Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:49, дипломная работа

Краткое описание

Тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» я выбрал потому, что, работая помощником следователя прокуратуры я вижу некоторые трудности, возникающие в его взаимодействии с органами дознания при осуществлении расследования по уголовному делу и хочу попытаться раскрыть содержание проблем взаимодействия следователей с органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и, может быть, выдвинуть некоторые идеи по совершенствованию совместной работы следователей и органов дознания. Целью написания мною дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования» является полное и всестороннее раскрытие содержания основных ее положений, определение сущности и значения правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.

Задачей написания дипломной работы является осмысление и уяснение для себя, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

Оглавление

Введение……………………………….…………………………………..
1. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования…………………………….
2. Взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении уголовного дела….
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе предварительного расследования
4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовик по криминалистике.docx

— 97.30 Кб (Скачать)

Указанное разделение информации на два вида в достаточной  степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать  в осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать сведения о происшедших  изменениях, а следователь до осмотра  или в ходе него может устно  опросить потерпевших, свидетелей. 

34 

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно- розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. 

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в  стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию  преступлений. Центральным элементом  этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной  группы. 

В большой степени  результат этой работы зависит от инициативности и активности дежурного  при поступлении в дежурную часть  сообщения о совершенном или  готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной  группы на место происшествия и его  квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной  группы и принятия всех необходимых  мер для установления преступника. 

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в  стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или  сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись. 

35 глава 3. Взаимодействие  следователя и органа дознания  в ходе предварительного расследования. 

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного процесса как предварительное  расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями  необходимо для прояснения события  преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причиненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д. 

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя  и органов дознания происходит в  двух основных формах: процессуальной и организационной47. 

Процессуальными формами  являются: 

1. поручение следователя  органу дознания о производстве  розы-скных и следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР); 

2. содействие органа  дознания следователя в производстве  от-дельных следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР); 

3. уведомление следователя  о результатах оперативно-розыскных  мер по делам, переданным ему  органом дознания до установления  преступника (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР). 

Поручение следователя  органу дознания о производстве розыскных  действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных  возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14. 

36 этого органа  в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия48. 

В практической деятельности следователи часто прибегают  к поручениям о производстве розыскных  действий. Например, в производстве отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры 

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900. 

Расследованием, проведенным  по данному делу установлено, что 12.02.98 г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти

(огнестрельными  ранениями). 

Допрошенный по данному  делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М. показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.

Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин занимался реализацией  видеотехники совместно с жителем  города Краснодар, по имени Сергей. 

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия: 

1. Установить род  занятий Левшина и цель его  приезда в г. Сочи 

2. Установить круг  знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных лиц на причастность к убийству; 

3. Установить личность  парня по имени Сергей, совместно  с которым

Левшин занимался  коммерцией и проверить его причастность к убийству

Левшина49. 

Необходимость дать рассматриваемые поручения может  возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к  его возбуждению, конкретной следственной и оперативной си-

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________ 

48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры  Краснодарского краевого суда  уголовное дело № 62900/98 

36 туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер. 

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а преступник застигнут на месте  преступления или пойман с поличным, к тому же является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно- розыскных возможностей органов дознания50. 

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий  в соответствии с Федеральным  законом РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности» от

12.08.95. является 

1. Наличие возбужденного  уголовного дела - основание проведения  оперативно-розыскных действий в  интересах непосредственного разрешения  криминальных задач; 

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ; в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов. 

Все эти основания  делятся на 2 группы: 

1. непосредственно  направленные на разрешение криминальных  задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,

-1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского  краевого суда, уголовное дело  № 62900/98 

38 

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона) 

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно- розыскного сопровождения  по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника  может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно- розыскным путем. 

Другим по характеру  будет оперативно-розыскное сопровождение  по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное  преступление. 

С учетом этого в  деятельности оперативных подразделений  разведывательно-поискового сопровождения  требуют дела51: 

1. возбуждаемые по  материалам оперативной проверки; 

2. возбуждаемые по  факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не  установленными. 

В первом случае оперативно-розыскные  меры необходимы для восполнения  пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а  также выявления фактов. Могущих стать доказательствами. 

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия  необходимы для значительного повышения  эффективности следственный действий, направленных на собирание документов по возбужденному уголовному делу. 

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится  оперативно-поисковое дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших  преступление, за счет максимального  использования различных источников информации при помощи которых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228. 

39 можно узнать, кто  совершил преступление. 

В оперативно-поисковом  деле сосредотачиваются материалы  по обнаружению и оперативной  проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших мероприятий. 

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями, имеющими: 

1. упреждающий, превентивный  характер к подготавливаемым  или замышляемым преступлениям,  что позволяет предотвращать  и пресекать последние еще на ранних стадиях; 

2. имеющими предпосылки  для подготовки оперативно-розыскных  мероприятий, обеспечивающих раскрытие  совершенных иди совершаемых  преступлений в кратчайшие сроки52.

_________________________________________________________________

52 Там же.-С. 290. 

40 

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об  оперативно-розыскной деятельности»53 сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в результате разведывательно-поисковой  работы может оказаться информация о криминальных фактах, допускающих  двоякое толкование, т.е. не являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают  на «разумно обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в  уголовном или административном законодательстве. Таким образом, в  распоряжении оперативного персонала  оказываются данные, не свидетельствующие  четко о том, что имело место  противоправное деяние, преследуемое по закону, устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к уголовной ответственности. 

Информация о работе Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования