Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

12.08.95г.; 

3. Приказы и указания  Генерального прокурора РФ по  вопросам организации следственной  работы; 

4. Межведомственные  приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми определяются конкретные  направления, формы и методы  взаимодействия, взаимные права  и обязанности в ходе его  осуществления; 

5. Нормативные документы,  издаваемые правоохранительными  органами по отдельным проблемам  взаимодействие, а также договоры  и соглашения, заключенные с конкретным  государственным органом. В них  вопросы взаимодействия получают  дальнейшую конкретизацию с учетом  местных условий. 

Взаимодействие такие  можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя  с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях  возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений5. 
 

К основным принципам  относятся6: 

_________________________________________________________________________ 

5 Криминалистика: Учебник  для вузов МВД России. Т. 2: техника,  тактика, организация и методика  расследования преступлений. (под ред. Сматоринского

Б.П.). -Волгоград, ВСШ  МВД РФ. -1994. -С. 253.

6 Там же. 
 

1. Соответствие совместной  деятельности требованиям закона; 

2. Организующая роль  и ответственность следователя  за своевременное и качественное  расследование преступления, его  процессуальная самостоятельность  в принятии решений; 

3. Самостоятельность  органов дознания в выборе  средств и методов оперативно-розыскной  деятельности (в пределах действующего  законодательства); 

4. Плановость взаимодействия; 

5. Непрерывность  взаимодействия. 

Рассмотрим указанные  принципы более подробно: 

1. Соответствие совместной  деятельности требованиям закона  означает, что по расследуемым  делам вправе давать поручения  и указания о производстве  розыскных и следственных действий  и требовать от органов дознания  содействия при производстве  отдельных следственных действий. Такие указания и поручения  следователя даются в письменной  форме и являются для органов  дознания обязательными. 

2. Организующая роль  и ответственность следователя  за своевременное и качественное  расследование преступления, его  процессуальная самостоятельность  в принятии решений, за исключением случаев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя. 

При этом сотрудникам  служб, привлекаемых к совместной деятельности, нельзя отводить роль только пассивных  исполнителей решений следователя.

Если оперативные  работники, исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то 

11 они могут выступать  инициаторами взаимодействия, предложить  следователю свою помощь. Оперативные  работники могут проинформировать  следователя об имеющихся по  делу оперативно-розыскных данных, принимая меры , исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию такой информации. 

На стадии предварительной (до следственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного работника. С учетом особенностей первичных  материалов о преступлении он принимает  решение о привлечении работников других заинтересованных служб к  сотрудничеству, о чем информирует  соответствующих руководителей, которые  коллегиально определяют степень интенсивности  и конкретные направления предстоящих  деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность  за предупреждение преступлений, а  за их раскрытие он отвечает совместно  со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий. 

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия.

Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе.

План помогает взаимодействующим  субъектам при выполнении своих  функций учитывать различные  ситуации, эффектив- 

12 но использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий7. 

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что  стороны по взаимному согласию разрабатывают  систему прямо согласованных  между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения  поставленных задач. 

5. Непрерывность  взаимодействия при расследовании  преступлений означает, что оно  начинается с момента возникновения  повода к возбуждению уголовного  дела либо оснований к розыску  скрывшегося преступника. В дальнейшем  продолжительность и интенсивность  взаимодействия предопределяются  обстоятельствами и интересами  дела; взаимодействие длится столько,  сколько требует сложившаяся  по делу следственная ситуация. 

Взаимодействие следователя  и органов дознания происходит в  двух основных формах: процессуальной и организационной8. 

Процессуальные формы  взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены  также и в других законах, в  связи, с чем отношения между  субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами  являются: 

1. Поручение следователя  органу дознания о производстве  розыскных и следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК); 

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ 

7 Криминалистика: Учебник  для вузов МВД России. Т. 2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений, (под ред. Сматоринского

Б.П.). -Волгоград, ВСШ  МВД РФ. -1994. -С. 255.

8 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. 

13 

2. Содействие органа  дознания следователю в производстве  отдельных следственных действий (ч.4 ст. 127 УПК); 

3. Уведомление следователя  о результатах применения оперативно- розыскных мер по делам, переданным  ему органом дознания до установления  преступника (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР). 

Организационная форма  взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней.

Организационная форма  вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами Организационными формами являются: 

1. Создание следственно-оперативных  групп (СОГ) и оценка результатов  такого взаимодействия; 

2. Взаимный обмен  информацией между следователем  и оперативным работником; 

3. Согласованное  планирование следственных действий  и оперативно- розыскных мероприятий; 

4. Ознакомление следователя  с данными полученньштг-ипфл-тивно- розыскным путем. 

Рассмотрим их более  подробно: 

1. Создание следственно-оперативных  групп . Следственно- оперативная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов9. К основным признакам, характеризующим СОГ можно отнести: общность целей про • изводимых процессуальных и оперативно- розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно- поисковой работы данных, полученных при расследовании

_________________________________________________________________

8 М.: МФЮЗО при  Академии МВД СССР. -1993. -С. 14.

9 Вопросы расследования  преступлений. Справочное пособие (под ред.

Кожевникова И.Н. Научный  редактор Качанова А.Я.). М. Изд. «Спарк», -1997.

-С. 223. 

14 деда10. Следственно-оперативные  группы обеспечивают комплексное  использование сил и средств  подразделений следствия, опер  работников, экспертно-криминалистических  подразделений, дежурной части  и других служб под руководством  следователя. 

Взаимодействие следователей и оперативных работников в СОГ  происходит несколькими путями: 

1. на основе согласованных  планов проведения оперативно-розыскных  и следственных действий; 

2. путем комбинированных  форм взаимодействия, когда оперативный  работник, входящий в СОГ проводит  оперативно-розыскные действия, а  также

(по разовым поручениям  следователя) отдельные следственные  действия

(обыски, выемки, осмотры); 

3. при подготовке  и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи  в проверке показаний на месте  и т.п.)11. 

54% опрошенных следователей  расценивают работу в следственно-  оперативных группах как наиболее  предпочтительную форму взаимодействия  с работниками оперативно-розыскных  аппаратов, а 52% работников уголовного  розыска предпочитают взаимодействовать  со следователем только на  основе согласованного плана  совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию  оперативных работников можно  объяснить тем, что участие  в СОГ требует от них более  четкой и результативной работы, т.к. контроль со стороны следователя  за результатами их работы  в СОГ заметно выше, чем пори  работе по согласованному плану12. 

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным материалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуждения уголовного дела, когда выясняется групповой  характер совер-

____________________________________________________________________________

______________________________________

10 Петелин Б.Я. Следственно-оперативные группы (вопросы организации деятельности). Учебное пособие. -М., Академия МВД СССР- -1989. -С. 5.

11 Петелин Б.Я. Указ. Работа. - С. 6.

12 Там же. 

15 шенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявления соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. СОГ обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Например, прокурор Краснодарского края старший советник юстиции Селюков

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования