелин Б.Я, Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельностиО- Учебное пособие. -М-, Академия МВД СССР. -1986. -С. 9. 

17 

Результаты работы следственно-оперативной группы зависят  как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирования, оценки полученных материалов), так  и от эффективности деятельности каждого ее работника. 

При этом должна соблюдаться  дифференцированная оценка работы следователей и оперативных работников. Задачей  оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследования  путем сбора информации о возможных  источниках получения доказательств  о событии преступления и о  лице его совершившем. Задачей следователя  является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после осмотра  места преступления должен провести по квартирный обход, опросы, другие поисковые  действия, чтобы выявить очевидцев  и свидетелей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установленным, то ответственность за это несет  оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал неправильную тактику  допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это  недостаток в деятельности следователя16. Поэтому работу

СОГ целесообразно  строить с учетом профессиональной подготовки и опыта следователей. Более опытным следователям следует  поручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным ~ выполнение отдельных следственных действий. Это положение можно отнести и к оперативным работникам. 

Взаимный обмен  информацией между следователем и оперативным работником. Взаимодействием  в этой форме является предоставление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных  мер и следственных действий и  представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

_________________________________________________________________

16 Там же. -С. 6. 

18 

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь  должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами  сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это позволяет согласовать, скоординировать  совместные действия в соответствии с новой информацией, иначе оперативно- розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы подлежащие исследованию могут оказаться без выяснения17. 

Изучение дел и  опрос практических работников показали, взаимный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего преступление. Однако на практике она применяется не слишком  часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уголовного розыска  указали, что они всегда располагают  оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномоченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не располагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что  обмен оперативной и следственной информацией способствует установлению лица, совершившего преступление. 

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномоченных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим  с ними лицами полученные ими сведения18. 

Согласованное планирование следственных действий и оперативно- розыскных мер. В качестве организационно-тактической  формы взаимодействия следователя  и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий  относится, как правило, к подготовительному, организационному этапу, на котором  согласовываются и фиксируются  организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимо-

17 Вологин С.М-, Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу.

-М., ВНИИ МВД СССР. -

1985.-С.18.

18 См. Указ. работу. -С. 15. 

19 действующей стороны19. Данная форма взаимодействия  может быть использована как  в стадии возбуждения уголовного  дела, так и на любом этапе  расследования преступления. 

Инициатива в согласованном  планировании в равной степени принадлежит  как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч.4 ст. 119 УПК РСФСР обязанность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возложена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий.

Однако, во всех. случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятельности по расследованию преступлений. 

Сущность совместного  планирования заключается в том, что органы дознания и следствия  разрабатывают систему взаимосвязанных  мероприятий, направленных на решение  конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается  руководителем следственного, а  также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого находится  дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность организационно-тактических  мер, направленных на подготовку и решение  поставленной задачи. Она позволяет  взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта  и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом стороны  распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и  задачи, намечают наиболее оптимальные  и приемлемые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уро-

_________________________________________________________________

19 Бердичевский Ф.Ю.  Взаимодействие органов следствия  и дознания как организационная  система/Советское государство и  право. -№ 7. -1977. -С. 43. 

20 вень готовности своих работников к выполнению намеченных мероприятий. 

Выполнение плана  контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны еженедельно обсуждать  результаты выполнения плана. Невыполнение плановых мероприятий оперативным  работником является нарушением служебной  дисциплины, так как план, утвержденный начальником органа внутренних дел становится управленческим распоряжением20. 

В содержание рассматриваемой  формы взаимодействия включается также  совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных  версий и определение путей их проверки. 

Ознакомление следователя  с данными, полученными оперативно-розыскным  путем. Право следователя знакомиться  с полученными оперативным путем  сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в  тайне негласных средств и  методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить  картину преступления, глубже уяснить  механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника  и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования. 

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним  решение в сроки, установленные  ст. 109 УПК РСФСР21.

Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения  уголовного дела является наличие в  них достаточных данных, указывающих  на признаки преступления22, в том  чис-

________________________________________________________________

20 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие  под ред. И.Н.

Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2 -М., «Спарк». -1997. -С. 234.

21 Взаимодействие  следователя с оперативными работниками  ОВД: Метод.

Пособие под ред. Л.М. Карнеевой. -М.: ВНИИ МВД СССР. -1981. -С. 46.

22 Инструкция «По  организации взаимодействия подразделений  и служб ОВД в расследовании  и раскрытии преступлений» Утв.  приказом МВД № 334 от

20.06.96. 

21 

ле: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению. 

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не позволяют принять решение  о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению  уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробелов23. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направлении. 

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования